Сражение у горы Табор
- 1 year ago
- 0
- 0
Сражение у горы Кеннесо ( англ. The Battle of Kennesaw Mountain ) произошло 27 июня 1864 года во время Битвы за Атланту , в годы американской гражданской войны. Во время сражения имела место одна из самых впечатляющих фронтальных атак, предпринятых генералом Уильямом Шерманом на позиции южной Теннесийской армии генерала Джозефа Джонстона . Сражение завершилось тактическим поражением армии Шермана.
В кампании против Атланты 1864 года Шерман, как правило, использовал фланговые обходы армии Джонстона , каждый раз заставляя противника отступить с укреплённой позиции. Эти сражения приводили к незначительным потерям с обеих сторон. За два месяца Шерман продвинулся на 70 миль и под конец был остановлен около Мариетты, штат Джорджия , где южане возвели укрепления на горе Кеннесо. Здесь Шерман решил сменить тактику и приказал провести массированную фронтальную атаку 27 июня 1864 года. Генерал Джеймс Макферсон провёл отвлекающую атаку у северной оконечности горы Кеннесо, а генерал Джон Логан атаковал Голубиный Холм на юго-западе от горы. В это время Джордж Томас предпринял мощную атаку на холм Читэм в центре позиций южан. Обе атаки были отбиты с большими потерями, но демонстративная атака генерала Скофилда достигла некоторого успеха, заставив южан в очередной раз сменить позиции что, в свою очередь повлекло отстранение от должности генерала Джонстона.
В марте 1864 года Улисс Грант был повышен до генерал-лейтенанта и назначен главнокомандующим федеральной армии. Он предложил стратегию постоянных, многочисленных ударов по Конфедерации, которые должны помешать противнику перебрасывать армии с направления на направление и усиливать одну армию за счёт другой. Потомакская армия Мида должна была атаковать армию Ли и наступать на Ричмонд, а армия Шермана должна была наступать от Чаттануги на Атланту.
И Грант и Шерман надеялись уничтожить армии противника в открытом бою, а взятие городов было для них второстепенной целью. На этой стратегии президент Линкольн настаивал всю войну, но Грант был первым, кто активно поддержал эту идею. Однако по мере развития кампании политическое значение Ричмонда и Атланты росло и сказывалось на стратегии. К 1864 году Атланта стала принципиально важна. Город с населением 20 000 человек находился на важном пересечении железных дорог и являлся индустриальным центром и арсеналом Конфедерации. Атланту назвали «Воротами Юга», её захват открывал северянам путь в глубокие тылы противника. Взятие Атланты должно было повлиять на ход президентской кампании 1864 года. Грант приказал Шерману «двинуться против армии Джонстона, разбить её и проникнуть вглубь территории противника так далеко, насколько сможете, нанося предельно возможный урон их военным ресурсам.»
Шерман начал кампанию 7 мая 1864 года. Три армии выступили на юг из Чаттануги. Шерман провёл отвлекающую атаку на позиции Джонстона у горы Роки-Райс-Ридж, а Теннессийская армия Макферсона обошла левый фланг Джонстона, двигаясь на Ресаку и нацеливаясь на железную дорогу, которая снабжала армию южан. К несчастью для Шермана, Макферсон наткнулся на небольшой отряд противника на окраинах Ресаки и отступил к Снейк-Крик-Гап, упустив шанс окружить армию противника. Шерман переместил свою армию в сторону Ресаки, и Джонстон перенёс туда свои позиции. Сражение при Ресаке произошло 14—15 мая, но не дало результата и Шерман снова обошёл Джонстона с фланга, вынудив его отступить. Небольшая перестрелка имели место у Адаирсвилля 17 мая, и более крупный бой произошёл 18—19 мая у Кассвиля. Джонстон задумал разбить части Шермана по частям, но Худ проявил несвойственную ему осторожность и не стал атаковать по плану, опасаясь окружения. В итоге Джонстон снова отвёл войска.
Армия Джонстона заняла оборонительные позиции у перевала Аллатуна южнее Картерсвилля, но Шерман снова обошёл его слева, временно отдалившись от железной дороги, которая была его основной линией снабжения. Джонстон был вынужден покинуть удобную позицию и встретить Шермана на открытой местности. Ожесточённые, но безрезультатные бои случились 25 мая при Нью-Хоуп-Черч, 27 мая при Пикетс-милл и 28 мая при Далласе. 1 июня сильные дожди испортил дороги и Шерман был вынужден вернуться к железнодорожной линии за боеприпасами. Джонстон возвёл новую линию укреплений 4 июня севернее Мариетты, вдоль Лост-Маунтен, Пайн-Майнтен и Браш-Маунтен. 14 июня, после 12 дней проливных дождей, Шерман смог снова двинуться вперёд. Обнаружив противника на Пайн-Маунтен, Шерман велел начать артиллерийский обстрел. В результате был убит генерал Леонидас Полк (корпус принял Уильям Лоринг ), а Джонстон отвёл войска и окопался на позициях у горы Каннесо и Литтл-Каннесо. Корпус Худа предпринял неудачную атаку 22 июня около фермы Петер Колб.
Шерман оказался в сложной ситуации. Он стоял в 15 милях от Атланты, но не мог продолжать стратегию обходов из-за плохого состояния дорог. Единственная возможная линия снабжения (железная дорога) шла на Атланту мимо горы Кеннесо, где стояла армия Джонстона. Шерман сообщал в Вашингтон: «Тут вся местность превращена в один большой форт, у Джонстона тут почти 50 миль траншей с засеками и артиллерийскими батареями. Наши позиции близки и перестрелки происходят постоянно, с участием артиллерии. Как только мы придём на одну позицию, противник уже в готовности на своей. Кеннесо — ключ ко всей этой стране.» Шерман решил выйти из тупика, атаковав Джонстона на горе Кеннесо. 24 июня был отдан приказ атаковать утром, 27 июня в 08:00.
Силы Шермана, численностью около 100 000 человек были сведены в три армии: Теннессийскую армию генерала Джеймса Макферсона , Камберлендскую армию Джорджа Томаса (IV корпус Ховарда , XIV корпус Палмера , XX корпус Хукера и кавалерийский корпус Эллиота) и небольшую армию Огайо (состоящую из 23-го корпуса) генерала Джона Скофилда .
Главным противником была Конфедеративная Теннессийская армия Джозефа Джонстона , который сменил Брэкстона Брэгга после неудачи под Чаттанугой в ноябре 1863 года. Армия, численностью 50 000 человек состояла из пехотных корпусов генерала Вильяма Харди , Джона Худа , Леонидаса Полка , и кавалерийского корпуса Джозефа Уилера .
Шерман приказал Скофилду удлинить фронт армии вправо, чтобы заставить Джонстона так же растянуть фронт и ослабить свою линию обороны. Затем Макферсон должен был провести отвлекающую атаку на крайнем левом фланге, у северных окраин Мариетты и северо-восточных склонов горы Кеннесо. Между тем, армия Томаса должна была провести главную атаку против укреплений противника в центре линии, а Скофилд — провести отвлекающую атаку на правом фланге, где-то около Поудер-Спрингс-Роуд.
В 08:00 27 июня федеральная артиллерия начала мощную бомбардировку позиций противника 200 орудиями, а артиллерия Конфедерации открыла ответный огонь. Подполковник Джозеф Фуллертон писал: «Кеннесо дымилась и сверкала огнём, как вулкан вроде Этны». Когда федеральная армия двинулась вперёд, южане сразу сообразили, что атака на фронте 8 миль может быть в массе только демонстрацией. Первые атаки начались около 08:30, когда три бригады генерала Моргана Смита (из корпуса Логана) двинулись на позиции корпуса Лоринга у южного края горы Малая Кеннесо и Голубиного Холма. В случае удачи и захвата Голубиного Холма, корпус Лоринга был бы отрезан от основной армии. Однако, три бригады наступали по открытой малознакомой местности, и их было всего 5500 против 5000 южан в траншеях.
Правее Смита наступала бригада Джозефа Лайтберна. Им пришлось наступать по болотистой местности, и они остановились перед укреплениями у южного склона Голубиного Холма. Прорвать линию обороны им не удалось.
Левее Смита бригады Чарльза Уалкатта и Жиля Смита прошли по пересечённой местности и вступили в перестрелку с противником, однако так же не стали штурмовать укрепления. Генерал Логан решил, что в этих перестрелках он без толку теряет людей и приказал отойти назад.
2 милями южнее отряды генерала Томаса несколько выбились из графика, но всё же начали основную атаку против корпуса Харди около 09:00. 2 дивизии Камберлендской армии , около 9000 человек, под командованием генерала Джона Ньютона и Джефферсона Дэвиса наступали в походных колонах на позиции и Патрика Клейберна , которые укрепились на месте, известном сейчас как «Холм Читема». Слева федеральная бригада Джорджа Вагнера пошла в атаку, но не смогла одолеть засеки и вступила в перестрелку. Справа наступала бригада Чарльза Харкера — он атаковал бригаду Альфреда Воуна, но был отбит. При попытке повторной атаки Харкер был смертельно ранен.
Правее дивизии Ньютона наступала дивизия Дэвиса , так же построенная в колонны. Такое построение позволяло сосредоточить крупные силы на узком участке, но оно же облегчало работу артиллерии противника. Дивизии было приказано незаметно приблизиться, ворваться на позиции противника и дать сигнал дивизиям резерва, которые должны двинуться вперёд, захватить железную дорогу и разрезать армию противника надвое. Бригада полковника Маккука спустилась к реке, перешла поле и стала подниматься вверх по Холму Читэма. Они подошли на несколько ярдов к траншеям противника, и тут остановились, залегли и вступили в перестрелку. Но ответный огонь конфедератов был слишком силён и бригада Маккука потеряла двух командиров (самого Маккука и его заместителя, полковника Оскара Хармора), почти всех офицеров и треть всего своего личного состава. Маккук был убит, когда с обнажённой саблей взобрался на бруствер противника и крикнул: «Сдавайтесь, предатели!» Бригада полковника Джона Митчелла наступала правее Маккука и понесла такое же потери. После ожесточённого рукопашного боя федералы отошли, окопались, и продолжали перестрелку до 22:45. Обе стороны назвали этот участок поля боя «Смертельный угол».
Справа от дивизии Дэвиса наступала дивизия Джона Гэри (Из 20-го корпуса Хукера), но она не присоединилась к атаке Дэвиса. Ещё дальше вправо находилась армия Скофилда, которой удалось достигнуть некоторого успеха. Скофилд проводил демонстративную атаку и ему удалось переправить через Оллейс-Крик две бригады почти без сопротивления. Этот манёвр, поддержанный манёвром кавалерии Стоунмана, создал реальную угрозу обхода левого фланга Конфедерации.
Армия Шермана потеряла примерно 3000 человек, Джонстон потерял 1000. Однако федеральный главнокомандующий не был смущён этими потерями и дважды предлагал Томасу повторить атаку. «Наши потери невелики в сравнении с потерями на востоке», сказал он. Томас ответил, что «ещё одна-две такие атаки и армии не станет» (One or two more such assaults would use up this army).
Атака при Кеннесо была не первой крупной фронтальной атакой Шермана, но она стала последней. Он прервал свою серию удачных фланговых манёвров отчасти для того, чтобы дезориентировать Джонстона. В рапорте он писал: «Я чувствую, что враг пришёл к мнению, будто я никогда не штурмую укреплённые позиции. Все ждут от меня маневров. Если армия хочет успешно воевать, она не должна придерживаться шаблонов, ей надо выбирать любую тактику, которая обещает успех. Я хотел, больше для морального эффекта, провести удачную фронтальную атаку позиций противника, и успех мог принести большие выгоды в будущем».
Кеннесо обычно считается серьёзным поражением федеральной армии, но Ричард Макмурри пишет, что «тактически Джонстон одержал незначительную победу на участках обороны Лоринга и Харди. Но успех Скофилда , однако, дал Шерману большие преимущества и федеральный командующий быстро сумел ими воспользоваться». Противники провели 5 дней на позициях, но 2 июля, по хорошей погоде, Шерман послал Теннесийскую армию и кавалерию Стоунманна в обход федерального левого фланга и Джонстон был вынужден отступить от горы Кеннесо и готовить новые позиции на Смирне.
Место сражения сейчас является частью Национального парка Кеннесо, и там ещё можно видеть остатки траншей обеих армий, а также отдельные стрелковые ячейки северян.