Interested Article - Дмитриев, Георгий Петрович

Георгий Петрович Дмитриев ( 29 октября 1942 , Краснодар , РСФСР , СССР 15 июля 2016 , Москва , Российская Федерация ) — советский и российский композитор , лауреат международных композиторских конкурсов в Будапеште ( 1988 ) и Тренто ( 1991 ), Золотой пушкинской медали ( 2000 ), Премии правительства Москвы ( 2001 ). Заслуженный деятель искусств России ( 2003 ).

Биография

Родился в семье врача (в те годы военного). С шести лет обучался игре на фортепиано ; к этому времени относятся и первые опыты сочинения.

В 1958 - 1961 годах он студент Краснодарского музыкального училища по классам фортепиано, теории музыки и сочинения. По рекомендации Д. Д. Шостаковича поступает в 1961 году в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на композиторское отделение, в класс профессора Д. Б. Кабалевского . После окончания в 1966 году консерватории продолжает музыкальное образование в аспирантуре и оканчивает её с отличием в 1968 году . С 1969 года — член Союза композиторов СССР .

В 1969 - 1983 годах наряду с композиторской деятельностью вел педагогическую и научную работу: преподает сочинение, инструментовку, полифонию в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных ; сочинение — в Центральной школе при Московской консерватории . В 1973 году выходит первым изданием его книга «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние», первая на русском языке монография по данному вопросу; в 1981 году — книга-исследование «О драматургической выразительности оркестрового письма».

Учрежденный в 1979 году ежегодный музыкальный фестиваль « Московская осень » открыл возможность к исполнению ряда крупных произведений Г. П. Дмитриева в симфоническом , ораториальном , камерно-инструментальном , хоровом жанрах , утверждая высокую профессиональную репутацию композитора.

В 1986 году был избран заместителем председателя правления Московской организации Союза композиторов РСФСР. В 1988 году на первых демократических выборах избирается её председателем, учредившим в 1989 году СК Москвы с самостоятельным творческим и экономическим статусом. С именем Дмитриева в эти годы связаны организация и проведение целого ряда новых музыкальных фестивалей; первые концерты запрещенной ранее православной хоровой музыки ; исполнение сочинений репрессированных композиторов (в частности, Николая Рославца ), произведений современных западных авторов: Ксенакиса , Штокхаузена , Берио и других, учреждение Ассоциации современной музыки , Ассоциации электронной музыки и т. д.

В 1989 - 1991 годах он также секретарь правления и первый заместитель председателя СК СССР , реформирующий авторско-правовые, социально-экономические и международные программы. После распада СССР , в 1992 году , был избран председателем Международной ассоциации композиторских организаций (стран СНГ).

С 1993 года — председатель Русского музыкального товарищества, общественного объединения, ведущего независимую творческую, концертную и издательскую деятельность. РМТ выступило одним из учредителей Общероссийского общественного движения «Россия Православная», в Центральный совет которого Г. П. Дмитриев входит с 1997 года . С 1994 года возобновил педагогическую деятельность — вел класс сочинения в Российской академии хорового искусства .

Умер 15 июля 2016 года. Похоронен в Звенигороде на Звенигородском кладбище (уч. 5) .

Творчество

Творчество композитора охватывает широкий круг жанров - от детской фортепианной миниатюры до масштабного симфонического полотна. Особое место в его музыкальном наследии занимает духовная, а именно, православная тематика. В связи с этим уместно вспомнить, что дед композитора по отцовской линии был православным священником. С детства находясь в атмосфере высокого духовного и культурного уровня, Г. Дмитриев органично выражает в своем творчестве исконно русские идеи и стремления.

« Древнерусская тема у Дмитриева — это история России , прослеживаемая и в борьбе за престол, и в мятежах, заговорах, и в деяниях святых праведников . При этом его композиторские искания проходили последовательно через три этапа, постепенно всё шире и глубже охватывая события русской истории. На первом этапе композитор воплощал в музыке <…> художественные произведения из классики отечественной литературы, на втором — его интересовали преимущественно судьбы и деяния выдающихся исторических личностей — таких, как Владимир Креститель , Александр Невский , А.Пушкин , Н.Гоголь , К.Циолковский … На третьем этапе, который продолжается и сегодня, Дмитриев стремится выявить в музыкальном произведении суть духовно национального характера» .

Важный компонент в творчестве композитора - литературно-поэтическое слово. Вот как охарактеризовывает работу со словом музыковед Н.Крашенинникова:

«<…> Георгий Дмитриев в своем творчестве, связанном со словом, охватил самые различные пласты русской (и не только) литературы — летописи , мифы , канонические тексты, жития святых , народные песни , исторические документы, прозу и поэзию русских классиков, малоизвестных авторов прошлого, современных писателей и поэтов… Не будет преувеличением назвать Г. Дмитриева композитором-мыслителем, способным через виртуозный монтаж смыслов (смысловых носителей — в том числе и вербально оформленных), через их сопоставление, многозначную игру и множественность перекличек выстроить уникальную музыкальную драматургию произведения, концептуально заостренную, значительную и неизменно новую. Именно в этом — в расширении границ музыкальной содержательности, в стремлении сделать музыку „говорящей“ — видит композитор свою основную задачу».

Общественная позиция

В марте 2014 года поддержал аннексию Крыма , подписал письмо президенту России Владимиру Путину в поддержку аннексии .

Основные сочинения

Музыкально-сценические произведения
  • Любимая и потерянная ( 1975 )
  • Святитель Ермоген ( 1999 )
Оратории
  • Из «Повести временных лет» на текст древнерусской летописи ( 1983 )
  • Космическая Россия ( 1985 )
Оркестровые произведения
  • Симфония № 1 ( 1966 )
  • Симфония № 2 «На поле Куликовом» ( 1979 )
  • Киев ( 1981 )
  • Концерт для скрипки с оркестром ( 1981 )
  • Сивилла ( 1983 )
  • Икона ( 1986 / 2002 )
  • Симфония № 3 «Misterioso» ( 1989 )
  • Эпизоды в характере фрески ( 1992 )
  • Арфа серафима ( 1998 )
Камерно-инструментальные произведения
  • Соната № 1 ( 1963 )
  • Рапсодия на три русские темы ( 1964 )
  • Сонатина ( 1964 )
  • Струнный квартет № 1 ( 1967 )
  • Струнный квартет № 2 ( 1970 )
  • Струнный квартет № 3 ( 1972 )
  • Соната № 2 ( 1978 )
  • Облики движений ( 1978 )
  • Percussionata ( 1978 )
  • Витражи ( 1981 )
  • Варшавская фантазия ( 1983 )
  • В характере Германа Гессе ( 1986 )
Вокальные произведения
  • Три стихотворения Федора Ивановича Тютчева ( 1967 )
  • Три романса на стихи Александра Сергеевича Пушкина ( 1978 )
  • Три романса на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова ( 1978 )
  • Арфа серафима ( 1978 (№ 1, 2, 5); 1998 (№ 3, 4)
  • Голоса скрипок ( 1982 )
  • Стенька Разин ( 1989 )
  • Песни паладина ( 2000 - 2001 )
  • Богатырские песни ( 2004 )
  • Четыре стихотворения Юрия Кузнецова ( 2007 )
Хоровые произведения
  • Песни безвременья ( 1975 )
  • Священные знаки ( 1975 / 2001 )
  • Всенощное бдение ( 1976 / 1989 - 1990 ; 1997 )
  • Четыре стихотворения Иннокентия Анненского ( 1980 )
  • Апостол правды ( 1983 )
  • Старорусские сказания ( 1987 )
  • Stabat Mater dolorosa ( 1988 )
  • Завещание Николая Васильевича Гоголя ( 1997 )
  • Симфония ликов ( 1998 )
  • Ясный свет ( 2000 )
  • Преподобный Савва Игумен ( 2000 )
  • Шесть хоров на стихи русских поэтов ( 2002 )
  • Китеж всплывающий ( 2004 )
  • Владимирская Богоматерь ( 2006 )

Музыка к кинофильмам

Дискография

  • «Из „Повести временных лет“, Stabat Mater Dolorosa» ( 1991 )
  • «Mikhail Glinka arr. Georgi Dmitriev Viola Sonata in D Minor» ( 1996 )
  • «Symphony № 3 Misterioso, Violin Concerto, Warsaw Fantasy, Vespers-excerpts» ( 1996 )
  • «Всенощное бдение» ( 1999 )
  • «Киев, На поле Куликовом (симфония № 2), Эпизоды в характере фрески, Misterioso (симфония № 3)» ( 1999 )
  • «Старорусские сказания, Симфония ликов» ( 2000 )
  • «Камерно-инструментальная и электронная музыка» ( 2000 )
  • «Завещание Николая Васильевича Гоголя» ( 2000 )
  • «Преподобный Савва игумен, Священные знаки, Шесть хоров на стихи русских поэтов» ( 2004 )
  • «Стенька Разин, Голоса скрипок, Percussionata, Икона» ( 2007 )
  • «Произведения на стихи Юрия Кузнецова» ( 2007 )
  • «Камерно-инструментальная музыка» ( 2007 )
  • «Хоровое творчество Георгия Дмитриева», mp3 ( 2007 )
  • «Романсы на стихи русских поэтов» ( 2009 )
  • «Этот светлый мир детства! » ( 2011 )
  • «Всенощное бдение. Воскресное литургическое пение» ( 2011 )
  • «Святитель Ермоген» ( 2013 )

Примечания

  1. Алёна и Павел Кац. . Московские могилы (7 сентября 2023). Дата обращения: 16 октября 2023.
  2. Паисов Ю. И. Творчество Георгия Дмитриева на рубеже тысячелетий // Музыка в системе межкультурных коммуникаций на рубеже XX—XXI вв. Сборник трудов по материалам конференции 16-17 октября 2008/ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. — М., 2009. — С. 123—141.
  3. (недоступная ссылка) на сайте от 25 сентября 2012 на Wayback Machine
  4. 11 марта 2014 года. // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации

Ссылки

Источник —

Same as Дмитриев, Георгий Петрович