Багдасарова, София Андреевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Софья Андре́евна Багдаса́рова (род. Москва ) — российская писательница, историк изобразительного искусства , журналист , художественный критик, куратор, арт- блогер . Дважды номинант премии « Просветитель ».
Отец — Андрей Пономарёв , историк-византинист, нумизмат. Дед — Леонид Пономарёв , советский и российский физик, академик РАН .
Окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова , научные руководители , Иван Тучков , специализация — европейский портрет.
Более 15 лет профессионально занимается журналистикой в области культуры (« РИА Новости », « », « Россия сегодня » и другие). С 2018 года сотрудник международного издания газеты об искусстве The Art Newspaper Russia .
В 2023 году в качестве куратора открыла выставку «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» ( Музей-заповедник «Горки Ленинские» ) .
Была членом жюри Премии Потанина (номинация «арт-блогерство»), член жюри премии газеты The Art Newspaper Russia и премии в области искусствоведения и журналистики «Zverev Art Prize / Взгляд. Интерпретация. Позиция», учрежденной музеем AZ .
Ведёт Telegram-канал «Shakko: об искусстве» .
С 2004 года ведёт блог в « Живом Журнале ». Блог приобрёл широкую известность с 2017 года, первой популярной его рубрикой стало «Омерзительное искусствоведение»:
Я пишу о тех темах в искусстве, о которых редко рассказывают в серьёзных изданиях. Впрочем, на Западе они давно попали в научную сферу (например, можно вспомнить « » Умберто Эко ), у нас с этим пока бедно. А людей-то интересует всё необычное! Таким образом, у меня возникла рубрика «Омерзительное искусствоведение» (названная в честь ленты Тарантино « Омерзительная восьмерка »). В ней я стала публиковать всякие шокирующие вещи, ужасающие произведения искусства — причём не современные, а исключительно классику. Первый крупный поток читателей, мне кажется, привлекли именно эти сюжеты, а затем они стали читать и другие, более «спокойные» записи .
— Софья Багдасарова
Затем значительную популярность снискала рубрика «Вопросы про искусство»:
Когда я поняла, что у меня образовалась довольно большая постоянная аудитория, которая не прочь узнать про более серьёзные вещи, то придумала рубрику «Вопросы про искусство». Читатели, не являющиеся профессионалами от искусства, присылают для неё вопросы, и чем они проще и неожиданнее, тем интереснее на них отвечать. Сама постановка вопроса позволяет отвечать необычно. Именно так появился пост-ответ «Почему Шилов — плохой художник, а Брюллов — хороший, они же похожи?» На сегодня это самый популярный мой текст, около 400 тысяч просмотров. По сравнению с рекордами YouTube , конечно — мелочь, но для материалов про живопись это очень здорово. Или вот «Расскажите, что такое „ современное искусство “? Только в двух словах, пожалуйста» и «Почему Репин дешевле Малевича и Кандинского ?». На это, по идее, невозможно ответить серьёзно, но в итоге вскрываются какие-то основополагающие принципы .
— Софья Багдасарова
По итогам 2017 года блог с посещаемостью 40—50 тысяч просмотров в день (5—6-е место в общем топе ЖЖ) был удостоен премии NeForum Awards в номинации «Лучший лонгрид» .
После успеха блога к Багдасаровой обратились представители издательства « Эксмо » с предложением написать книгу. Софья переработала и адаптировала часть материалов блога для печати, и примерно половину её объёма составили новые тексты. Ориентиром для автора послужила стилистика « Всеобщей истории, обработанной „Сатириконом“ », написанной Тэффи , Аркадием Аверченко и другими классиками русской юмористической прозы начала XX века. В книге Багдасаровой в юмористическом, осовремененном ключе пересказываются древнегреческие мифы про каннибалов , трансвеститов , мужеубийц. Издание снабжено цветными репродукциями Рубенса , Микеланджело , прерафаэлитов и других художников — на соответствующие темы, а также серьёзными научными комментариями.
Книга «Омерзительное искусство» стала бестселлером , но получила противоречивые отзывы читателей и критиков. Комментаторы отмечали неожиданное несоответствие впечатления от текстов Софьи, опубликованных в интернете и на бумаге, а также компромиссность в обработке материала, когда острые и актуальные шутки из блога заменялись на «бородатые» каламбуры.
Литературный критик Константин Мильчин заявил, что книга представляет собой « пересказ древнегреческой мифологии в стиле программы „ Аншлаг “», признав при этом, что «автор книги на самом деле действительно крутая просветительница: она ведёт превосходный блог в ЖЖ, где компетентно и по-настоящему остроумно рассказывает о живописи» . Шеф-редактор портала Год.Литературы.рф Михаил Визель отмечает: «Но при этом нарочитом комиковании видно, что автор предмет любит и, главное, знает. Так что чтение позволит не только спокойнее реагировать на возмущённые вопли бдительных сограждан, но и увереннее чувствовать себя в европейских музеях» .
Рецензент Владимир Богданов настроен более благожелательно:
Это рассказ об античных мифах и нравах на примере сюжетов европейских художников. Написано лихо, без академической тягомотины. По жанру это не научная монография, а скорее арт-басни, чистый фан, «скандалы-интриги-расследования» времён Одиссея … Лишь для непосвященного человека сюжеты некоторых картин просто пастораль, тишь, да благодать. А стоит чуть копнуть в мифологию, и вылезает сразу всё: безжалостность, беспринципность, жестокость, коварство и бесстыдство. Нет ничего нового под солнцем. Всю мерзость, как выясняется, придумали задолго до нас .
— Владимир Богданов
Литераторы Александр Архангельский и Александр Гаврилов включили книгу «Омерзительное искусство» в «длинный список» претендентов на премию « Просветитель » за 2018 год . Гаврилов обосновал это включение, находя в сниженности подачи материала главное значение книги :
То, что в этой книге происходит, быть может, для многих читателей непонятно и незаметно. Вообще-то в современной русской литературе нет канона разговорной речи, записанной на бумаге. Если просто расшифровываешь, как звучит улица, это читать невозможно. Складывание вот этого канона началось довольно поздно, под конец шестидесятых годов; единственное существенное достижение советского времени — это, пожалуй, Довлатов , потом появляются какие-то ещё люди, в начале своего творчества интересно с этим работал Гришковец . И мне то, что в этой книжке делается, в особенности интересно с точки зрения литературы. Мне кажется, это очень яркая и существенная заявка на новый язык.
Строго говоря, сама конструкция научно-популярной книги изначально была очень приближена к тому, что делает Софья. Потому что любая популярная книга о науке должна рассказывать тем языком, который будет абсолютно прозрачен для человека, не потратившего двадцать лет на подготовку к чтению этой книжки. К сожалению, сами ученые делать это разучились довольно давно.
— Александр Гаврилов
Тем не менее, в «короткий список» премии книга не попала .
В октябре 2018 года в отделении «Бомбора» издательства «Эксмо» вышла вторая книга Багдасаровой «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону». Издание представляет собой полный текст « Откровения Иоанна Богослова » («Апокалипсиса»), снабжённый большим количеством цветных репродукций произведений художников прошлого, максимально полно иллюстрирующих текст .
Во-первых, сразу успокою тех, кто опасается фривольностей на тему христианства — никакого юмора в ней нет! Из моих фирменных качеств я использовала тут другие — всё очень просто и понятно, уровень объяснений — «для советского школьника-старшеклассника», для представителя технической интеллигенции. То есть для умного человека, который искренне хочет понять сложное, но боится углубляться в дебри.
Идея издания родилась из фразы искусствоведов об уникальности «Апокалипсиса»: это «единственная книга Библии, в которой проиллюстрирована каждая строчка, или хотя бы абзац». Так что вот оно, такое «Откровение Иоанна Богослова», в котором действительно проиллюстрированы каждая строчка или хотя бы абзац! По сути, вышел «графический роман» (это как «книга комиксов», только для интеллектуалов), или огромная житийная икона с двумястами клеймами, последовательно иллюстрирующими развитие событий Конца света.
— Софья Багдасарова
« Российская газета » отметила презентацию книги в числе наиболее интересных событий ярмарки Non/Fiction-2018 , журнал Elle Girl включил книгу в список «10 умных нон-фикшн книг для серьёзных девушек» .
Эта книга тоже вошла в лонг-лист премии « Просветитель » (2020 год) .
В 2022 году вышло второе издание книги, исправленное, дополненное и с новыми иллюстрациями.
В сентябре 2019 года в отделении «Бомбора» издательства «Эксмо» вышла третья книга Багдасаровой «Воры, вандалы и идиоты: криминальная история русского искусства» . В книге автор рассказывает о преступлениях, совершавшихся в российских музеях, и отмечает, что «глупость, надежда на авось и пьянство — вот то, что отличает русские преступления в сфере искусства» . Как пишет автор в предисловии, книга является первой летописью преступлений в сфере искусства, совершённых конкретно в России.
Согласно рецензии сетевого издания « Горький », « автор не слишком фокусируется на мотивах и психологических нюансах преступников, ограничиваясь игриво-сатирическим, в духе лоу-файного Зощенко, описанием случившегося. Градус развлекательности повышают арт-дилерские байки, размещённые между основными рассказами. Любопытна и вёрстка издания — она с успехом мимикрирует под научно-популярные книги для подросткового возраста конца 1980-х » . Аукционный портал Artinvestment.ru рекомендует её начинающим коллекционерам как прививку от доверчивости . The Village включил книгу в подборку свежих «романов о жизни в современной России», охарактеризовав её как «книгу испанского стыда »: при чтении книги «…стыд за соотечественников ощущается прямо физически» . Согласно рецензенту «Российской газеты»: « лихое чтение, познавательное и развлекательное одновременно » . Портал Годлитературы.рф пишет: « смеяться вы будете громко и заливисто. Сам по себе юмор для этой книги — не менее важная категория, чем искусство, так что будьте готовы к научно-развлекательной эклектике », и указывает, что чёрного юмора по сравнению с первой книгой поубавилось .
Книга была представлена на Московской книжной ярмарке-2019, в число самых интересных книг фестиваля её включили ряд изданий . Сатирические иллюстрации, выполненные художником Марией Пономарёвой специально для этой книги, сравнили с Бидструпом .
Несколько месяцев спустя прошла презентация книги на ярмарке Non/Fiction , организаторы которой включили её в свой топ-лист . В список книг, которые стоит купить на ярмарке, её также включил ряд изданий, как и саму презентацию — в число самых интересных мероприятий . Позже издание «Собака» включило книгу в список 35 лучших книг года .
В 2023 году челябинская Студия-театр Манекен (ЮУрГУ) поставила абсурдистско-музыкальный спектакль по книге, под руководством режиссёра Романа Ворожцова .
В 2020 году Багдасарова выступила как редактор-составитель книги Н. Доброхотова-Майкова, В. Пятницкий « „Лев Толстой очень любил детей…“: Анекдоты о писателях, приписываемые Хармсу » ( М. , Бомбора). Книга включает факсимиле рукописи анекдотов псевдо-хармса с рисунками нонконформиста В. Пятницкого , обширные комментарии и научные и биографические статьи различных специалистов . Книга была представлена на Московской книжной ярмарке-2020 , книжными рецензентами включалась в обзоры «книга недели» и «самые интересные новинки последних месяцев» . Рецензия на книгу вышла в альманахе, посвящённом истории самиздата в России « Acta samizdatica » (№ 5, 2020): «Без преувеличений можно сказать, что мы, наконец, получили книгу, которую все давно ждали» . Венгерский литературовед Жофия Калавски в рецензии, написанной для венгерского Института литературоведения, отмечает, что в издании показано, как это произведение вошло в социальный и культурный контекст 1970-х годов, что оно дополнено серией исследований и интервью, которые исследуют роль и значение анекдотов во многих смежных областях культуры . Художник, основатель арт-коммуны ОДЕКАЛ Сергей Сигерсон включил книгу в список «5 книг о том, что представлял собой советский арт-самиздат ».
10 февраля 2021 года презентация книги состоялась в Государственной публичной исторической библиотеке России. Мероприятие прошло в рамках совместного проекта Исторической библиотеки и Гуманитарного факультета РГСУ — исследовательской лаборатории «Не/сохраняемое», которая посвящена работе с самиздатом, «летучими изданиями» и цифровыми ресурсами . В 2021 году книга была представлена на презентации в ГМИИ имени А. С. Пушкина .
В 2023 году, после трехлетнего перерыва, связанного с ковидом и другими обстоятельствами, опубликовала книгу «Фениксы и сфинксы. Дамы Ренессанса в поэзии, картинах и жизни» , по стилистике отличающуюся от предыдущих произведений и посвященную биографиями 15 итальянок эпохи Возрождения. Книга представляет собой сборник новелл, рассказывающих о биографиях женщин XIV—XVI веков: натурщиц знаменитых художников, поэтесс, музыкантш, политических деятельниц и художниц, оставивших важный след в культуре Ренессанса. Героини связаны между собой родственными и кросс-культурными связями, второстепенные и третьестепенные персонажи переходят из одного из рассказа в другой, что превращает сборник рассказов в единый гипертекст. Издание обильно иллюстрировано репродукциями произведений, связанными с сюжетами, которое сопровождены текстом аннотаций, который, в отличие от основного (прозаического, стилизованного под итальянскую новеллу), является сугубо научным искусствоведческим. Объём аннотаций составляет около 1/5 текста книги.
«Обаяние жанра, который в лучших традициях Фейхтвангера и Ефремова балансирует между художественной литературой и научпопом, Софья Багдасарова усиливает малой формой. И в самом деле, как же писать о ренессансных женщинах искусства, музах, поэтессах и художницах, когда за твоим плечом стоит их современник Боккаччо и буквально подсказывает структуру повествования. Что подкупает — профессиональная экспертиза в отношении области истории искусств и искренняя симпатия, которую автор испытывает к каждой из своих героинь. Я с удовольствием рекомендую книгу к прочтению всем, а особенно юным девам, открывающим для себя искусство Возрождения (и своим дочерям обязательно подсуну)». ( Наталья О’Шей ).
Презентация книги прошла на ярмарке «Non/fiction» в декабре 2023 года , а также на дискуссии «Медичи: портреты и символы» в Пушкинском музее в рамках выставки «Кабинет редкостей. Медичи навсегда» .
Активный участник русской Википедии с января 2006 года (под ником Shakko), приоритетная тема: искусство. Была весьма активна как популяризатор Википедии: проводила мастер-классы и вебинары, выступала в СМИ с комментариями по темам, связанным с вики-проектами, участвовала в организации и жюри вики-конкурсов. С 2015 года являлась членом некоммерческого партнёрства « Викимедиа РУ ».
Входит в состав научного совета «Живого Журнала» с момента его организации (июль 2019).