Interested Article - Барщевский, Иван Фёдорович
- 2021-02-13
- 1
Ива́н Фёдорович Барще́вский ( 1851 , Санкт-Петербург — 1948 , Коломенское ) — патриарх российской архитектурной фотографии , запечатлевший на стеклянные негативы тысячи объектов национального культурного наследия по всей стране.
В музее архитектуры им. Щусева , Ростовском музее-заповеднике , Коломенском и других собраниях хранятся (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2811 дней]) его фотографий. На протяжении 15 лет, с 1882 по 1896 годы , Барщевский издал на собственные средства 47 альбомов по русскому искусству. О многих памятниках архитектуры, уничтоженных в советское время, можно судить только по его фотографиям. Заслуженный деятель искусств РСФСР ( 1946 ).
Биография
Иван Барщевский родился в 1851 году в Лужском уезде Петербургской губернии в семье бедного петербургского чиновника. До совершенолетия обучался дома ремёслам, рисованию и фотографии под руководством отца. В возрасте 18 лет уехал на заработки в Санкт-Петербург, работал два года в железнодорожных мастерских. С юности увлекаясь фотографией, устроился в 1870 году ретушёром в студии придворного фотографа Карла Бергамаско , посещал «рисовальные классы» художника Василия Григоровича , издателя журнала «Изящные искусства». Он был одним из тех, кто принёс фотографию в русскую провинцию .
В 1875 году Иван Фёдорович женится на девушке, также связанной с фотографией. В 1877 году вместе с женой переехал в Ростов , где открыл портретную фотомастерскую, а также выполнил фиксационные фотографии сокровищ Ростовского кремля , которым, по мнению краеведов того времени, грозило скорое разрушение .
Барщевский стремился к наиболее полному и точному документированию историко-культурных памятников, снимая их с разных ракурсов. Он усовершенствовал фотоаппарат с кассетой размером 18 × 24 см так, чтобы иметь возможность печатать фотографии для издания непосредственно с негатива и, не прибегая к увеличению, достигать наилучшей чёткости изображения. Фотоработы, сделанные в Ростове, привлекли сочувственное внимание Алексея Уварова , Ивана Забелина и других знатоков старины.
С 1879 года сосредоточился на фотофиксации ярославских храмов и древностей, в 1886 году окончательно перебрался в Ярославль и жил там примерно до 1897 года. С примерно 1881 года начал нумеровать свои исторические негативы и вначале часто ставил подпись о своих правах на фотографию.
В 1880-е и 1890-е годы в звании «фотографа Императорской Академии художеств » Барщевский сотрудничал с Московским археологическим обществом , Императорской археологической комиссией, с видными исследователями древнерусской архитектуры — Николаем Султановым , Владимир Сусловым ; провёл фотофиксацию древних храмов Москвы и всего « Золотого кольца », выезжал на съёмки в Вологду , Галич , Муром и Астрахань , а также на Кавказ , руководил мастерской художественных моделей. В работе использовал фотокамеру 18 х 24 см с кассетой собственной конструкции. В 1883 году Московское археологическое общество избрало Барщевского своим членом-корреспондентом.
В 1891—1892 годы Барщевский сопровождал Никодима Кондакова в экспедиции в Сирию и Палестину, где сделал не менее тысячи фотографий раннехристианского искусства, многие из которых опубликованы. Барщевский стал одним учредителей Ярославского фотографического общества в 1894 году. Был участником VII (Ярославль, 1887) и VIII (Москва, 1890) археологических съездов .
В 1897 году по приглашению княгини Марии Тенишевой переехал в Смоленск , чтобы возглавить художественно-промышленную школу и музей «Русская старина» в Талашкине . В самом начале XX века активно сотрудничал с княгиней в строительстве в её имении храма храма Святого Духа в Талашкине .
В 1884 году вышел первый его альбом, состоявший из девяти томов (номерные фотографии № 1—483), первые номера были посвящены Ярославлю. С 1881 по 1899 год он сделал 2717 негативов, из которых 1462 снимка по архитектуре, 1245 — по декоративному искусству.
В 1910 году коллекция негативов Барщевского была передана в Императорское Строгановское училище , а в 1912 году вышел полный каталог фотографий. В начале XX века Барщевский издал брошюры «Исторический очерк города Ярославля», «Несколько слов из истории искусства скоморохов», а также каталог музыкальных инструментов музея в Талашкине.
С 1936 года Барщевский жил в Коломенском у архитектора-реставратора Петра Барановского , работая хранителем музея-заповедника.
Скончался в 1948 году и был похоронен близ храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяковском (ныне Дьяковское кладбище). В конце 1970-х (когда почти уничтожили это кладбище) могилу перенесли на Хованское кладбище .
Игорь Грабарь широко использовал фотоматериалы Ивана Барщевского для иллюстрации « Истории русского искусства ».
Оценка деятельности
- «Этот очень искусный и старательный фотограф решился снимать все замечательное по части древней русской архитектуры, все, что в ней важно и интересно для этой науки, но до сих пор нигде не было издано» ( В. В. Стасов , 1880-е годы).
- «И. Ф. Барщевским был выработан метод съемки памятника архитектуры, которым пользуются фотографы и сейчас. Мастер снимает здание с различных наиболее выигрышных точек, потом делается съемка частей фасада, далее интерьер и его детали, все заканчивается фотографированием декора стен и утвари, наполняющей интерьер. Работы Барщевского не однообразны, так как для каждого объекта он находил особую точку съемки, показывающую всю красоту и своеобразие постройки» ( ).
См. также
Примечания
- ↑ Ivan Federovich Barshchevskii //
- ↑ . Дата обращения: 12 ноября 2022. 12 ноября 2022 года.
- . Дата обращения: 22 октября 2020. 24 октября 2020 года.
- Дата обращения: 2 октября 2022. 2 октября 2022 года.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Беляев Л. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 372—373. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9 .
Ссылки
- от 26 июля 2021 на Wayback Machine
- 2021-02-13
- 1