Interested Article - Храм Святителя Николая в Старом Ваганькове

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове православный храм, некогда находившийся в селе Ваганьково , в XVI веке вошедшем в состав Москвы .

Ныне принадлежит Центральному благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви .

История

Дата основания храма неизвестна, первые упоминания о строительстве каменного храма относятся к началу XVI века. Считается, что храм был построен в 1531 году, а до этого на его месте стояла деревянная церковь, являвшаяся частью подворья Николо-Песношского монастыря . Однако Иван Токмаков указывал: «Церковь Николая Чудотворца, что на Старом Ваганькове, построена первоначально была в 1497 г., в 1523 г. вновь перестроена, а в 1530 г. устроен придел во имя Преподобного Сергия » .

В первой половине XVII века церковь была разобрана и на старом белокаменном подклете было возведено новое здание. Исследователи указывают, что, если верить плану Меерберга 1660-х годов, храм был трёхшатровым (на более раннем Петровом чертеже (рубеж XVI—XVII веков) храм был показан кубическим, одноглавым . В конце XVII века (в 1690-х годах) храм имел с юга придел преподобного Сергия, а к северу от храма была поставлена маленькая каменная (очевидно, зимняя) церковь во имя Сорока Севастийских мучеников .

В 1745—1759 годах обветшавший храм вновь был перестроен: в 1755 году был освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году — главный придел; в 1782 году с запада была пристроена каменная колокольня. В 1792 году была разобрана церковь Севастийских мучеников. В настоящее время на её месте стоит деревянный крест .

Во время пожара 1812 года церковь сильно пострадала, была приписана: сначала (1813) — к Антиповской церкви; затем (1814 ) — к соборной церкви Крестовоздвиженского монастыря . В 1814 году главный придел был освящён, а сергиевский придел долгое время оставался невосстановленным. В 1842 году была разобрана колокольня (остался только притвор в нижнем ярусе) и возобновлён сергиевский придел, где сохранился иконостас XVIII века . Ряд источников утверждает, что храм посещали Николай Гоголь и Михаил Погодин . В период 1834—1850 годов в храме служил Иоанн (Рождественский) .

В середине XIX века храм де-факто стал домовым : сначала — при Московском дворянском институте и 4-й мужской гимназии , размещённой с 1849 года в доме Пашкова ; затем — при Румянцевском музее . Однако де-юре, как поясняло Министерство народного просвещения в 1898 году: «церковь, хоть и находится во дворе музея, но с 1850 г. не числится больше домовой и состоит в ведомстве епархиального начальства». С 1850 года храм был приписан к Николо-Стрелецкой церкви ; службы в ней до 1895 года совершались только по большим праздникам .

В 1868 году в храме появились святыни , переданные Румянцевскому музею наследниками собирателя христианских древностей Петра Савостьянова .

В 1895 году храм стал окормлять военнослужащих Артиллерийского ведомства Московского военного округа; настоятелем 14 февраля 1896 года был назначен священник военного ведомства Леонид Чичагов ; дьяконом был . В это время началась новая перестройка храма. До наших дней в храме сохранились настенные изображения четырёх евангелистов , сделанные отцом Леонидом Чичаговым. В храме хранятся также современные копии с написанных им икон «Спаситель в белом хитоне» и «преп. Серафим Саровский, молящийся на камне» .

В январе 1899 года Румянцевскому музею было разрешено расходовать «по 300 руб. в год на наем священников в Николо-Ваганьковский храм», а 13 ноября 1901 года митрополит Московский утвердил самостоятельный причт в домовом храме Румянцевского музея, то есть храм окончательно стал «музейским». В период 1899—1910 годы в храме пел профессиональный хор под управлением Александра Архангельского .

К 1903 году был увеличен притвор , возведена звонница в русском стиле (архитектор Георгий Евланов ).

7 мая 1910 года настоятелем Николо-Сергиевской церкви был назначен Владимир Попов .

После революции 1917 года , уже после первого осмотра здания храма представителями новой власти в ноябре 1919 года, были приостановлены богослужения. В апреле 1920 года было проведено обследование Николо-Сергиевской церкви представителями музейного отдела Наркомпроса ; в результате «по возобновлении систематических обследований, даже в случае закрытия церкви ликвидаторам из Восьмого отдела предписывалось никуда не вывозить иконы и утварь без разрешения экспертов из Наркомпроса» . 10 мая 1923 года директор музея Анатолий Виноградов обратился в Моссовет с просьбой «передать музею здание Сергиево-Никольского храма, находящегося на территории музея Знаменка, Ваганьковский пер. 2 (в виду того, что означенный храм представляет собою совершенно определённый архитектурный памятник XVI в., который может быть использован музеем как помещение для одного из его отделов и как запасное место для хранения экспонатов), а с другой стороны, не будучи ничем отгорожен от основных хранилищ музея, он представляет все неудобства и опасности использования его под какие-нибудь другие нужды» . Только почти через год, 4 марта 1924 года, было принято решение о передаче здания храма под библиотеку или склад музейного имущества. По воспоминаниям современника, в церковь переместили книги «в ящиках, мешках… как дрова, навалом чуть ли не до купола. Амвон и алтари были забиты книгами до отказа. Крохотная паперть была завалена ящиками с книгами» .

В 1980-х годах в храме началась реставрация . Богослужения возобновились в 1992 году, в 1993 году — освящён. В 1994 году с нарушением охранного законодательства снесён дом причта.

Духовенство

Комментарии

  1. В рукописи Михаила Александровского , по свидетельству Петра Паламарчука , — с 1819 года.
  2. Икона «Спаситель в белом хитоне», написанная Чичаговым, ныне имеется ещё в двух церквах: в Москве — в храм Илии Обыденного ; в Петербурге — в Троицком соборе Александро-Невской лавры .
  3. Об авторстве изображений четырёх евангелистов совершенно не упомянула его внучка игумения Серафима (Чёрная) . Относительно иконы Серафима Саровского при её воспроизведении в брошюре 1906 года председатель попечительского совета храма П. С. Владимирский спрашивал автора текста Г. П. Георгиевского о подписи под иллюстрацией: «Не прибавить ли „писанная священником Чичаговым“ (если это так)?» — см НИОР РГБ. Ф. 217. К. 9. Д. 95. Л. 3.
  4. Владимир Иванович Попов (1856—?) окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия; был настоятелем Брянского собора ; член археологического общества.

Примечания

  1. Токмаков И. Ф. Историко-археологическое описание Церкви св. Николая Чудотворца, что на Знаменке в Москве. — М. : Губ. тип., 1893. — С. 27.
  2. Белый город / Макаревич Г. В. , Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Богданов В. В., Давид Л. А. , Добровольская Э. Д. и др.. — М. : Искусство, 1989. — С. 49—50. — 380 с. — 50 000 экз.
  3. Брилёва Т. В., Игнатович Т. Н. Церковь Николая Чудотворца в истории Румянцевского музея // Книга в пространстве культуры. — М. : Рос. гос. б-ка, 2013. — Вып. 1(9) . — С. 129—139 .
  4. Георгиевский Г. П. Храм Румянцевского музея. — М. : Тип. Г. Лисснера, 1906. — 30 с.
  5. . Дата обращения: 23 августа 2013. Архивировано из 26 ноября 2013 года.
  6. Языков Д. Д. от 23 февраля 2014 на Wayback Machine — Вып. 14. — 1894. (р—я)
  7. . Дата обращения: 23 августа 2013. Архивировано из 3 января 2014 года.
  8. Павлова О. Избранник Божий и угодник Божий // Ныне и присно. — 2004. — № 2. — С. 16.
  9. Романюк С. К. // Из истории Московских переулков. — М. : Московский рабочий, 1988. — 304 с.
  10. Игнатович Т. Н. от 11 сентября 2013 на Wayback Machine // Вестник архивиста. — ISSN 2073-0101.
  11. Андреева О. В., Куглюковская Л. И. Из истории Московского Румянцевского музея (по воспоминаниям Н. Н. Ильина) // Книга в пространстве культуры. — М. : Рос. гос. б-ка, 2005. — Вып. 1 . — С. 4—30 .
  12. , с. 104.
  13. . www.s-nikola.ru. Дата обращения: 19 сентября 2019. 9 января 2019 года.

Литература

  • Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. — Москва: Астраль, 2004. — Т. 2. — С. 121—124. — 744 с. — 7000 экз. ISBN 978-5-271-07711-1 .
  • Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. — Москва: издательство Московской Городской думы, 1884. — Т. 1. — С. 430—433.
  • Шармин П. Н. Церковь Николая Чудотворца на Старом Ваганькове // Москва. Энциклопедический справочник : Москва. — Большая Российская Энциклопедия, 1992.
  • / сост. Александровский М. . — Москва: Русская Печатня, 1915. — 14 с.
Источник —

Same as Храм Святителя Николая в Старом Ваганькове