Interested Article - Чернихов, Яков Георгиевич

Я́ков Гео́ргиевич Че́рнихов ( 5 ( 17 ) декабря 1889 , Павлоград 9 мая 1981 , Москва ) — советский архитектор , художник , график, живописец, теоретик архитектуры.

Биография

Родился 5 ( 17 ) декабря 1889 года в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье, в которой было одиннадцать детей (пять девочек и шесть мальчиков), проживавшей на улице Харьковской в доме Зубовой, — этот дом Яков изобразил потом в студенческих этюдах. Его отец, Георгий Павлович Чернихов, ранее владел ресторанами на кораблях Добровольного флота ; впоследствии разорившись, отец и семья перебрались на жительство в Одессу . Потерпев и тут ряд неудач, отец через несколько лет переехал и обосновался в городе Павлограде на казённом водочном заводе приемщиком посуды. Мать Якова, урожденная Маргарита Михайловна Баскова, происходившая из мещан Павлограда, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Получив среднее образование, она особенно увлекалась чтением книг, и эту любовь привила всем детям, лично руководя их занятиями. В 1896 году, в возрасте семи лет, Яков был отдан в 6-классное городское Александровское училище, которое окончил в 1902 году.

В 1906 году покинул семью и до 1914 года жил в Одессе . Учился, вопреки желаниям родителей, в Одесском художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии художеств ), зарабатывая себе на жизнь тяжёлым физическим трудом — работал грузчиком в одесском порту. В Одессе началось увлечение Якова Георгиевича и графикой: он много рисовал, работал над выработкой индивидуального графического языка.

В 1912 году с отличием окончил училище, получив право в качестве стипендиата продолжать обучение в Санкт-Петербурге . Сначала учился на живописном факультете Академии художеств. Одновременно преподавал в реальном училище, городских и коммерческих школах, посещал Высшие педагогические курсы. В 1915—1916 годах давал уроки рисования детям великого князя . В 1916 году перешёл на архитектурный факультет, где занимался под руководством Л. Н. Бенуа . В том же году участвовал в деятельности Союза преподавателей графических искусств .

След Л. Н. Бенуа в жизни Я. Чернихова оказался столь велик, что вряд ли можно было бы назвать кого-либо другого из обширного круга его знакомых, в том числе выдающихся личностей и замечательных педагогов, о ком бы он отзывался с большим уважением и благодарностью, чем о Бенуа .

В Октябрьской революции он увидел необходимое радикальное средство переустройства общества ради установления социальной справедливости. Некоторое время служил в Красной армии . Затем вернулся в Петербург, чтобы окончить Академию. Одновременно он работал как художник-оформитель революционных праздников, вёл активную педагогическую деятельность.

Окончив в 1925 году Вхутеин , занимался проектированием (главным образом промышленных зданий и комплексов). В 1927 году организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования» . Лаборатория стала фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимался проектной и экспериментальной работой.

Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией , рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также вёл преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов . Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства. В период с 1914 по 1928 год, при разработке курса геометрического черчения, курса кривых, курса проекционного рисования и черчения, а также методов изображения, он выполнил около 4500 различных графических построений . Не всё признавалось его современниками. Но постоянно выходили в свет его монографии и учебные пособия. На рубеже 1920—1930-х годов в Ленинграде были изданы его книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933).

Преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 года — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС ) на кафедре архитектуры (1928—1945), в — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932), Транспортной академии НКПС имени И. В. Сталина (1930—1932), в Институте инженеров водного транспорта (1929—1931) и других крупных учебных заведениях. В 1932 году ему было присвоено звание профессора.

Его графические работы, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 году. Графика Чернихова, особенно его работы 1920—1930-х годов, повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке. Многие знаменитые современные архитекторы открыто называли его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920—1930-х годов — советская параллель европейскому экспрессионизму . Наряду с такими мастерами, как Клод-Никола Леду , Джованни Баттиста Пиранези , Антонио Сант-Элиа , считается крупнейшим представителем жанра .

В 1930—1940-е годы выполнил несколько циклов графических работ, среди которых «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и другие. В середине 1930-х годов, после разгрома конструктивизма и провозглашения нового подхода в архитектуре в сталинском СССР, Яков Чернихов подвергся жёсткой критике. Ему пришлось даже отрекаться и осуждать собственную деятельность начала 30-х годов.

Последние годы жизни жил и работал в Москве ; преподавал в МАРХИ (1936–1938), Московском инженерно-экономическом институте (с 1938). С конца 1930-х годов в поле его деятельности были две темы: ветряные мельницы и шрифты . В одном из писем к своему товарищу он писал :

…я увлёкся модульным построением классического шрифта. Я сначала хотел ограничиться только созданием труда на тему «Архитектурные шрифты», но неожиданно развернул работу на более широкую тему, когда обнаружил необычайные материалы в работах классиков архитектуры и живописи: Леонардо да Винчи , , Альберти, Серлио , Дюрера , Пачиоли, Тори, Жожона и мн. др. У на на русском языке таких исследований нет, но зато у нас есть изумительное богатство, оставленное нам в русских письмах. Я разыскал материалы гражданского письма ещё до петровской реформы. Шрифт, утверждённый Петром, является одним из ценнейших русских творений.

Скончался в Москве 9 мая 1951 года . Похоронен на Введенском кладбище (3 участок).

В 2006 году было обнаружено, что значительная часть коллекции рисунков Якова Чернихова похищена из РГАЛИ и заменена грубыми подделками.

Проекты и постройки

Водонапорная башня завода « Красный гвоздильщик »

В различных городах СССР по проектам Чернихова было построено около 170 сооружений, в их числе:

Библиография

Книги
  • Искусство начертания / Яков Чернихов. — Ленинград: Книгоиздательство Академии Художеств, 1927. — 79 с.
  • Геометрическое черчение / Яков Чернихов. — Ленинград: Издательство Академии художеств, 1928.
  • Основы современной архитектуры: Экспериментально-исследовательские работы / Яков Чернихов. — Ленинград: Издание Ленинградского общества архитекторов, 1930. — 123, [4] с., ил.
  • Орнамент: Композиционно-классические построения: 57 штриховых рисунков, 56 тоновых чертежей, 658 штриховых чертежей, 8 красочных чертежей / Я. Чернихов, преп. Ленингр. инст. инж. путей сообщ. — Ленинград: Издание автора, 1930 (обл. 1931). — 221, [5] с., [8] л. цв. ил.
  • Конструкция архитектурных и машинных форм / Яков Чернихов. — Ленинград: Издание Ленинградского общества архитекторов, 1931. — 220 с., ил.
  • 101 композиция в красках. 101 архитектурная миниатюра / Я. Г. Чернихов. Исполнены при участии Д. Копаницына и Е. Павловой. — Ленинград: Ленинградское областное отделение Всесоюзного объединения «Международная книга», 1933. — 102 с., 101 л. ил. — 3000 экз.
  • Построение шрифтов / Чернихов Я. Г., Соболев Н. А. — М.: Искусство, 1958. — 116 с., ил.
  • Орнамент: Композиционно-классические построения: 57 штриховых рисунков, 56 тоновых чертежей, 658 штриховых чертежей, 8 красочных чертежей / Я. Г. Чернихов. — Печатается по изданию 1930 года. — Москва: «Сварог и К», 2007. — 200 с., ил. — ISBN 978-5-93070-060-2 .
  • Построение шрифтов / Чернихов Я. Г., Соболев Н. А. — М.: Архитектура-С., 2007. — 116 с.
Научные работы
  • «Энтазис и фуст колонны»;
  • «Методы архитектурного проектирования»;
  • «Геометрическое черчение»;
  • «Цвет и свет»;
  • «Эстетика архитектуры»;
  • «Красота в архитектуре».

Графические циклы

Графические циклы (помимо изданных в виде книг)
  • «Архитектура дворцов» (1934—1941),
  • «Дворцы коммунизма»,
  • «Архитектура будущего»,
  • «Архитектурные ансамбли»,
  • «Пантеоны Великой Отечественной войны» (1942—1948).
  • «Военная маскировка» (1942—1945).

См. также

Примечания

  1. .
  2. Чернихов А. Из истории русского алфавита (по материалам графических исследований архитектора Якова Чернихова) // Альманах библиофила. Вып. 26. — Москва: «Книга», 1989. — С. 143—151.
  3. от 31 января 2021 на Wayback Machine // РИА Новости. 09.08.2006; от 31 января 2021 на Wayback Machine // Российская газета — Федеральный выпуск. 09.08.2006.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Berkovich, Gary . Reclaiming a History. Jewish Architects in Imperial Russia and the USSR. Volume 2. Soviet Avant-garde: 1917—1933. — Weimar und Rostock: Grunberg Verlag, 2021. — С. 134. — ISBN 978-3-933713-63-6
  • Лисицина Я. Ю. Творческий метод архитектора-художника Я. Г. Чернихова. — Иркутск, 2017. — 268 с.
  • Стригалев А. А. Феномен Чернихова: авангард и окрестности // Вопросы искусствознания. — 1997. — № 11(2).

Ссылки

Источник —

Same as Чернихов, Яков Георгиевич