Interested Article - Пушечный двор
- 2021-06-05
- 2
Пушечный двор ( Москва ) — центр пушечно- литейного и колокольного производства в России в XVI — XVII веках .
Под данным словосочетанием существовали производства (центры) литейного дела во многих городах сторон (краях, странах) Русского государства (на Псковщине, Новгородчине, Вологотчине и так далее).
История
Создан в конце XV века на базе пушечной избы , первое летописное упоминание о которой относится к 1475 году . Его создание связывают с именем Аристотеля Фиораванти и нескольких приглашенных Иваном III по его просьбе итальянских оружейных мастеров. В летописях указан один из них по имени Павлин Дебосис , отливший в 1488 году «пушку велику». Тогда же летопись упоминает и первого русского оружейного мастера по имени Яков , отлившего в 1483 и 1485 годах две медные пушки ( пищали ) весом в 16 пудов каждая (в 1667 году они ещё применялись в боевых действиях, одна по сей день хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге ). Располагался в стольном граде Москве первоначально у «трех мостов из Фроловских ворот в Китай-город », а после пожара 1498 года — на реке Неглинной в районе современной Лубянской площади и Пушечной улицы . На польском плане Московии , 1610 года, указан под названием Литейный дом под № 19, как знаковый объект для последующей оккупации столицы Русского государства.
С началом добычи меди на реке Печоре (месторождение открыто в 1491 году) масштабы производства пушечного двора стали расти. После крупной реконструкции в середине XVI века Пушечный двор представлял собой государственную мануфактуру с , кузницами , литейными амбарами и другими предприятиями, был одним из передовых в техническом отношении производств своего времени. С середины XVII века кузнечные молоты двора приводились в движение с помощью воды. На предприятии работало в разные годы от 130 до 400—500 человек, включая мастеров, подмастерьев и учеников 32 профессий ( пушечники , литцы, кузнецы и другие).
Отливались орудия ( пушки ), в том числе с раструбом и казнозарядные , а также колокола.
После катастрофического пожара 1699 года, а особенно после создания Петром I новых оружейных производств в Туле, в Карелии и на Урале значение Пушечного двора стало уменьшаться. В 1802—1803 годах здания Пушечного двора были снесены.
Известные изделия
Замечательными образцами пушечно-литейного искусства XVI — XVII веков являются отлитые в 1579—1617 гг. литейщиком Андреем Чоховым именные осадные орудия (пищали) калибром 152−183 мм, часть из которых можно также увидеть в экспозиции ВИМАИВиВС, а некоторые в шведском замке « Грипсхольм ». А такие, как отлитая им же в 1586 году Царь-пушка и Царь-колокол , отлитый русскими мастерами И. Ф. Маториным и М. И. Маториным в 1733—1735 годах, экспонируемые в Московском Кремле , без сомнения, являются выдающимися памятниками русского литейного искусства.
-
Царь-пушка.
Фото «Шерер, Набгольц & Ко». XIX век. -
Царь-колокол.
«Фото Шерер, Набгольц & Ко». XIX век.
Пушечные дворы в других городах
Подобные дворы в XVI—XVII веках существовали в Устюге , Вологде , Новгороде , Пскове и других русских городах. В XVIII веке , в связи с созданием ряда военных заводов в разных районах России, значение Пушечного двора в Москве упало; в конце века он стал хранилищем ( арсеналом ) оружия, боеприпасов и знамён .
См. также
Примечания
- Изонов В. В. Первая пушечно-литейная мануфактура в Москве. К 530-летию начала широкой организации пушечно-литейного дела в России. // Военно-исторический журнал . — 2005. — № 10. — С.56-57.
Литература
- Лобин А.Н. // История военного дела: исследования и источники. — 2016. — Специальный выпуск VI. Русский «бог войны»: исследования и источники по истории отечественной артиллерии. — Ч.II. — C. 97-157
- Манойленко Ю. Е. // История военного дела: исследования и источники. — 2013. Т. IV. — С. 265—291.
- Сытин П. Пушечный двор в Москве в XV—XIX вв. — M., 1950.
- Пушечный двор / М. Г. Рабинович // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — С. 245. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
- 2021-06-05
- 2