Interested Article - Тихвинский Введенский монастырь

Ти́хвинский Введе́нский монасты́рь — действующий православный женский монастырь , расположенный в городе Тихвине . Основан в 1560 году новгородским архиепископом Пименом , успешно действовал на протяжении нескольких столетий. В 1924 году монастырь был закрыт. Решением Священного синода Русской православной церкви возобновлён 25 января 2009 года.

История монастыря

Основание монастыря

Введенский женский монастырь считается «сестрой» Тихвинского Богородичного Успенского монастыря , с которым был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом .

«Введенский монастырь всегда имеет неразрывное — духовное отношение с Большим Тихвинским монастырём, составляет с ним как бы одну обитель. Крестные ходы, совершаемые в обители в храмовый праздник введения и на Светлой неделе в Четверг, всегда бывают с иконой Тихвинскою и честными крестами из большого монастыря. Посещение Высочайших Особ Царствующего дома, Архипастырей и других важных лиц после большого монастыря, также бывают и для Введенской обители».

Досинодальный период

История монастыря становится известной с начала XVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыря инокиня-царица Дария — четвёртая супруга Ивана Грозного , и две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Игуменья Дария «местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре »

Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским монастырём он был слабо укреплён, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди в ходе Тихвинской осады занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки (14 сентября 1613 года). По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дарья со своими сподвижницами «скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий, собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель». По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, названном в память о тех событиях «Царицыным». Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.

После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период царь Михаил Фёдорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины инокини-царицы Дарьи, согласно духовному завещанию , обитель получила её вотчину под Устюжной .

XVIII век

В 1739—1764 годы для Новгородской епархии было сделано описание обители:

«В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тёсом , главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом , кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью . Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.

При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тёсом» .

До секуляризационной реформы 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья . В 1764 году монастырь был возведён во второй класс второй степенью.

XIX век — начало XX века

В конце XIX — начале XX века Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших монастырей Российской империи , с капиталом свыше 100 тыс. руб.

В справочнике «Православные Русские обители» 1910 года имеется следующее описание монастыря:

Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с двумя приделами. На левой стороне собора при входе возвышается гробница царицы Дарьи; над ней горит . На правой стороне храма близ иконостаса на аналое хранится несколько ковчегов со святыми мощами. В алтаре близ горнего места находится древняя икона Тихвинской Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье. К соборному храму пристроена церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В ризнице хранится несколько замечательных рукописей XVII и XVIII веков, между прочим и духовное завещание царицы Дарии. В монастыре введён строгий устав. К числу непременных обязанностей инокинь относится неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении благотворителей обители .

По свидетельству современников, в начале XX века обитель находилась «в цветущем состоянии» и отличалась «многолюдством и благоустроенностью внешней и внутренней» .

Советский период

После революции 1917 года власти разместили в монастыре детскую колонию и целый ряд нецерковных учреждений. Сёстры обители некоторое время находились в монастырских зданиях вместе со вселившимися туда новыми поселенцами. В 1929 году монастырь был окончательно закрыт; игумения Иоанникия осталась жить в Тихвине и была расстреляна в ходе большого террора .

Собор превратили в спортивный зал, в притворе разместили раздевалки, а в алтаре устроили баню, душ и туалет .

В конце 1980-х годов монастырь решили реставрировать: в документах КГИОП Ленинградской области имеются разработки проектных предложений по реставрации архитектурного ансамбля Тихвинского Введенского девичьего монастыря от 1988 года с указанием противоаварийных работ на 1990 года, однако они проведены не были.

Современное состояние монастыря

Современный интерьер Введенского собора (XVII в.), Тихвинского Введенского монастыря. 4 декабря 2012 года

С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) «Возрождение Введенского девичьего монастыря», которую возглавляла Л. Б. Большакова (ныне монахиня Анфиса) .

10 апреля 2005 года в надвратной церкви Введенского монастыря состоялся первый молебен. Молебен служил иерей Сергий Ремизов .

25 декабря 2009 года принято решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Тихвинского Введенского женского монастыря. Настоятельницей монастыря назначена монахиня .

29 сентября 2011 года настоятельница Введенского монастыря монахиня Тавифа (Фёдорова) возведена в игуменское достоинство .

На начало восстановительных работ в монастыре здания на его территории не находились в собственности Церкви. Монахини были вынуждены арендовать помещения и служить в отсутствие отопления. До января 2012 года во Введенском соборе располагалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть деревянных построек снесена из-за их аварийного состояния. В аварийном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды — разрушена.

С 2009 года в монастыре возобновлено регулярное Богослужение.

В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне , приезжающие в монастырь на послушание (в том числе в рамках проекта «Тихвин. Прикоснись к святыне») .

14 октября 2017 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви, старшая монахиня Тихвинского Введенского женского монастыря Павла (Васюкова) была возведена в сан игуменьи обители.

Здания и сооружения монастыря

  1. Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского ( 1645 год )
  2. Надвратный храм с колокольней ( 1645 год ) святых великомученицы Екатерины и . (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань . В начале XX века, колокольня содержала 9 колоколов , самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году
  3. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы , трапезный храм, ( 1645 год ), архитектор П. Баранов
  4. Игуменский корпус
  5. Монашеский корпус («Леушинский»)
  6. Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)
  7. Каменная ограда (сохранилась фрагментарно; невысокая, с четырьмя башнями на углах)
  8. Каменная часовня (не сохранилась; напротив колокольни, через городскую улицу)
  9. Двухэтажный деревянный дом («в нескольких шагах от монастырской колокольни на городской улице», сдавался в аренду)

Скиты монастыря

располагается в деревне Сенно Бокситогорского района Ленинградской области.

Настоятельницы

  1. Евпраксия — 1608 г.
  2. ( Дария (Колтовская) , царица-инокиня — предположительно)
  3. Агафия (упом. 1613 и в духовной грамоте Дарии (Колтовской) , датированной 31 марта 1626)
  4. Еврония — 1632 г.
  5. Евраиса — 1656 г.
  6. , племянница Игуменьи Дарии — 1642
  7. Платонида — 1669 г.
  8. Измарагда — 1675 г.
  9. Марфа — определена в мае 1675 г. и уволена на покой 16 августа того же года
  10. Таисия — 1677 г.
  11. Евдоксия — 1678 г.
  12. Параскева — 1686 г.
  13. Евдоксия — 1691 г. (вторично)
  14. Юлиания — 1692 г.
  15. Еврония — 1696 г.
  16. Евдоксия — 1700 г.
  17. Капитолина — 1703 г.
  18. Еврония — 1705 г. (вторично)
  19. Ольга — 1722 г.
  20. Дорофея — 1738 год .
  21. Александра — 1743 г.
  22. Ельпидифора — уволена на покой 12 марта 1761 г.
  23. Нимфодора — переведена из Сыркова монастыря (1761); уволена на покой
  24. Наталия — переведена из Десятинского монастыря; в 1780 г. уволена на покой
  25. Максимилла — упоминается в 1787 г.
  26. Мария († 1805)
  27. (1805—1823) из дворян, бывшая казначея этого монастыря
  28. (1823 — 21 февраля 1858) из Новгородского Зверина монастыря
  29. (1858—1876) из дворян
  30. (14 октября 1876 — 18 ноября 1900) из дворян
  31. (1901 — 14 мая 1918)
  32. (1918—1929) канонизирована в 2002 году
  33. (25 декабря 2009 — 5 апреля 2017)
  34. Павла (Васюкова) (с 5 апреля 2017)

Память

2 декабря 2007 года , у входа в Введенский монастырь, был установлен мемориальный поклонный Крест «Тихвинская Голгофа», в честь Собора тихвинских новомучеников и исповедников.

Интересные факты

  • Введенский монастырь стал местом ссылки Аграфены Петровны Волконской (1728 г.), Прасковьи Григорьевны Юсуповой (1730 г.), Евдокии Андреевны Ганнибал .
  • В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков : «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем» . Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.
  • 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II . Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.
  • Во время настоятельства в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери . На протяжении многих, около 10 лет, выполняла своё послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью» .

Примечания

  1. Материал для исторического и церковно-археологического описания Новгородской губернии. — Вып. I. — СПб., 1883. — С. 13.
  2. Описание Введенского девичьего второклассного монастыря в г. Тихвине, Новгородской губернии. Тихвин, 1914. С. 31-32.
  3. «Православная энциклопедия»; Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», М. 2006, Том 14, с.199
  4. Описание Введенского девичьего второклассного монастыря в г. Тихвине, Новгородской губернии. Тихвин, 1914. С. 20.
  5. . Дата обращения: 27 апреля 2013. 29 апреля 2013 года.
  6. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи (с библиографическим указателем) / сост. В. В. Зверинский. Книги I—III. СПб., 2005. Т. II. 1892. С. 90; Описание Введенского девичьего второклассного монастыря в г. Тихвине, Новгородской губернии. Тихвин, 1914. С. 26
  7. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. — М.: Вербум-М, 2002. — 320 с. — ISBN 5-8391-0063-3 . — С. 89.
  8. // Православные Русские обители. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1909.
  9. / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов . — М. : Институт русской цивилизации, 2010. — С. . — 688 с. — (Исследования русской цивилизации). — ISBN 978–5–902725–61–9.
  10. . Дата обращения: 26 марта 2021. 22 января 2018 года.
  11. . Дата обращения: 13 марта 2013. 24 марта 2013 года.
  12. . Дата обращения: 13 декабря 2012. Архивировано из 2 октября 2012 года.
  13. . Дата обращения: 13 декабря 2012. 3 ноября 2012 года.
  14. . Дата обращения: 13 декабря 2012. 1 сентября 2012 года.
  15. . Дата обращения: 13 декабря 2012. Архивировано из 27 ноября 2013 года.
  16. . Дата обращения: 21 января 2018. Архивировано из 22 января 2018 года.
  17. Г. В. Двас «Тихвинские дали», Изд. «Сад искусств», СПб, 2002. ISBN 5-94921-006-9 °C.79-82
  18. Описание Введенского девичьего второклассного монастыря в г. Тихвине, Новгородской губернии. Тихвин, 1914. С. 15
  19. Описание Введенского девичьего второклассного монастыря в г. Тихвине, Новгородской губернии. Тихвин, 1914. С. 16
  20. . Дата обращения: 2 апреля 2014. 10 марта 2013 года.
  21. М. Курдюмов. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  22. РГИА. Ф. 815. Оп. 7 (1787). Д. 12.
  23. . Дата обращения: 13 декабря 2012. 7 апреля 2014 года.
  24. . Дата обращения: 13 декабря 2012. 27 ноября 2012 года.
  25. Виноградова Л. В. «Се раба Господня буди Ми по глаголу твоему…»: Женские судьбы в истории Тихвинского Введенского девичьего монастыря 1560—2008 гг., СПб., 2009. С. 18-20.
  26. Виноградова Л. В. «Се раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему…»: Женские судьбы в истории Тихвинского Введенского девичьего монастыря 1560—2008 гг. СПб., 2009. С. 75.
  27. Описание Введенского девичьего второклассного монастыря в г. Тихвине, Новгородской губернии. Тихвин, 1914. С. 29
  28. . Дата обращения: 14 декабря 2012. 7 сентября 2012 года.
  29. Чудесное сновидение, виденное послушницей Тихвинского Введенского монастыря 5-го декабря 1902 г. СПб., 1911; Чудесное сновидение послушницы Тихвинского Введенского монастыря Фёклы. М., 1913; Назидательный рассказ о сновидении, виденном послушницей Тихвинского Введенского монастыря. Пг., 1915.

Литература

  • Описание Введенского девичьего второклассного монастыря в г. Тихвине, Новгородской губернии. — Тихвин, 1914. — 43 с.
  • Двас Г. В. «Тихвинские дали». — СПб: «Сад искусств», 2002. — C. 79—85. — ISBN 5-94921-006-9
  • Виноградова Л. В. Тихвинский Введенский девичий монастырь. — СПб., 2005. — ISBN 5-98052-087-2
  • Описание Тихвинского Введенского монастыря / Сост. Ю. Ю. Черемская. — СПб., 2006. — 32 с.
  • Виноградова Л. В. «Се раба Господня буди Ми по глаголу твоему…»: Женские судьбы в истории Тихвинского Введенского девичьего монастыря 1560—2008 гг. — СПб., 2009. — ISBN 978-5-91492-042-2
  • Шкаровский М. В. Тихвинский Введенский женский монастырь в XX веке // Линтула. Сборник научных статей. Материалы научной конференции XII Линтуловских чтений 2018 года. 2019. — C. 12-16.
Источник —

Same as Тихвинский Введенский монастырь