Воронцово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Усадьба С. М. Рукавишникова — архитектурный ансамбль в историческом центре Нижнего Новгорода . Построена в период эклектики в 1875—1877 годах. Автором проекта здания является московский архитектор П. С. Бойцов . Усадебный комплекс, расположенный на Верхневолжской набережной, формирует речную панораму Нижнего Новгорода, закрепляя угол пересечения набережной и улицы Пискунова, играя важную градостроительную роль. Является одним из важнейших и известнейших архитектурных памятников города.
Сегодня это главное здание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника . Весь исторический комплекс сегодня — объект культурного наследия Российской Федерации.
Территория, на которой расположен комплекс, входила в пределы Малого острога, фортификационного сооружения средневекового Нижнего Новгорода. Предположительно, цепь дерево-земляных укреплений острога возводилась с 60-х годов XIV века и, по некоторым данным, на месте усадьбы располагалась одна из деревянных башен (Георгиевская), к воротам которой поднимались два крутых съезда от берега реки Волги. С другой стороны в башню упиралась улица Егорьевская, шедшая вдоль линии укреплений под углом от Происхожденческого (Крестовоздвиженского) монастыря, располагавшегося в районе памятника В. П. Чкалова. Деревянные укрепления Малого острога были разобраны к началу XVIII века, но земляной вал сохранился. Территория долгое время была окраиной города. Бровка высокого берега Волги, перерезанная оврагами, была неудобной для строительства .
Планы Нижнего Новгорода времён классицизма второй половины XVIII — начала XIX веков, не затрагивали данный участок: вплоть до 1830-х годов откос и склоны были заняты огородами, банями и служебными зданиями усадеб, расположенных на улице Жуковской (Минина). На фиксационном плане 1792 года на участке указана незначительная деревянная застройка, расположенная вдоль средневекового вала. Большая часть земли была не застроена. С востока к участку примыкал двор с огородом подканцеляриста Ивана Житенина. За валом был построен каменно-деревянный дом с огородом секунд-майора Фёдора Бухвалова. По плану 1799 года на месте современного комплекса располагалась усадьба, строения которой группировались на углу проложенной по линии бывших укреплений Малой Печёрской улицы и ещё только формирующейся Жуковской улицы. Выход усадьбы к волжскому откосу пустовал .
Красная линия будущей Верхневолжской набережной была определена в 1830-х годах, что стало результатом масштабной строительной программы «высочайше повеленных работ». Первый приезд в Нижний Новгород императора Николая I в октябре 1834 года дал старт проекту. Проект набережной, выполненной губернским архитектором И. Е. Ефимовым и инженером П. Д. Готманом, был высочайше утверждён в 1835 году. Надзор за работами осуществлял инженер А. И. Поднозов. К осени 1839 года было выравнено и покрыто булыжником полотно набережной .
Каменное строительство на набережной началось в 40-х годах XIX века и шло медленно из-за невыгодности возведения каменных зданий на окраинной территории города. К середине века были возведены корпуса Мартыновской больницы и Мариинского института благородных девиц, а также несколько частных домовладений, в числе которых и дом нижегородского купца третьей гильдии Серапиона Везломцева, который занимал часть территории будущего ансамбля усадьбы Рукавишникова. Главный дом усадьбы Везломцева представлял собой образцовый проект в стиле позднего классицизма. В 1868 году усадьбу Везломцева с торгов приобрёл купец первой гильдии, мануфактур-советник Михаил Григорьевич Рукавишников . Согласно описной книге 1871 года каменный двухэтажный дом с надворным строением был оценен в 4 тыс. рублей .
В 1874 году М. Г. Рукавишников умирает, процесс передачи наследства растягивается до конца 1875 года. В 1886 году владельцем усадьбы значился Сергей Михайлович Рукавишников , в 1890-х годах — Иван, Сергей, Митрофан, Николай и Евгения Ивановна Рукавишниковы. В июне 1891 года единственным владельцем снова стал С. М. Рукавишников .
Проектных чертежей сегодня существующего здания в архивах не обнаружено. Исследователям известны другие проекты перестройки старого особняка С. Везломцева. Датируемый маем 1875 года проект предусматривал надстройку дома ещё одним этажом в уровне мезонина. Надзор за работами принимал на себя известный нижегородский инженер-архитектор Р. Я. Килевейн. Второй проект, подписанный Килевейном и С. Г. Рукавишниковым, предусматривал более серьёзную перестройку здания в духе эклектики. Задуманный проект не был осуществлён. Возросшее богатство Рукавишниковых требовало возведения нового здания, которое могло репрезентировать богатство рода. В книге Ивана Сергеевича Рукавишникова «Проклятый род» содержится цитата о будущем доме, выражавшая мечты богатого наследника: «Будущий дом велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат. И зал в два света. И лестница — мрамор, какого нет нигде. И будет дворец тот стоить ровно миллион… Пусть весь город ахнет. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются. Где стоять дворцу тому? Не в улице же узкой, где дома по обе стороны. А на набережной на верхней…» .
Для будущей постройки неслучайно был выбран стиль эклектики, успех которого объяснялся бурным развитием капитализма и эстетическими вкусами крупных промышленников и купцов пореформенного периода. Купечество стремилось «крикливой громоздкостью подчеркнуть господство денег, свою волю и влияние». Востребованность эклектики объяснялась стремлением буржуазии самоутвердится в российском обществе, что породило своеобразный культ роскоши. Всё это относилось и к Рукавишниковым — выходцам из небольшого уездного города Балахны, переехавших в Нижний Новгород в 1810-х годах с перемещением в город Макарьевской ярмарки .
Литературные источники указывают в качестве автора проекта усадьбы московского архитектора Петра Самойловича Бойцова, а отделку фасадов приписывают Михаилу Осиповичу Микешину — автору памятников Тысячелетие России в Великом Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве и др. Авторство Бойцова подтверждается архивными сведениями, связанными с его неудачной попыткой в 1890 году получить от Императорской Академии художеств звание академика. В списке выполненных работ значился и дом С. М. Рукавишникова в Нижнем Новгороде. Авторство Микешина находится под вопросом. Причина, по которой Рукавишников выбрал Бойцова и Микешина, не ясна. Первый, на тот момент, не был известным архитектором, слава пришла к нему в 80-90-х годах. Поскольку он не имел права на производство самих строительных работ, большую роль в возведении здания сыграл инженер-архитектор Роберт Яковлевич Килевейн. Авторство убранства особняка не установлено. Автором живописных плафонов парадной лестницы, в бальном зале и аванзале, являлся художник Фома Гаврилович Топоров .
Начало работ можно ориентировочно датировать 1875 годом. Тогда, по сведениям А. С. Гасицкого, были уничтожены остатки древнего земляного вала. К этому же времени начало работ относил краевед Н. Ф. Филатов. В июле 1876 года в усадьбу проводится водопровод, для чего на территории было возведено специальное одноэтажное здание для размещения локомобиля — механизма, предназначенного для накачивания воды. Дата окончания работ — 1877 год — указана над главным входом в здание. Тем не менее, в 1879 году ещё не была окончена внутренняя отделка здания. Хозяин здания был вынужден пользоваться только частью дома, проживая в верхнем этаже. Предположительно, все работы завершились в 1879-м или начале 1880 года .
Исследователи обращают внимание на то, что здание не было возведено с нуля, а являлось, по сути, реконструкцией старой усадьбы. Т. П. Виноградова установила, что в объём возведённого дворца было включено старое здание, оставшееся от С. Везломцева. Вывод был подтверждён анализом поэтажных планов двух зданий и исследованиями, проведёнными в процессе реставрации. В западной части дворец практически полностью сохраняет планировочную структуру старого дома. По мнению исследователей, причиной этому стали как экономические соображения, так и волеизъявление «покойного родителя или живой в то время матери». С. М. Рукавишников в период строительства жил на проценты, не проявляя интереса к экономической деятельности, уделяя внимание лишь коневодству .
Собственником усадьбы С. М. Рукавишников оставался вплоть до своей смерти в 1914 году. Из истории дореволюционного периода известно лишь о прокладке в здание нового водопровода в 1906 году. Облик усадьбы на рубеже XIX — ХХ столетий неоднократно оказался запечатлён известным нижегородским фотографом М. П. Дмитриевым, по фотоснимкам которого были изданы видовые почтовые открытки .
В советский период комплекс был экспроприирован. В главном здании в марте-июне 1918 года разместился губернский музей. В 1919 году с территории усадьбы выселили сыновей бывшего владельца — Ивана и Митрофана Рукавишниковых, принимавших участие в работе по организации музея. В 1920-х годах велись ремонтные работы во внутренних помещениях. В 1927 году была проведена реконструкция к празднованию десятилетия Октябрьской революции .
В 1935 году был проведён новый комплекс ремонтно-реставрационных работ, которые продолжались в послевоенное время. В 1980-х годах ежегодно проводились работы по восстановлению скульптурных и архитектурных элементов фасадов и убранства здания. По старому образцу были воссозданы ворота, ведущие на территорию. Решением Горьковского облисполкома № 559 от 3 ноября 1983 года комплекс взят на охрану как памятник архитектуры областного (по ныне действующему законодательству — регионального) значения .
На рубеже XX—XXI прекратилось финансирование восстановительных работ и памятник пришёл в аварийное состояние. В 1997—2010 годах была проведена масштабная реставрация .
Главный дом, выстроенный в духе итальянского палаццо со стилизованными формами и деталями барокко, занимает восточный угол усадьбы. Богато декорированный лепниной и скульптурными изображениями, трёхэтажный особняк выходит главным фасадом на Верхне-Волжскую набережную и выступает акцентом в её застройке. Экстерьер представлен разнообразными архитектурными элементами: рустованными лопатками и сегментным полуфронтоном входной части, двумя слабо раскрепованными ризалитами, балконом второго этажа и высоким аттиком над разорванным фронтоном, междуэтажными профилированными поясами, профилированными наличниками окон. Парапет небольшого выноса украшен вазонами, подоконные ниши — лепными композициями. Лепнина выполнена с использованием флоральных мотивов: лиственные гирлянды спускаются с наличников длинными фестонами. Замковые камни окон первого этажа выполнены в виде листа аканта или маскаронов (львиных голов). Плиту парадного балкона поддерживают кронштейны, лежащие на спинах скульптур атлантов. В центральной части расположен фризовый пояс, опирающийся на гермы с женским торсом. В ризалитах и на боковых фасадах пояс поддерживают кариатиды. Главный фронтон и фронтон с волютами над входом отмечены скульптурами в виде сидячих женщин в греческих одеяниях. По сторонам дверного проёма расположены гермы старцев. Скульптуры ангелочков в различных вариациях украшают третий этаж и венчающую часть ворот с картушем и вензелем владельца .
Двухэтажный кирпичный оштукатуренный флигель, выстроенный в духе академической эклектики с элементами классицизма и барокко, располагается в центральной части усадьбы. В уровне второго этажа связан с главным домом переходом. Главный фасад имеет богатое убранство в виде подоконных и междуэтажного поясов, венчающего карниза, нишами с лепными картушами и заполнениями простенков виде цепочек вертикально вытянутых овалов. Венчает фасад барочный аттик с лучковым завершением и круглым световым окном с лепниной. По скругленным углам здания устроены прямоугольные филенки с лепниной в виде вертикальных цепочек листьев. Все окна имеют профилированные наличники и украшены сандриками в виде разорванных замковыми камнями треугольных фронтонов; в уровне первого этажа тимпаны фронтонов дополнены картушами с лепными гирляндами, в уровне второго — композициями из круглых картушей .
Служебный корпус, фиксирующий юго-восточный угол усадьбы, соединён со зданием флигеля. Архитектурное решение выполнено в едином духе со зданием флигеля и имеет аналогичное убранство. Фасад, выходящий на улицу Пискунова имеет богатый лепной декор: профилированные карнизы, пояски «сухариков» и лепных розеток, филенки, украшенные лепниной в виде вертикальных цепочек листьев, сандриков с лучковыми перемычками с плечиками и замками в виде круглых картушей и аканта в простенках и др. Над крайними тремя осями устроен барочный аттик с лучковым завершением и круглым световым окном с лепным обрамлением .
Вытянутое прямоугольное здание было надстроено вторым этажом в советское время. В 2000-х годах из современных материалов был восстановлен декор: поясок круглых небольших розеток и вертикальная цепочка из листьев .
Участок усадьбы ограждён высокохудожественной кирпичной оградой с воротами и калиткой. Ворота воссозданы в ходе реставрации, в частности заполнение высокохудожественного литья, восстановленное по фотографиям .