Леонидов, Леонид Миронович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаил Миронович (Меерович) Цвибак (7 ( 20 ) июня 1899 , Мелитополь — 21 мая 1937 , Ленинград ) — советский историк , преподаватель факультета языкознания и материальной культуры ЛГУ , профессор Ташкентского университета , музейный работник, сотрудник ГАИМК .
Родился в Мелитополе в семье инженера-механика Мирона Михайловича (Меера Менделевича) Цвибака (1869—1925), выпускника ИМТУ 1893 года , и Софьи Иосифовны Барановой. Сестра — историк и библиограф (1908 — не ранее 1960) . В 1909—1917 годах учился в 5-й Санкт-Петербургской (Петроградской) гимназии, окончил с золотой медалью . В 1917 году был зачислен на Историко-филологический факультет Петроградского университета (с 1919 — факультет общественных наук ).
С 1917 — член партии левых эсеров , с 1918 года — РКП(б) . В конце 1919 года вступил в Красную армию , назначен инструктором политотдела укрепрайона № 4187 отдельной морской бригады Балтийского флота. В 1921 году — правительственный комиссар Петроградского университета. С этого же года по поручению Ленинградского губернского комитета направлен преподавать историю Средней Азии в Ленинградском отделении Коммунистической академии . Под руководством профессора С. В. Рождественского подготовил выпускную работу «Кормления в Московском государстве: историко-хозяйственные очерки». Первую печатную работу «Вотчинное хозяйство графа В. Г. Орлова» опубликовал в 1922 году . В 1923 году окончил обучение в университете.
По окончании университета, по рекомендации С. В. Рождественского направлен научным сотрудником второго разряда по секции русской истории в Исторический научно-исследовательский институт (1923), одновременно — сотрудник петроградского отделения Центрархива РСФСР и аспирант Научно-исследовательского института Коммунистического университета имени Г. Е. Зиновьева ; с 1924 года — преподаватель общественных дисциплин и заведующий кабинетом-семинарием по русской истории в ЛГУ. В середине 1925 года принял активное участие в создании факультета языковедения (языкознания) и материальной культуры (Ямфак) и 16 июня был назначен заместителем декана этого факультета; в октябре того же года получил звание доцента факультета по кафедре русской истории. В 1925 году примкнул к « зиновьевской » оппозиции , в результате чего, продолжая числиться в ЛГУ (доцентом Ямфака, а, затем, историко-лингвистического факультета), в 1926 был «откомандирован в партийном порядке» в Ташкент и назначен профессором и заведующим кафедрой истории Среднеазиатского университета и преподавателем Среднеазиатского Коммунистического университета. В 1927—1930 — директор СРЕДАЗКОМСТАРИСА (комитета по делам музеев и охраны памятников старины, природы и искусства); в 1929—1930 управляющий Узбекским Центрархивом и директор Среднеазиатского Главного музея ; в 1930 году — член правления Музея истории и революции (ныне — музей истории народов Узбекистана) .
Во время пребывания в Средней Азии активно занимался «идеологизацией» исторической науки. В частности возглавил травлю «бартольдовцев» — представителей местной школы востоковедения. В результате этой травли в следующем году были арестованы 11 преподавателей Ташкентского университета. Цвибак призвал ученых «пропитать свои научные изыскания органическим сознанием современности, увязать свою работу с высшим достижением европейской культуры — методом Маркса и Ленина» . Первоначально оппозицию деятельности М. М. Цвибака возглавил молодой историк и археолог М. Е. Массон .
1 апреля 1927 года на заседании СРЕДАЗКОМСТАРИСа (САКСа) его директор М. М. Цвибак проинформировал членов организации о решении ликвидировать музейную и природоохранную секции САКСа. После назначения его на должность директора Среднеазиатского главного музея вся местная историческая и археологическая наука оказалась у него в руках. Затем он обвинил этнографа Н. В. Брюллову-Шаскольскую — бывшую временно исполняющей обязанности директора музея — в умышленном создании «нездоровой ситуации» в музее. Критиковал своих бывших соратников Н. М. Студеницкого и К. А. Ушарова . Подвергся критике и ещё один «оппозиционер» — вступившийся за Н. В. Брюллову-Шаскольскую Лев Ошанин .
Позднее, уже после возвращения Цвибака из Средней Азии, начатые им гонения продолжились, и в мае 1933 года были арестованы 11 профессоров и преподавателей Среднеазиатского университета (М. С. Андреев, М. Ф. Гаврилов, А. А. Гаррицкий, Д. С. Граменицкий , П. Е. Кузнецов, Н. Г. Маллицкий, А. В. Панков, А. А. Семенов, И. И. Умняков , Н. Н. Фиолетов, А. Э. Шмидт).
В июне 1930 года М. М. Цвибак вернулся в Ленинград. К тому времени он обратил на себя внимание благодаря своей активности в Ташкенте, а также выступлением на проходившей в Грузии конференции о социально-экономических формациях с критикой доклада Т. Б. Берина «Об азиатском способе производства» . Направлен на работу в ГАИМК . В 1930 — 1931 и 1932 — 1933 годах заведовал кафедрой на историческом факультете ЛИФЛИ .
Участвовал в разгроме научных школ академиков С. Ф. Платонова и Е. В. Тарле . В 1931 году на организованном Г. С. Зайделем в Ленинграде совместном заседании сотрудников Коммунистической академии и Общества историков-марксистов ( 29 января — 16 февраля ) происходило обсуждение действий дореволюционных историков. Зайдель зачитал доклад под названием «Тарле как историк», который посвятил разоблачению «вредительства на историческом фронте». Результатом заседания стало издание М. М. Цвибаком совместно с Г. С. Зайделем сборника, включавшего в себя «отречения» учеников С. Ф. Платонова и Е. В. Тарле от своих учителей .
С ноября 1932 года — заведующий феодальным сектором ГАИМК. В 1934 году был премирован «за высокое качество научной работы, за высокое методологическое руководство сектором».
В 1935 году против М. М. Цвибака было организовано уголовное преследование. Он был исключен из партии, уволен из ГАИМК и ЛИФЛИ . Вторично «командирован» в Ташкент, но здесь работал недолго. В 1936 направлен вновь в Ленинград, где предстал перед судом. Проходил по одному делу с Н. М. Маториным как «зиновьевец». В Ленинграде жил по адресу: В. О. , 5-я линия, д.54, кв.5 .
6 мая 1937 года намечен к репрессии по первой категории (расстрел) по представлению заместителя наркома внутренних дел , начальника 4-го отдела ГУГБ НКВД Я. С. Агранова . 20 мая 1937 года выездной ленинградской сессией Военной коллегии Верховного суда СССР приговорен по ст. 58-8 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян на следующий день (21 мая 1937).
Жена (с 1922 года ) — историк-востоковед Ольга Борисовна (Вернеровна) Седергольм (27 октября 1900 Николайштадт — 7 ноября 1985 Петрозаводск); двое сыновей — Вадим (1922 - 1943) и Марат (1924 - 1999).