Родился 13 апреля 1870 года в
Таганроге
в семье Николая Перестиани,
коллежского асессора
, служившего на таможне и в таганрогском отделении госбанка
.
С 1886 года выступал на сцене Таганрогского театра под псевдонимом «Иван Неведомов»
, впоследствии работал как актёр и режиссёр в нескольких передвижных провинциальных театрах. В 1916 году, уже имея 30-летний опыт театральной работы, был приглашён режиссёром в Московский театр «Аквариум». В том же году дебютировал в кино у
Евгения Бауэра
.
16 февраля 1916 года — памятный день в моей жизни. Это день моего первого появления перед кинокамерой в качестве актёра. Я смутно помню волнение и страх, охватившие меня в утро этого памятного дня, и многие из тяжёлых размышлений, терзавших меня всю первую половину дня вплоть до начала съёмки, бывшей, как я понял впоследствии, ещё одной пробой моих актёрских качеств…
—
Иван Перестиани, «75 лет жизни в искусстве» 1962
Вскоре Перестиани, продолжая сниматься, пробует себя в качестве сценариста и режиссёра
немого кино
. Летом 1917 году в Крыму и Сочи он ставит для студии «Биофильм» несколько картин, которые доснимались в интерьерах уже в Москве. Сотрудничает с частными студиями, ставит для них ещё десяток фильмов. Получает приглашение от шведской киностудии «Эфа», однако, вдохновлённый
революционными преобразованиями
, остаётся в России и начинает ставить агитационные фильмы.
В 1920 году Перестиани уезжает в
Грузию
, где снимает первый в истории грузинский фильм «Арсен Джорджиашвили» («Убийство генерала Грязнова»), в котором также исполнил одну из второстепенных ролей. Кроме кинорежиссёрской работы преподаёт в учебной студии для молодых кинематографистов. В
1923 году
он начинает работу над фильмом
«Красные дьяволята»
, который стал одним из самых знаменитых и часто цитируемых произведений советского приключенческого немого кино. В 1926 году Перестиани снял несколько продолжений этого фильма — «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской», «
Иллан Дилли
» и «
Савур-могила
».
В 1928 году Перестиани был приглашён работать режиссёром на Одесскую киностудию ВУФКУ, в 1929 году перешёл на киностудию «
Арменкино
». С 1932 года — актёр и преподаватель Тифлисского театрального института и Школы киноактёра при
Тифлисская киностудия
, консультант сценарного отдела. Одновременно с этим продолжал сниматься в фильмах на «Арменкино» и Тифлисской киностудии.
Оставил книгу мемуаров, выпущенную издательством «Искусство» уже после смерти автора (1962)
.
Собств. корр.
от 23 июля 2013 на
Wayback Machine
// bloknot-taganrog.ru. — 2013. — 12 июля.
А. Куропатченко.
↑
.
// Советское искусство : газета. — 1939. — 2 февраля (
№ 15 (696)
). —
С. 3
.
4 октября 2021 года.
// Литература и искусство : газета. — 1944. — 15 апреля (
№ 16 (120)
). —
С. 1
.
// Советское искусство : газета. — 1950. — 12 марта (
№ 11 (1203)
). —
С. 4
.
26 июля 2021 года.
, с. 319.
Литература
Перестиани И. Н.
75 лет жизни в искусстве / Вступ. статья Г. Чахирьяна. —
М.
: Искусство, 1962. — 348 с.
Перестиани И.
// Советский экран : журнал. — 1957. — Декабрь (
№ 24
). —
С. 11
.
Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. —
М.
: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. —
100 000 экз.