Свято-Троицкий собор (Барыш)
- 1 year ago
- 0
- 0
Троицкий собор — главный храм Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме .
Центром древнейшего из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы — Ипатьевского монастыря — является Троицкий собор. Примерно в 1560 году на средства Дмитрия Годунова был выстроен первый каменный храм обители, который согласно сведениям из Писцовой книги 1628 года был двустолпным, с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия . В 1649 году старый Троицкий собор был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете . Вероятно, «зелейный» запас остался в подвале храма от осады монастыря в Смутное время . По указу царя Алексия Михайловича на его месте в 1650—1652 годах был сооружен новый храм, освящение пределов осталось прежним . В последней четверти XVII века с юго-востока к храму был пристроен придел Михаила Малеина .
Крупный четырёхстолпный трехапсидный храм с позакомарным покрытием находится на мощном подклете, завершаясь пятью чешуйчатыми луковичными главами на световых барабанах . С трёх сторон собор окружен двухъярусными галереями . В торце южной галереи расположен придел Михаила Малеина, не имеющий алтарного выступа. Его объём крыт на восемь скатов (с пологими фронтонами по всем фасадам) и увенчан чешуйчатой луковичной главкой на глухом барабане, низ которой оформлен рядом полуциркульных кокошников .
Фасадный декор собора скромен, но в целом характерен для зодчества середины XVII столетия. Каждая стена расчленена гладкими лопатками на три прясла . Многообломный карниз , раскрепованный над лопатками, отрезает пологие дуги закомар , профилированные архивольты которых опираются на импосты . Узкие арочные окна (на западном фасаде по одному в каждом прясле, на боковых — в более свободном ритме) не имеют наличников и помещены в глубокие амбразуры . На северном фасаде, обращённом к главному входу в монастырь, оконные проёмы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса , украшающего стену . Килевидные арочки из валиков, опирающиеся на колонки с перетяжками, декорируют барабаны глав. Полукружья пониженных апсид разделены гранёными колонками, выступающими из стен на три четверти. Элементом в декоративном убранстве алтарной части храма, композиционно объединённой с приделом Михаила Малеина, является карниз. Он усложнен полосами бегунка и сухариков . В нижней части стен ему вторят прорисованные обломы профилированного цоколя , отделяющего подклет от основного объёма. Окна апсид обрамлены перспективными наличниками с килевидным обводом по контуру .
В противоположность скупому убранству стен основного объёма, декор галерей подчеркнуто наряден. В основании стен проходит профилированный цоколь, ярусы разделены широким поясом с ширинками. Аналогичные ширинки украшают также лопатки , разделяющие стену на равномерные прясла , в каждом из которых помещено по окну. Особое внимание уделено декору галереи на главном северном фасаде. Ширинки, оконные наличники и карнизы дополнены белокаменной резьбой: розетками различной формы, полосами бусин и резных жгутов.
Парадное крыльцо с рундуком — на правом фланге северного фасада — держится на четырёх декорированных столбах с мощными кубышками, которые несут висячие арки с гирьками. В основании венчающего сооружение восьмигранного шатра — цепочка мелких килевидных кокошников . Высокий лестничный всход покоится на ползучих арках.
В высоком просторном интерьере храма четыре широко расставленных столба, восточные из которых скрыты за иконостасом , несут подпружные арки. На них опираются барабаны глав и своды в рукавах креста: крестовый с запада и коробовые с распалубками с севера и юга. Для опоры светового кольца центрального барабана в поперечном направлении устроены дополнительные повышенные подпружные арки. Система повышающихся арок применена также и для опоры малых глав. «Местным конструктивным приемом можно считать устройство арочных перемычек между восточной парой столбов и стенами» . Размещенные на разной высоте, они придавали жесткость перекрытиям алтарной части храма и служили алтарной преградой для крепления первоначального тяблового иконостаса. Алтарь, жертвенник и дьяконник перекрыты коробовыми сводами с конхами , галерея — коробовым сводом с распалубками, а придел Михаила Малеина имеет сомкнутый свод.
Три арочных входа в храм с галерей обрамлены прекрасными белокаменными перспективными порталами. Их колонки, перебитые резными дыньками, на высоких профилированных базах и с карнизиками-капителями, поддерживают архивольты , коробовый на южном портале и килевидные на остальных. Аналогичную последним форму имеет портал ризницы, расположенной в юго-западной части галереи. Роспись в соборе была начата на западной галерее вскоре после окончания строительства . В летний сезон 1654 года успели написать фигуры архангелов по сторонам портала, в простенках — Страшный суд, Видения Иоанна Лествичника и Евлогия и композиции в люнетах над ними. Начавшаяся моровая язва прервала работы, к ним вернулись только через 30 лет. В 1684 году артель знаменитого костромского знаменщика Гурия Никитина полностью расписала четверик собора. На северной стене, слева от двери, в орнаментальном клейме сохранился перечень имен всех, кто принимал участие в этой работе.
«Ковровая» роспись покрывает своды, барабаны глав, скосы окон, дверей, стены. В центральном куполе храма — Отечество, в остальных — Богоматерь Знамение, Иоанн Предтеча, Христос Эммануил, Ангел благое молчание. На столбах в четыре яруса попарно в рост изображены святые, воины-мученики, князья, первые цари династии Романовых. Стены по горизонтали разделены на пять ярусов. Сюжетный рассказ начинается с южной стены и опоясывает все три стены, прерываясь иконостасом на восточной стене. Первый ярус сверху посвящен деяниям Троицы. Второй цикл рассказывает о земной жизни Христа. Третий ярус — Страсти Христовы, четвёртый — деяния апостолов, которые завершаются рядом сюжетов на тему « Песни песней ».
Особое внимание в стенописи уделено сюжетам, раскрывающим идею троичности, включая изображение Первого Вселенского собора , утвердившего догмат о Троице и выдвинувшего епископа Ипатия в число самых ревностных сторонников чистоты вероучения. Стенопись Троицкого собора неоднократно реставрировалась в XVIII—XIX веках, наиболее значительный объём реставрационных работ был выполнен в 1912 году к 300-летнему юбилею Дома Романовых. Благодаря фотографиям, которые фиксировали ход реставрационного процесса, современным исследователям удалось восстановить программу наружной росписи восточного и северного фасадов собора , которая была выполнена в 1654—1655 годах, пока работу костромских изографов не прервала эпидемия.
При реставрации в 1984 был комплексно воссоздан иконостас: 43 иконы середины XVII века, 25 — 1757 г., 2 — 1912 года. Разновременность икон является следствием реконструкции иконостаса в 1756—1758 годах, когда тябловый иконостас 1652 года был заменен барочным резным. При этом количество икон в рядах уменьшилось с 21 до 15, между иконами встали крупные колонки в виде вьющейся лозы с тучными гроздьями винограда. Иконостасную резьбу и позолоту выполнила артель большесольских резчиков под руководством Макара Быкова и Петра Золотарева. Иконы трех верхних ярусов были перенесены из прежнего иконостаса , а иконы местного и праздничного рядов были написаны в 1757 году Василием Никитиным Вощиным .
Западные, северные и южные порталы собора украшают уникальные двустворчатые врата XVI века, выполненные в редкой технике золотой наводки по красной меди. Это вклад 1559 года Д. И. Годунова, который выполнили мастера Оружейной палаты по образцу дверей Благовещенского собора Московского Кремля . Изображения античных философов и комедиографов, божеств и пророчиц является свидетельством сложности духовной жизни русского общества XVI века, включенности русских мастеров-ювелиров в мировой процесс накопления знаний.