Interested Article - Федосеевцы

Церковь Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище .

Федосеевцы ( феодосиевцы , старопоморское федосеевское согласие) — беспоповское направление в русском старообрядчестве .

История

Иное название направления федосеевцев — старопоморцы.

Направление возникло в конце XVII — начале XVIII столетий на северо-западе европейской части России , среди старообрядцев -крестьян и посадских . Основателем первой общины федосеевцев был бывший дьякон деревни Крестецкий Ям , близ Новгорода , Феодосий Васильев ( 1661 1711 ) из рода бояр Урусовых . Федосеевское согласие оформилось в начале 90-х годов XVII в. На Новгородских Соборах было сформулировано учение о бытии Церкви во времена царствования духовного антихриста. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы . В течение XVIII века отношения близких по вероучению поморцев и федосеевцев имели переменный характер, от разрыва отношений (к примеру в 1706 и 1752 годах) до очередного примирения (в 1708, 1727), окончательное разделение происходит в начале XIX в., после соборного утверждения поморцами брачного чина.

С самого своего выделения федосеевцы отличались непримиримостью к государству и строгим аскетизмом. Они отрицали моление за царя на имя, а также сомнительный «безсвященнословный брак», так как считали, что наступило Царство антихриста и продолжение рода человеческого преступно: «… 5-е, Брачное супружество совершенно отвергать законополагаем, потому что по грехом нашим в таковая времена достигохом, в ня же православнаго священства в конец по благочестию лишились. А посему и союзом брачным некому обязать, кроме как антихристовым попам, а безвенчанные браки имут запрещение от царя Алексея Комнина. Да и Апостол глаголет яко имущие жены яко неимущие будут» .

Со второй половины XVIII столетия федосеевцы постепенно становятся самым многочисленным и влиятельным направлением в беспоповстве, выражавшим в первую очередь настроения и интересы выходцев из деревни, вовлечённых в новые, капиталистические отношения. Их центром с 1771 года становится Преображенская старообрядческая община в Москве , основателем и первым наставником которой был И. А. Ковылин ( 1731 1809 ), богатый торговец и промышленник, родом из крестьян. Руководители общины выкупали крестьян, принявших учение федосеевцев, также часто община принимала и укрывала беглых крепостных, особенно женщин. Большинство же членов общины работало на хлопчатобумажных мануфактурах в Лефортове и жило там же.

В первой половине XIX века руководство федосеевцев находится у крупных предпринимателей и промышленников — Е. Ф. Гучкова , Зиминых и других. Вероучение постепенно утрачивает свою радикальную религиозную направленность. Социальная дифференциация постепенно привела к выделению самостоятельных организаций — рижских и польских федосеевцев («новожёнов»), признававших брак, заключаемый простецом — и входивших в «согласие» аристовцев и , требовавших соблюдения суровых аскетических норм. Часть федосеевцев, тяготившихся безбрачием, а также рижские федосеевцы-новожёны во второй половине XIX века переходят в поморские общины брачного согласия (см., например, Монинское согласие ), а некоторые — в единоверие .

Во второй половине XIX столетия федосеевцы перестали играть руководящую роль в беспоповстве и постепенно превратились в достаточно замкнутую религиозную организацию. Некоторое оживление церковной жизни федосеевцев происходит после введения свобод в 1905 году , но оно было прервано Октябрьской революцией 1917 года.

Особенности направления

Особенностями согласия являются:

  • безбрачие (хотя на практике большинство федосеевцев состоят в браке);
  • убеждение в наступлении царства антихриста;
  • убеждение в совершенной испорченности российского государства;
  • отрицание моления за царя .

Современность

В настоящее время федосеевцы проживают в России (главным образом в её центральных областях). Миссионерской деятельности федосеевцы не ведут, но приветствуют возвращение в лоно Церкви потомков федосеевских родов. Большие зарегистрированные общины существуют в Москве ( Преображенское кладбище ) и Казани , численность прихожан — несколько сотен человек. Ещё несколько общин существуют в местах традиционного проживания старопоморцев, например, в Тонкинском районе Нижегородской области. Незарегистрированных общин, то есть самоорганизованных религиозных групп, гораздо больше, но, вероятно, их число не превышает 50.

Внутренние разногласия в нач. XX века привели к разделению единого Федосеевского согласия на несколько направлений, среди них наиболее известны:

Московские федосеевцы — с центром на Преображенском кладбище , наиболее либеральное течение, принимающие «новожен» на исповедь и позволяющие им участвовать в службе (читать и петь), при этом не совершая крестного знамения. Издают свой журнал-календарь тиражом 300—500 экз. В 2014 году создана централизованная Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия (ДСЦФС).

Казанские федосеевцы — с центром в Казани. Более консервативное течение, «новожён» на исповедь не принимают, право читать и петь в храме имеют только не состоящие в браке. Издают журнал-календарь тиражом 100—200 экз.

Филимоновцы — федосеевские группы, проживающие в Нижегородской и Кировской областей.

Необщинники — малочисленные группы (известна группа в Москве), не признают государственную регистрацию, обособились после указа о веротерпимости 1905 года.

Малые группы в д. ( Латвия ) и д. Гусаровка ( Белоруссия ), находящиеся на консервативных позициях и полностью отделившиеся от остальных федосеевцев.

В России (в Москве) имеется также зарегистрированное объединение Централизованная религиозная организация « » (РС ДКЦ).

См. также

Примечания

  1. . www.staropomor.ru. Дата обращения: 14 сентября 2018. 27 марта 2008 года.
  2. Из « ». См. книга Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. - СПб., 1898 г.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Юхименко Е. М., Мальцев А. И., Агеева Е. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 719. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-009-9 .
  5. . из оригинала 15 сентября 2018 . Дата обращения: 14 сентября 2018 .
  6. . Дата обращения: 8 августа 2012. 20 июня 2012 года.

Литература

  • Быковский И. К. Преображенский приход старообрядцев-феодосиевцев старопоморского благочестия в Москве. — М.: 1907.
  • Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. — М.: 1969.
  • Нехотмн В. Христиане древлеправославного кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского безбрачного согласия (Федосеевцы, беспоповцы-федосеевцы, старопоморы) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо , С. Б. Филатов . — М. : Логос, 2004. — Т. I. — С. 226—237. — 328 с. — 2000 экз. ISBN 5-94010-237-9 .
  • Подмазов А. Современное старообрядчество в Латвии. — Рига: 1969.
  • Попов Н. И. Из истории Преображенского кладбища. — М.: 1862.
  • Попов Н. И. Материалы для истории беспоповских согласий в Москве, феодосиевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия. — М.: 1870.
  • Попов Н. И. Сборник для истории старообрядчества. Т. 1 — М.: 1864.
  • . — М.: Тов. типографии А. И. Мамонтова, 1901. − 64 с.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • из книги Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века.
Источник —

Same as Федосеевцы