Interested Article - Николо-Шартомский монастырь

Нико́ло-Шарто́мский монасты́рь — мужской монастырь Шуйской епархии Русской православной церкви , расположенный на реке Молохте в селе Введеньё Шуйского района Ивановской области России .

Крупнейший монастырь епархии и области. Возвращён Церкви в 1990 году, одним из первых в СССР .

В XV - XVI веках являлся родовой усыпальницей князей Горбатые-Шуйские , где « из старины все их прародители » « легли у Николы Чюдотворца на Шархтме ».

История монастыря

Точная дата и обстоятельства основания монастыря не известны. Монахи считают, что монастырь возник не позднее XIV века . По преданию, некая благочестивая крестьянка обрела небольшую икону святителя Николая Чудотворца у реки Шахмы , которая тогда ещё называлась Шартомой, после чего недалеко от этого места была заложена обитель святителя Николая. По другой версии, монастырь был основан иноками , бежавшими из Суздаля после татаро-монгольского нашествия .

Первое документальное упоминание о монастыре находится в духовной грамоте 1425 года (или 1444 года ), подписанной архимандритом Шартомского монастыря Кононом, в которой удельная княгиня Мария (в монашестве Марина) передаёт во владение некоторые свои земли суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю . В грамоте княгиня отдаёт также некоторые из своих земель во владение Шартомскому монастырю . Подаренные земельные участки и наличие архимандрита указывает на то, что к тому времени монастырь уже приобрёл значительный вес в обществе. В 1506 году великий князь Василий III даровал монастырю несудимую грамоту , а в 1553 году царь Иван IV отдал монастырю во владения деревни из отчины князей Горбатых , что указывает на дальнейший рост значимости монастыря.

XVII век был менее благоприятным для монастыря. Во время Смуты обитель сильно пострадала от набегов польско-литовского иноземного войска. Из «допросных речах шуйского земского старосты Федора Иванова, соборного попа Парфёна Данилова, и всех шуйских посадских людей»:

Въ нынѣшнемъ 127 году, Польские и Литовские люди, Черкасы и съ Вязниковъ воры, и Казаки, въ вотчинѣ у Николы Чудотворца были, и войною по селамъ и по деревням стояли, и на монасырѣ, и монастырскую вотчину разорили; и въ церквѣ образы обдирали и сосуды церковные брали, и ризы, и шапку архимандричью, и всю службу взяли, и лошади монастырския побрали, и рогатую скотину большую и малую побили, и братью, и служки, и крестьянъ посѣкли; и села монастырские пожгли; и хлѣбъ стоячий и молоченой побрали; и всякомъ разорениемъ монастырь и монастырскую вотчину разорили; и слугъ и крестъянъ въ полонъ поимали. — То наши и рѣчи .

В 1624 году монастырь был вновь ограблен разбойниками, которые убили нескольких монахов и похитили казну .

В 1645 году, при архимандрите Иоасафе, монастырь, как сказано в одном старинном акте, «изволением Божиим, от молнии, до основания выгорел» . После этого пожара обитель стали возводить вновь, но на этот раз в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. Первым каменным строением монастыря стал Никольский собор .

Надвратная Преображенская церковь
Казанская церковь

Со временем монастырь потерял значение. Секуляризационная реформа 1764 года , нанёсшая удар по монастырям России, подорвала его материальное благосостояние. Были отобраны значительные монастырские владения, закрыты и обращены в приходские храмы и небольшие, подчинённые монастырю обители, среди которых были Шуйский Троицкий монастырь (сейчас городское кладбище), Козмодамианская пустынь во Владимирском уезде , Богоявленский мужской монастырь в Мстёрской слободе , Городищевская пустынь Суздальского уезда , Казанский монастырь в Кохме . Обитель превратилась в третьеклассный (самый низший класс) монастырь, со штатом в 12 монахов, управлявшийся уже не архимандритами, а игуменами.

До середины XIX века у монастырских стен ежегодно проходила Никольская ярмарка, привлекавшая купцов из окрестных регионов. В XVIII веке обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля , Ростова Великого , Кинешмы и Шуи.

В XIX веке, в связи с проведением железной дороги потеряли свое значение и ярмарки, что негативно отразилось на благосостоянии монастыря. В конце ХІХ века он даже не имел возможности поддерживать благолепие зданий и неоднократно вынужден был обращаться за помощью в Святейший синод и к православным жертвователям и благотворителям. В конце XIX века монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако, несмотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя — Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно беднела.

В середине 1920-х годов обитель была закрыта, кельи превращены в жилые помещения жителей села Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз «Шуйский») разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х годов.

Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря был поставлен под государственную охрану федерального (общероссийского) значения в 1960 году. Осенью 1990 года Николо-Шартомский монастырь был возвращён Русской православной церкви . К этому времени часть зданий уже превратилась в руины. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х годов, их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени — монастырская братия .

Современность

По числу насельников (более 100 человек) это один из крупнейших мужских монастырей России. Монастырь занимается преимущественно строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами, осуществляет и духовно-просветительскую деятельность. Ежедневно совершается богослужение по монастырскому чину. В 2012 году в обители обосновалось епархиальное управление новоучреждённой Шуйской епархии .

Несколько храмов в городах Иваново , Шуе, Юрьевце и посёлке Палех являются подворьями Николо-Шартомского монастыря. В Иванове создан детский приют для мальчиков . На подворьях ведётся духовно-просветительская работа, внебогослужебные беседы.

Часовня на берегу реки

На историческом месте близ деревни Фёдосово на берегу Шартомы (Шахмы), которое издревле почиталось в народе, в XIX веке стояла небольшая каменная часовня, и бил целебный источник, и каждый год на праздник перенесения мощей святителя Николая в Бари монастырская братия вместе с местными жителями читала у часовни акафист святителю Николаю. В советское время память об этом святом месте почти исчезла, часовня была разрушена.

В праздник рождества святителя Николая 11 августа 2011 года наместник монастыря архимандрит Никон благословил провести крестный ход из села Введеньё к этому месту. Старинная традиция малого крестного хода была возобновлена. Ныне крестный ход на Шартому совершается в первое воскресенье после 11 августа. На берегу реки был установлен небольшой крест. В 2014 году был найден фундамент разрушенной часовни, и рядом с ним была установлена деревянная крест-часовня с памятной надписью о чудесном явлении на этом месте иконы святителя Николая Чудотворца .

Сооружения

Общий вид архитектурного ансамбля
  • Никольский собор (1650-е годы)
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери (1678)
  • Надвратная Спасо-Преображенская церковь (1783—1813)
  • братские кельи и ограда с башнями (середина XIX века)
  • пятиярусная колокольня (XVII—XIX века)

Никольский собор

Ансамбль Шартомского монастыря сформировался в целом во второй половине XVII — первой половине XIX века. Никольский собор является самым древним строением монастыря и центром его архитектурного ансамбля.

В челобитной Алексею Михайловичу архимандрит Иоасаф рассказывает, как монастырский мирской староста, который собирал деньги у народа на нужды монастыря, после пожара 1649 года был убит и ограблен «Иваном Ахметевым» . Эта челобитная свидетельствует, что средства на монастырские постройки в середине XVII века были в основном собраны с крестьян монастырских вотчин . Царь оставил прошение без ответа, и средства были вновь собраны с крестьян, так как уже в 1651 году новый каменный собор был освящён по благословению архиепископа Суздальского и Тарусского Серапиона . Нельзя с уверенностью говорить, что в названном году было завершено строительство собора, так как данная дата взята с водружального креста, который мог быть освящён ранее или во время воздвижения самого храма. Поэтому, несмотря на принятую дату основания — 1651 год, возможно, монастырь был достроен только ко второй половине 1650-х годов .

Никольский собор разделил судьбу Шартомского монастыря: упадок конца XVIII века, когда монастырь потерял все свои владения, расцвет второй половины XIX века и разруху XX столетия.

Примечания

  1. от 5 января 2018 на Wayback Machine Интернет-портал по истории и генеалогии.
  2. Николо-Шартомский монастырь : буклет. — Иваново: Евроальянс, 2011. — 47 с.
  3. Никольский собор. Николо-Шартомский монастырь (Ивановская обл.) // Православные храмы. Путешествие по святым местам. — № 74. — 2014.
  4. Борисов В. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. — М.: Б. и., 1851. — С. 191.
  5. Борисов В. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. — М.: Б. и., 1851. — С. 192—193.
  6. Борисов В. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. — М.: Б. и., 1851. — С. 193.
  7. В синодике святителя Митрофана Воронежского значится период с 1675 по 1679 год. См.: Поликарпов Н. И. Синодик святителя Митрофана Воронежского // Воронежская старина. — 1903. — Вып. 3. — С. 142.
  8. Убит.
  9. от 20 июля 2013 на Wayback Machine Журнал № 92. Патриархия.Ru
  10. Ивановская область. По «Золотому кольцу России». — Иваново: Издат. дом «Референт», 2007.
  11. . Шуйская епархия (11 августа 2016). Дата обращения: 10 апреля 2019. 10 апреля 2019 года.

Литература

  • Николо-Шартомский монастырь. — Иваново: Евроальянс, 2011. — 47 с.
  • Бутрин Е. С. Вотчины Николо-Шартомского монастыря в XV—XVII вв // Костромской край и сопредельные территории в древности, Средневековье и в Новое время : Научные труды участников межрегиональной научной конференции, к 110-летию со дня рождения П. Н. Третьякова, Кострома, 4 декабря 2019 года. — Кострома: Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», 2019. — С. 102—110.
  • , иером. Значение князей Горбатых-Шуйских в формировании вотчинного хозяйства Николо-Шартомского монастыря // Суздальский сборник за 2022 год : Сборник научных статей Всероссийских научно-краеведческих чтений. Всероссийская научно-краеведческая конференция, Суздаль, 21 октября 2022 года. — Владимир: ООО «Транзит-ИКС», 2022. — С. 57-65.
  • Бутрин Е. С. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. — 2022. — Вып. 3 (19) . — С. 61—76 .
Источник —

Same as Николо-Шартомский монастырь