Interested Article - Никола Салос
- 2021-09-16
- 1
Никола Салос , Блаженный Николай (Салос) , Микула , Николка (? — ум. 28 февраля 1576 ) — псковский юродивый . Известен тем, что, по преданию, во время похода опричного войска на Псков в феврале 1570 года , укорил царя Ивана IV в жестокости, чем предотвратил казни псковичей. Причислен к лику местночтимых святых . День поминовения — 28 февраля ( 12 марта ) в високосный год или 28 февраля ( 13 марта ) в невисокосные годы.
Запись его чудес, существовавшая в XVIII веке, утрачена.
Погребён под собором Святой Троицы во Пскове .
Упоминания в литературе
Сообщения о Николе Салосе в источниках рассказывают о сюжете с предложением Ивану Грозному куска сырого мяса и который несколько интерпретируется, но в целом повторяется.
Первое свидетельство у Джерома Горсея в его мемуарах «Рассказ или воспоминания сэра Джерома Горсея», где упоминается как Микула Свят (Mickula Sweat) и предстаёт в критическом образе:
Но [во Пскове] его встретил колдун или мошенник, которого они почитали как своего оракула, святой человек по имени Микула Свят (Mickula Sweat); он встретил царя смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти, клялся, что царь будет поражён громом, если он или кто-нибудь из его войска коснется с преступной целью хотя бы волоса на голове последнего из детей этого города, предназначенного Богом и его добрым ангелом для лучшей участи, нежели разграбление; царь должен выйти из города прежде, чем Божий гнев разразится в огненной туче, которая, как он сам может убедиться, уже висит над его головой и в любую минуту может обернуться сильной мрачной бурей. Царь содрогнулся от этих слов и просил его молиться об избавлении и прощении [царю] его жестоких замыслов. Я сам видел этого мошенника или колдуна: жалкое существо, нагое зимой и летом, он выносит как сильную стужу, так и жару, совершает многие странные действия благодаря дьявольскому колдовскому отводу глаз, его боятся и почитают все, как князья, так и народ.
Джильс Флетчер , посетивший Москву в 1588 году, упоминает это событие в работе «О государстве Русском» (« Of the Russe Common Wealth »), где изображает Салоса уже в положительном свете, передавая легенду о куске сырого мяса, предложенного юродивым царю в постный день, как намёк на греховность деяний Ивана Грозного.
Н. М. Карамзин в книге II « Истории государства российского » упоминает Салоса наравне с реально существовавшей персоной, воеводой Токмаковым, который в то время управлял во Пскове, но в целом передаёт рассказ Флетчера.
Версия Флетчера повторяется и у митрополита Макария (Булгакова) в «Истории русской церкви» том III, и у П. В. Знаменского в «Руководстве к русской церковной истории»:
«Царь Грозный шел погромить Псков — но вот из среды псковских граждан, встречавших царя с хлебом и солью в трепещущих руках, выступает перед ним блаженный Никола Салос († 1576) с куском сырого мяса и с тяжким обличением в кровожадности — и царь, убивший за обличения митрополита, покорно выслушивает грубое слово юродивого и щадит опальный город».
Данный сюжет использован в книге Н. Ф. Окулича-Казарина «Спутник по древнему Пскову».
Летописных сведений о Николае Салосе нет, хотя посещение царём Пскова упоминается в работе митрополита Евгения (Болховитинова) в Сокращённой Псковской летописи.
И. У. Будовниц считал, что рассказ о Салосе и царе Иване имеет исключительно легендарный характер. Он подробно разобрал древнерусские и чужеземные источники, в которых упоминается Никола Псковский Салос , и пришёл к выводу, что все они единогласно отводят Николе роль спасителя Пскова от царского гнева, но о том, как Никола обличал Ивана Грозного, рассказывают по-разному.
Прозвище
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся ссылка на Карамзина : «salo — простый, глупый; отсюда прозвание юродивого Николы Новгородского — „Салос“ (Карамзин IX, прим. 297)».
Нельзя исключить прозвище, как производное от литовского местечка Салос (см. Вильнюсское городское самоуправление ), уже существовавшего в XVI веке.
Примечания
- Псков (научно-практический, историко-краеведческий журнал Псковского пед. ин-та). — № 14. — 2001.
- Будовниц И. У. Юродивые древней Руси, с. 171—177.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- от 17 сентября 2011 на Wayback Machine
- от 7 сентября 2010 на Wayback Machine
- от 3 августа 2017 на Wayback Machine
- 2021-09-16
- 1