Родовая община
- 1 year ago
- 0
- 0
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Родова́я общи́на , кровноро́дственная общи́на — форма социальной организации ( община ), где люди связаны коллективным трудом и потреблением на основе кровного родства . Основная форма при первобытно-общинном строе .
Родовая община это первая форма общественной организации людей, где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях дальним родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство. Кроме того, это был союз, основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда и охотничью территорию и предположительно был основан по принципу социального равноправия.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом , железный топор, лопата, мотыга , лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины . Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки. Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин .
Родовая организация — один из важнейших механизмов поддержания первобытного коллективизма. В советской антропологии существует несколько схем описания её таксономичных уровней (линий родовых структур): Р. — малый Р. — патри/матри/амбилиния; Р., или клан , — линидж ; группа Р., или надрод, — Р. — подразделения Р. — ядро домохозяйства, или большой семьи (Д. А. Ольдерогге); клан — сиб, или субклан, — Р., или матри/патрилиния, линидж (Н. А. Бутинов). Локализованная ступень родовой организации — собственно Р. — обладает наибольшей целостностью. В зарубежной социальной антропологии Р. обозначается как генс ( лат. gens ) или клан.
Существуют два основных направления в трактовке генезиса и сущности Р. — родовое и общинное. Согласно первому, характерному для ортодоксального Эволюционизма , Р. был первичной и повсеместно распространённой формой социальной организации, пришедшей на смену «первобытному стаду» (см. в ст. Первобытность ). В силу экзогамии Р. не могли существовать изолированно и возникали племена, объединявшие взаимобрачные (эпигамные) Р. (см. ); возникший вместе с Р. брак первоначально имел форму группового (дуально-родового) и дислокального брака. Матрилинейный Р. рассматривался в качестве основного экономического и социального института, когда производственные отношения совпадали с кровнородственными и характеризовались коллективным потреблением, общеродовой собственностью на осн. средства производства и социальным равенством сородичей. С развитием производительных сил, в том числе в связи с переходом к пашенному земледелию , скотоводству и металлургии , совершился переход к патрилинейному Р., когда основным экономическим институтом становится большая патриархальная семья, а Р. сохраняет в основном брачно-регулирующие и ритуальные функции; появляется иерархия неравноправных родов.
С точки зрения доминирующего ныне общинного направления, Р. возникает не всегда и преимущественно только с развитием земледелия и оседлости, когда появляются вертикальное родство и генеалогии. В отличие от общины, Р. никогда не был производств. ячейкой, имел только брачно-регулирующие и ритуальные функции. Материнский и отцовский Р. — равноправные варианты, не имеющие стадиального характера.
Пережитки Р. сохраняются в постпервобытных обществах, особенно у кочевых и горских народов и в элитарных слоях (например, средневековые европ. и монархические династии ). Известны также случаи регенерации родовой организации (т. н. ) в периоды ослабления государства (среди русских переселенцев в Сибирь, на Крайний Север и Украину, у буров Юж. Африки и др.) .
Сеть современных родовых общин воссоздаётся в России на основе восстановления родовой ответственности представителей своих родов,где главным органом взаимодействия родов становятся советы родов. [ источник не указан 715 дней ]