Литвинов-Мосальский, Василий Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Василий Михайлович Мосальский по прозванию Рубец (ум. 1611 ) — рында , голова , воевода , наместник , дворецкий и боярин во времена правления Ивана Грозного , Фёдора Ивановича , Бориса Годунова и деятель Смутного времени .
Сын князя Михаила Александровича Рубца Мосальского.
В 1577—1580 годах посол в Крымском ханстве .
В 1582 году послан в Смоленск с деньгами и соболями для выкупа пленных у поляков.
В 1583 году вновь отправлен в Крым послом.
В 1589—90 годах в чине стряпчий с платьем, участвовал в государевом немецком походе к Нарве.
В 1591 году рында при представлении Государю польский послов.
В 1598—1599 годах письменный голова в Чернигове .
В 1600 году служил письменным головою в Тобольске у Фёдора Шереметева .
В 1601 году по царскому указу послан на речку Тазу город строить, который назвали Мангазея и в следующем 1602 годы был там первым воеводою. В Сибирском приказе сохранилась запись: « А по государеву указу велено послать из голов князя Василия Масальского да Савлука Пушкина в Мангазею на перемену князю Мирону Шаховскому да Данилу Хрипунову » .
У Татищева в Истории Российской краткая запись:
7107 (1598), Сентября 1 короновался царь Борис Фёдорович от патриарха, Мстиславский корону нёс и золотом осыпал. В Сибири построен город Мангазея от князя Василия Масальского-Рубца 1599 году.
В 1603 году ехал вместо окольничего перед Государём для установления станов, во время его богомольной поездки в Троице-Сергиев монастырь .
Не позднее августа 1603 году послан воеводою в Путивль. Находясь в должности второго воеводы в Путивле , в начале осени (или в ноябре) 1604 года сдал город Лжедмитрию I , пленив первого воеводу Салтыкова и обезоружив 200 московских стрельцов , отправив их самозванцу. Спасает его в битве при Добрыничах , а обстоятельства таковы: напав на войска Бориса Годунова , потерпевшее перед тем неудачу, самозванец в свою очередь потерпел от них поражение, уходя от преследования его конницы, Лжедмитрий чуть не попал в руки немцев, бывших наёмниками в царских войсках — под ним была убита лошадь, но сопровождавший его князь Мосальский соскочил со своего коня, посадил на него самозванца, а сам сел на лошадь слуги (21 января 1604). Борис Годунов получив сеунч о победе под Добрыничами выслал войскам 80 000 рублей, для раздачи в виде награды, но Мосальский приняв решение изменить Годунову, привёз вверенную казну Лжедмитрию I. В благодарность последний пожаловал ему титул дворецкого и боярина и сделал одним из наиболее приближённых лиц.
В мае 1605 года участвовал в походе из Путивля к Кромам и Туле, а затем месте с Василием Голицыным послан в Москву для того, чтобы подготовить её к принятию самозванца, ссылке московского патриарха Иова и ликвидировать Годуновых . Прибыв в Москву начали с патриарха Иова, найдя его на литургии в Успенском соборе , прервали священнодействие, сорвали с него одежду и одев в чёрное платье в простой телеге отправили в заточение в Старицкий-Богородицкий монастырь , разослали по тюрьмам и ссылкам родню Годуновых. При прямом участии Мосальского были зверски убиты вдовствующая царица и её сын Фёдор , а царевну Ксению Годунову Мосальский-Рубец заключил в своём доме до прибытия Лжедмитрия. Ездил к инокине Марфе ( Марии Нагой ) в Выксинский монастырь , чтобы уговорить её признать в самозванце своего сына.
Ему поручалось вторым управлять столицей, определён десятым советником в Большом совете, назван Государевым маршалом, правителем Сиверским, воеводой Нижегородским и назначен первым послом к польскому королю, а по возвращении именован Великим губернатором Сиверской земли , наместником Новгородским.
В апреле 1606 года послан вторым в Смоленск встречать и принимать Ежи и Марины Мнишек , сопровождения их в Москву, обеспечения всем необходимым в пути. В мае этого же года участвовал на свадьбе Лжедмитрия I и Марины Мнишек « сидел первым за яствами ». Впоследствии играл заметную роль на свадьбе и пиршествах, но был отставлен от чина дворецкого. 12 мая князь Василий Михайлович был участником приёма у царицы Марии Нагой.
В ночь с 16 на 17 мая 1606 года, после свержения Лжедмитрия I и воцарения 01 июня боярина Василия Ивановича Шуйского — князь Василий Михайлович Рубец Мосальский не был казнён за измену, а сослан первым воеводой в приграничную крепость Корелу . Вероятно, из собственных выгод, он вторично изменил Лжедмитрию, открыв планы самозванца Шуйскому: преобразовать церковь в России, отменить греческую веру и ввести латинскую, заключить вечный мир с поляками и разорвать таковой со шведами, тем самым ускорив гибель Лжедмитрия.
В 1608 году вернулся в Москву и сразу же присоединился в Тушино к Лжедмитрию II , а после его бегства в Калугу явился под Смоленск к польскому королю Сигизмунду с челобитьем о воцарении на московском троне Владислава , а затем и самого короля Сигизмунда. После занятия Москвы поляками был награждён землями и восстановлен в звании дворецкого , стал одним из ближайших советников московского коменданта Александра Гонсевского . По челобитью боярина и дворецкого князя Василия Михайловича Рубца Мосальского с братией и племянниками, расписался десятым на грамоте королю Сигизмунду III с просьбой утвердить за ними их прежнюю вотчину — город Мосальск с волостями, на что получают подтвердительную грамоту (5 декабря 1610).
В ноябре 1610 года князь Василий Михайлович, наряду с бояриным И. С. Куракиным , крутицким митрополитом Пафнутием сидел в приказе Сыскных дел, в комиссии созданной ради поисков казны, предположительно скрытой царём Василием Шуйским. С 03 ноября 1610 года по 01 января 1611 года вновь был большим дворецким.
В начале марта 1611 года от имени Боярской думы выехал под Смоленск. По допущению Томаша Бохуна (вероятно в начале марта 1611 года до 09 марта этого же месяца) близ Вязьмы « при не выясненых обстоятельствах » князь был убит партизанами или казаками .
Умер в 1611 году, получив от современников эпитет « Окаянный ».
В 1612 году по его смерти сделан вклад в Троице-Сергиев монастырь .
М. Г. Спиридов показывает князя Василия Михайловича Рубца единственным сыном и бездетным.
В поколенной росписи поданной в 1682 году в Палату родословных дел у отца, князя Михаила Александровича показаны дети: « Данило да Семён — бездетен, да князь Фёдор, да князь Михайло Рубец ». « А у князя Михайло Рубца сын князь Василий ».