Interested Article - Индейцы Бразилии

Индейцы Бразилии являются исконными обитателями этой страны , жившими на этой территории несколько тысяч лет до прихода европейцев . Однако они не образуют единой общности, распадаясь на множество отдельных племён.

История

Хотя португальцы , прибыв к берегам нынешней Бразилии в начале XVI века, понимали, в отличие от Колумба , что это не Индия (так как они к этому времени уже были в самой Индии), за коренными обитателями всё равно закрепилось название índios . При этом индийцы называются по-португальски indianos .

К приходу европейцев индейцы на территории Бразилии вели в основном полукочевой образ жизни, занимаясь охотой, рыбной ловлей, собирательством и подвижным земледелием. По современным оценкам тогда насчитывалось около 2 000 племён, из которых многие были впоследствии истреблены или ассимилированы. Сейчас насчитывается лишь около 200 отдельных племён.

Численность автономного населения на территории Бразилии в доколумбову эпоху составляла не более 4 млн человек. Сейчас это число сократилось до 500—700 тысяч человек.

Из этого числа лишь около 250 тысяч человек сохраняет знание одного из 145 индейских языков , остальные полностью перешли на португальский .

18 января 2007 года Национальный фонд индейцев ( FUNAI ) сообщил, что подтверждено наличие 67 разных неконтактных племён на территории Бразилии. В 2005 году сообщалось лишь о сорока, и теперь Бразилия вышла на первое место в мире по числу неконтактных народов, обогнав Папуа — Новую Гвинею .

Вклад в формирование бразильской нации

В формирование бразильского этноса внесли вклад различные народы, однако особенно весомым был вклад потомков тупи . Когда португальцы прибыли в Бразилию в XVI веке, первыми их встретили тупи. Вскоре распространились смешанные браки между португальскими поселенцами и местными женщинами, тем более, что португальцы редко привозили с собой женщин. Вместе с этим в колонии начал распространяться феномен «своячества», известный под названием « cunhadismo » (от португальского cunhado , «шурин»). «Своячество» по сути было старинной индейской традицией включения чужаков в свою общину. Индейцы предлагали европейцу девушку из своего племени в жёны, и если тот соглашался, он становился «свояком» для всех индейцев племени. Европейцы быстро усвоили многожёнство , распространённое среди индейцев, и один европеец мог иметь десятки индейских жён ( temericós ).

«Своячество» также использовалось для вербовки рабочей силы. Пользуясь многочисленными родственными связями, приобретёнными через своих аборигенных жён- temericós , португальцы использовали «свояков» для работы на себя, в первую очередь для рубки цезальпинии и погрузки древесины на корабли. В ходе этого процесса образовалась значительная популяция метисов , получивших в Бразилии название « мамелюко » и составившая подавляющее большинство населения этой страны. Без практики «своячества» португальцы едва ли закрепились бы в Бразилии, поскольку численность их была весьма мала, в особенности женщин.

Резервации

Индейские резервации в Бразилии

Согласно бразильской конституции 1988 года, все земли древних предков современных индейцев должны были быть переданы племенам в течение пяти лет, но этот процесс еще не завершился. К настоящему моменту индейцам передано около 11% территории страны и около 22% джунглей Амазонки.

Численность

В бразильских переписях выделяется пять категорий, определяемых по самосознанию: branca ( белые ), preta ( чёрные ), amarela ( , то есть азиаты ), parda ( смешанные ), indígena (коренные). Переписи проводит IBGE (Instituto Brasileiro de Geografia e Estatística—Brazilian Institute for Geography and Statistics). Согласно последней обычной переписи 2000 года индейцами себя назвали 734 127 чел. или 0,43 % населения Бразилии . В 2006 году проводилась так называемая «выборочная перепись домохозяйств» (Pesquisa Nacional por Amostra de Domicílios или PNAD; англ. National Research for Sample of Domiciles), согласно которой получилось 519 тыс. индейцев, или 0,28 % . Согласно другому источнику (Schwartzman ) «indígena» по происхождению составляют уже 6,64 % (то есть 11,3 млн на 2000 год).

При этом, согласно данным генетиков, свыше 50 млн бразильцев (26 %) имеют индейских предков.

Перечень

Ритуальная раскраска девушки из племени

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 апреля 2011. 19 июня 2013 года.
  2. Данные можно найти через от 26 июля 2009 на Wayback Machine
  3. Источник: от 11 июня 2008 на Wayback Machine и от 25 августа 2007 на Wayback Machine
  4. Simon Schwartzman. « от 27 декабря 2006 на Wayback Machine ».
  5. от 6 марта 2008 на Wayback Machine

Литература

  • Бейтс Генри . Натуралист на реке Амазонке. Рассказ о тропических картинах природы, о нравах животных, о жизни бразильцев и индейцев и о путевых приключениях автора во время его одиннадцатилетних странствий / Пер. с англ. И. М. Шенброта. — ил. — М. : Географгиз , 1958. — 430 с.
  • Биокка Этторе. Яноама / Пер. Л. А. Вершинина. — М.: Мысль, 1972. — 206 с.: ил. — Серия «Путешествия. Приключения. Поиск».
  • Бутце Герберт. В сумраке тропического леса. Природа, люди, хозяйство / Пер.с нем. Р. А. Крестьянинова. — М.: Географгиз, 1956. — 312 с.: ил.
  • Гэппи Николас. В стране Ваи-Ваи. Через леса к северу от Амазонки / Пер. с англ. Л. Л. Жданова. — М.: Географгиз, 1961. — 344 с.: ил. — Серия «Рассказы о природе».
  • Зверев В. В. Амазония. Приключения русских в стране каннибалов. — СПб.: КультИнформПресс, 2004. — 352 с.: ил. — ISBN 5-8392-0241-X .
  • Игнатьев О. К. Амазонка глазами москвича. — М.: Молодая гвардия, 1974. — 288 с.: ил. — Серия «Ровесник».
  • Кауэлл Адриан . В сердце леса / Пер. с англ. Н. Высоцкой и В. Эпштейна. — М.: Мысль, 1964. — 230 с.: ил. — Серия «Рассказы о природе».
  • Кучиньский Мачей. Сельва / Пер. с польск. Д. С. Гальпериной. — М.: Мысль, 1977. — 144 с.: ил.
  • Леви-Стросс Клод . Печальные тропики / Пер. с франц. Г. А. Матвеевой. — М.: Мысль, 1984. — 220 с.: ил.
  • Линдблад Ян . Человек — ты, я и первозданный / Пер. с швед. Л. Л. Жданова. — М.: Прогресс, 1991. — 264 с. — ISBN 5-01-002693-7 .
  • Открытие великой реки Амазонок. Хроники и документы XVI века о путешествиях Франсиско де Орельяны / Пер. с испан. С. М. Вайнштейна. — М.: Географгиз , 1963. — 204 с.: ил.
  • Рондьер Пьер. От Копакабаны до Амазонки (Бразилия сегодня) / Пер. с франц. М. И. Беленького. — М.: Мысль, 1967. — 276 с.: ил. — Серия «Путешествия. Приключения. Поиск».
  • Смит Антони. Мату-Гросу. Последняя девственная земля / Пер. с англ. В. В. Новикова. — М.: Мысль, 1977. — 174 с.: ил.
  • Фесуненко И. С. Пост Леонардо. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 224 с.: ил. — Серия «Бригантина».
  • Фесуненко И. С. Бразилия и бразильцы. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 200 с.: ил. — Серия «Путешествия. Приключения. Поиск».
  • Фидлер Аркадий . Рыбы поют в Укаяли / Пер. с польск. В. С. Ковалевского. — М.: Географгиз, 1963. — 240 с.: ил. — Серия «Рассказы о природе».
  • Фидлер Аркадий . Зов Амазонки / Пер. с польск. Л. Чеха. — Л.: Лениздат , 1966. — 2-е изд. — 616 с.: ил. — Серия «Юношеская библиотека Лениздата».
  • Фосетт Перси . Неоконченное путешествие. В поисках древних цивилизаций / Пер. с англ. С. С. Серпинского. — СПб.: Амфора, 2014. — 448 с.: ил. — Серия «Тайны истории». — ISBN 978-5-367-02793-8 .
  • Штейнен К. Среди диких народов Бразилии / Пер. с нем. Пред. М. О. Косвена. — М.-Л.: Молодая гвардия, 1930. — 186 с.: ил. — (Библиотека экспедиций и путешествий).
  • Эверетт Дэниел. «Не спи — кругом змеи!» Быт и язык индейцев амазонских джунглей. — М.: Языки славянской культуры; «Знак», 2016. — 384 с. — ISBN 978-5-9907947-6-4 .
  • Biocca Ettore. . — Volume Secondo. Gli Indi Yanoáma. — Roma: Consiglio Nazionale delle Ricerche, 1966. — xxiv, 564 p.

Ссылки

Источник —

Same as Индейцы Бразилии