Ярославский район (Ярославская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (при рождении Мине́й Изра́илевич Губельма́н ; 19 февраля [ 3 марта ] 1878 , Чита , Забайкальская область , Российская империя — 4 декабря 1943 , Москва ) — российский революционер, советский партийный и государственный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР , один из главнейших идеологов сталинизма . Председатель Общества старых большевиков , « Союза воинствующих безбожников » и Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) — ЦК ВКП(б) . Академик АН СССР (28.01.1939). Лауреат Сталинской премии первой степени ( 1943 ). Член Центрального Комитета ВКП(б) .
Родился в семье ссыльнопоселенцев . Еврей . Получил начальное образование и в 9 лет поступил учеником в переплётную мастерскую, проработал в ней три года. В 1892 году закончил в Чите городское 3-классное училище. По окончании его сдал экстерном экзамен за четыре класса гимназии, и больше нигде не учился.
В 1898 году вступил в РСДРП , организовал социал-демократический кружок на Забайкальской железной дороге .
Партийные клички: Емельян, Емельян Емельянович, Емельян Иванович, Емельянов, Ильян, Верин, Клавдин, Панин, Лапин, Красильников, Марианна, Сибиряк, Социалист, Читинец.
В 1901 году — за границей, корреспондент « Искры ».
В 1902 году, будучи членом Читинского комитета РСДРП, арестован за составление и распространение революционных листовок. Освобожден под надзор полиции.
С 1903 года на нелегальном положении , член Петербургского комитета РСДРП. Стал одним из руководителей . Боевой центр создал хорошо вооружённые формирования, занимавшиеся так называемыми экспроприациями — грабежами банков и частных лиц, средства от которых направлялись, в том числе, на партийные нужды.
Организатор стачки текстильщиков в Ярославле (отсюда псевдоним Ярославский ).
Ярославский был участником Революции 1905—1907 годов . Невеста Ярославского, тоже революционерка Ольга Михайловна Генкина (1882—1905), была убита черносотенцами при попытке провоза партии оружия для революционеров . Ярославский вёл партийную работу также в Екатеринославе и Петербурге (редактор газеты « »); участвовал в 1-й конференции военных и боевых организаций РСДРП в Таммерфорсе , был членом Московского комитета РСДРП и военной организации большевиков, делегатом 4-го и 5-го съездов РСДРП .
В 1907 году он был арестован и отправлен на каторгу (отбывал в Горном Зерентуе , Нерчинская каторга ), затем жил на поселении в Восточной Сибири .
В 1915—1917 годах был заведующим в Якутском краеведческом музее .
После Февральской революции 1917 года стал членом Якутского комитета общественной безопасности, затем в мае возглавил Якутский совдеп . С июля 1917 работал в Московской военной организации Московского комитета РСДРП(б).
Делегат 6-го съезда РСДРП(б).
В дни Октябрьской революции Ярославский — член Московского партийного центра по руководству вооружённым восстанием, член Военно-революционного комитета , первый , бежал из Кремля во время восстания юнкеров .
Ярославский был одним из редакторов московских газет « » и « ». В 1918 примыкал к группе «левых коммунистов» по вопросу о Брестском мире .
В 1918—1919 годах Ярославский — уполномоченный ЦК РКП(б) по проведению мобилизации в Красную армию , комиссар Московского военного округа .
В 1919—1921 годах — кандидат в члены ЦК ВКП(б).
В 1919—1922 годах — секретарь Пермского губкома , член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б) . В 1921—1923 годах — член ЦК РКП(б). В 1921 году — секретарь ЦК и член Оргбюро ЦК РКП(б) . В 1921 году был государственным обвинителем на процессе Романа Унгерна . Один из инициаторов создания журнала « Сибирские огни ».
Ярославский был старостой Общества бывших политкаторжан, а с 1931 года — председатель Общества старых большевиков и Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929—1935). Был членом редколлегии « Правды », журналов « Большевик » и «Историк-марксист», газеты « Безбожник », редактором « Исторического журнала » .
В 1923—1934 годах — член Центральной контрольной комиссии (в 1923—1934 годах член Президиума, в 1923—1926 член Секретариата, в 1924—1934 секретарь Партколлегии Центральной контрольной комиссии). Кандидат в члены Исполкома Коминтерна (1928).
В 1934—1939 — член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) .
C 1939 года до смерти — член ЦК ВКП(б).
С 28 января 1939 года — академик АН СССР по специализации: история. Руководил кафедрой истории ВКП(б) в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б) и лекторской группой ЦК.
Ярославский был членом ЦИК СССР , депутатом Верховного Совета СССР .
С начала 1930-х Ярославский — активный сторонник Сталина .
На XVII съезде ВКП(б) заявил: «Товарищ Сталин был наиболее зорким, наиболее далеко видел, наиболее неуклонно вёл партию по правильному, ленинскому пути».
В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книги Ярославский назвал «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 1890-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…» . В этой книге- панегирике Ярославский несколько раз подчёркивает «беспощадность Сталина к врагам» .
Был автором большого числа других публикаций по истории Коммунистической партии и революции.
В годы Великой Отечественной войны статьи и речи Ярославского призывали бойцов Красной Армии и всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага. С. Л. Фирсов отмечает, что Ярославский «вынужден был по воле Сталина в первые месяцы войны написать статью „Почему религиозные люди против Гитлера“, тональность которой кардинально отличалась от тональности всех его антирелигиозных статей, написанных до того» .
Умер 4 декабря 1943 года в Москве от рака желудка . После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади . В 1953 году, во время дела врачей , некоторым врачам было предъявлено обвинение в преступной халатности, которая выражалась в «запоздалом диагностировании» рака желудка у Ярославского .
Н. С. Хрущёв вспоминал, что в ВКП(б) Ярославского называли «советским попом», так как в 1920—1930-х годах он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу», был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства . Многократно переиздававшаяся книга Ярославского « Библия для верующих и неверующих » обосновывала положение о том, что содержание Библии свидетельствует о полном отсутствии в ней чего-либо священного, ибо она представляет собой собрание различных мифов, сказаний, преданий древних народов, а также сочинений древних писателей .
С 1925 года Ярославский — председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925—1943). В 1923 году вышла его книга «О религии».
Ярославскому принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима : «Борьба против религии — борьба за социализм». Был редактором журналов « Безбожник », « », под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.
Журнал «Безбожник» печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных — в концлагеря» (из статьи Николая Бухарина ).
В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки , в том числе Петра Чайковского , Сергея Рахманинова , Моцарта , Баха , Генделя и других композиторов. «В данный момент, — писал Ярославский, — церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение» .
Главный вдохновитель кампании против рождественских ёлок и инициатор отмены рождественского выходного и гонений на новогодние ёлки в СССР в 1929—1935 гг. в рамках антирелигиозной кампании.
…одним из убежищ, одним из прикрытий для крестьянина, который не хочет в колхоз… остаётся религиозная организация с гигантским аппаратом, полторамиллионным активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, монахов и монашек, шаманов и колдунов и т. п. В активе этом состоит вся махровая контрреволюция, ещё не попавшая в Соловки , ещё притаившаяся в складках огромного тела СССР, паразитирующая на этом теле .
В частности, Ярославский говорил: «Религия там, где нет знания, религия против науки».
Книги Ярославского « Как родятся, живут и умирают боги и богини » (1923) и « Библия для верующих и неверующих » (1923—1925) сыграли значительную роль в атеистическом просвещении трудящихся. Они неоднократно издавались и были переведены в зарубежных странах
Именем Ярославского были названы улицы в ряде городов. Например, в Ярославле его имя в 1944—1993 годах носила Большая Фёдоровская улица , на которой стоит церковь Николы Пенского (до перестройки — единственная действовавшая в старой части города), служившая кафедральным собором Ярославской епархии . Ныне именем Емельяна Ярославского в Ярославле назван тупик .
Ярославский (Губельман) и его работа «Как родятся, живут и умирают боги» упоминается в сериале « Агент национальной безопасности » (3-й сезон, фильм 1-й — «Заколдованный город») [ значимость факта? ]