Interested Article - Архиерейский дом
- 2020-01-19
- 1
Архиере́йский дом или Архиере́йский двор — церковно-административное учреждение, посредством которого архиерей (епископ) осуществлял свои властные полномочия над подведомственным ему духовенством , вершил суд над клириками и жителями принадлежавших ему вотчин . Архиерейские дома были упразднены в 1918 году большевиками .
История
Архиерейские дома (или архиерейские домы ) в Русском царстве и в Российской империи имеют довольно долгую и изменчивую историю сообразно с поземельными владениями архиереев и их административными в судебными правами и обязанностями .
Со времён образования Русской церкви епископские кафедры владели многочисленным недвижимым имуществом и целыми населёнными пунктами. Не только хозяйственные заботы над землями и угодьями, но и управление лицами, населявшими церковные земли, и даже суд над ними по многим делам принадлежал епископу . Кроме лиц духовных или живущих при церковных учреждениях и на церковных землях, епископскому суду подлежали и все светские лица по делам церковным и многим другим, например семейным .
Исходя из всего перечисленного выше видно, что Дом архиерея представляет очень сложное учреждение: при нём находились многие чины с разными наименованиями для отправления разнообразных хозяйственных, административных и судебных обязанностей. Здесь были свои — епископские бояре , дворяне и низшие слуги разного названия: волостели — для управления вотчинами, судьи-десятильники — для суда церковных людей по делам гражданским и для сбора податей с духовенства и прочие должностные лица .
Обстановка архиерейского дома и количество должностных лиц при нём напрямую зависели от обширности и богатства епархии . Богатый и влиятельный во всех делах гражданских епископ Новгородский , обладая обширными вотчинами, жил в богатых палатах, к дому его причислялись многие бояре, стольники , казначеи , волостели и разные низшие должностные лица, был даже свой полк под начальством своего воеводы . Ещё разнообразнее штат должностных лиц был при митрополите Московском и всея Руси . Двор его был устроен наподобие двора удельного князя . При нём были: бояре, стольники, конюшие , свой полк и т.д .
Кроме управления своей епархией, он управлял и всей Русской церковью и, кроме обычных для всех архиереев доходов с церквей и вотчин, имел доходы и с других епархий. Для всего этого нужен был очень большой штат. Архиерейский двор патриарха, особенно со времён Филарета и при Никоне , был устроен по образцу царского двора . Здесь были: , чашники , скатертники , хлебопёки , повара , а также иконописцы , книгописцы , резчики , позолотчики , певчие дьяки разных статей и кроме того бояре, окольничие , думные , тиуны , боярские дети , дворяне, дьяки и другие .
По образцу царских приказов явились патриаршие приказы для дел хозяйственных, административных и судебных; в каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяком и подьячими и решал дела с доклада патриарху . Подобные же приказы с этого времени появляются и при домах других епархиальных архиереев. По свидетельству Котошихина, церкви принадлежало 118 тысяч дворов, а некоторые иностранцы считали что в церковном владении находится около трети всей государственной территории .
Российские государственные деятели издавна, со времён государя всея Руси Ивана III Васильевича , стремились ограничить как вотчинное владение церкви, так и её судебные права. Существенно важное в этом отношении было сделано при Петре Великом ; при нём заметно ограничено было пользование доходами с церковных имений и в то же время многие дела, подлежавшие прежде церковному суду, перешли в ведение светской власти. Это значительно изменило обстановку архиерейских домов. Многие служилые люди архиерейских домов оказались теперь « лишними », и с 1701 года началось сокращение штатов архиерейских дворов: одних взяли в военную службу , других — нешляхетского рода — записали в подушный оклад. При архиерейских домах остались лишь необходимые домовые служители и небольшое количество дворян, которые были подчинены общим законам о дворянах .
Строгий контроль над расходами и доходами , постоянные новые требования на благотворительные учреждения и специальные подати с духовных имуществ продолжались и при преемниках Петра Великого, например при Анне Иоанновне архиерейские дворы были обложены особенною податью на содержание конных заводов , открытых тогда в больших количествах, из-за страсти фаворита императрицы Эрнста Иоганна Бирона к лошадям. Всё это сильно влияло на обстановку архиерейских домов, которые быстро беднели .
Окончательно был решён вопрос о церковных вотчинах вообще и в частности о владениях архиерейских домов при Екатерине II Алексеевне . В 1764 году все церковные вотчины, имевшие более 910 тысяч душ, были изъяты из церковного ведомства. Тогда же установлен был штат и для архиерейских дворов. Епископские кафедры были разделены на три класса. На три первоклассные кафедры с соборами было ассигновано 39410 рублей; на восемь второклассных — по 5000 рублей; лично архиерею — 2600 рублей. На 15 третьеклассных по 4232 рублей и лично архиерею 1800 рублей. На 2 викариатства — 8061 рублей. Не считая громадных доходов с церковных земель, государство получало с 1780 года ежегодного оброка с церковных крестьян — 3 миллиона 370 тысяч рублей, а на все церковные учреждения (архиерейские домы, монастыри , храмы , школы , семинарии и т. д.) ассигновало лишь 403 тысячи 712 рублей. Эти цифры наглядно говорят, что все церковные учреждения и в частности архиерейские дома которые, в результате этих реформ, потеряли львиную часть доходов .
В конце XIX — начале XX века архиерейские дома владели землями и угодьями, которые тогда были оставлены за ними. Им не воспрещалось приобретать всякого рода недвижимое имущество через покупку, завещание и дар частных лиц, но такое приобретение получало законную силу не иначе, как по Высочайшему соизволению на каждый отдельный случай .
Земли и все вообще имущества находились в полном владении архиерея; он мог через посредство духовной консистории отдавать их в наём другим лицам, но не более, чем на 25 лет; доходы с земель также находились в его полном распоряжении. Епархиальный архиерей не имел права отчуждать земли и владения или променивать, кроме важных к тому причин, без разрешения Священного Синода и даже без Высочайшего соизволения .
Хозяйство архиерейского дома управлялось экономом , определение и увольнение которого зависит от архиерея. Эконом обязан был давать полный отчёт архиерею и консистории. Духовная консистория проверяла хозяйство при перемене эконома и смерти архиерея (если родственники архиерея, после его смерти, не являлись для получения оставшегося после него имущества в положенный срок, то оно обращалось в пользу архиерейского дома ). При переводе архиерея на другую кафедру консистория проверяла имущество архиерейского дома и только в том случае выдавало архиерею квитанцию на выезд, когда архиерей давал объяснения относительно имущества и, в случае обнаружения недостачи , восполнял недостающее .
Вскоре после Октябрьского переворота (23 января 1918 года), большевики выпустили декрет « Об отделении церкви от государства и школы от церкви » , который лишал церковь права владеть землями и прочей собственностью, что положило конец существованию архиерейских дворов. После того, как в 1990 году эти права были возвращены, руководство РПЦ уже не сочло необходимым восстанавливать этот религиозно-управленческий институт .
Примечания
- ↑ // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Алексеев А. И., Флоря Б. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий — Афанасий ». — С. 532—536. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0 .
- // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1893. Вып. 4. С. 123—140
- Чижевский И. Устройство православной Российской Церкви. Харьков , 1898 год.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Василенко Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- «Монастырский приказ» ( СПб. , 1868 год).
- Покровский И. М. «Средства и штаты Великорусских архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 году». Казань , 1907 год.
- Кузнецов Н. Д. «К вопросу о церковном имуществе и отношении государства к церковным недвижимым имениям в России» // БВ. 1907. Июль. С. 592—648.
- Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II. СПб., 1900 год.
- // Православная богословская энциклопедия . — Петроград, 1900—1911.
- Барсов Т. «Сборник действующих и руководств церковных и церковно-гражданских постановлений…» ( СПб. , 1885, I т.).
Литература
- Алексеев А. И., Флоря Б. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий — Афанасий ». — С. 532—536. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Горчакова М. «История поземельных владений и управления архиерейскими домами».
- «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Священного Синода» (СПб., 1871 год).
- 2020-01-19
- 1