Палаты Романовых
- 1 year ago
- 0
- 0
Пала́ты боя́р Рома́новых — музей московского боярства XVI — XVII веков , является филиалом Государственного исторического музея . Единственная сохранившаяся постройка большой усадьбы бояр Романовых .
Палаты бояр Романовых в Зарядье были построены на рубеже XV — XVI веков . Владение располагалось на возвышенной местности, называемой Псковской горой. Усадьба имела форму неправильного четырёхугольника и состояла из боярского двора, церковного сада, огорода, хозяйственных и жилых построек. В центре имения находились «палаты на нижних погребах», которые были основным жилым помещением. Другая постройка — «палаты на верхних погребах» — являлась вспомогательной, возведённой в связи с ростом семейных бытовых потребностей. В юго-восточной части владения стояла домовая церковь Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя Благовещения Богоматери и во имя преподобного Никиты Мидикийского .
В 1540-е годы усадьба перешла во владение боярину Никите Захарьину-Юрьеву . По преданию, именно в этих палатах 12 июля 1596 года родился царь Михаил Фёдорович . Во времена правления Бориса Годунова Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале . В 1599-м Фёдора Никитича заключили в тюрьму, затем насильно постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени палаты оставались бесхозными. Романовы были объявлены государственными преступниками, лишены всех званий и имущества. Усадьба на Варварке, по всей вероятности, была «отписана на государя» .
С 1613 года, после перемещения резиденции царя в Кремль , усадьбу стали называть «Старым государевым двором» . С 1631-го палаты вошли в комплекс строений Знаменского монастыря , созданного по указу Михаила Фёдоровича. Во дворе на месте домовой церкви во имя Знамения построили Знаменский собор — главный храм монастырской обители .
После московского пожара 1668 года к царю Алексею Михайловичу обратился игумен Арсений с прошением о восстановлении комплекса построек:
Бьют челом богомольцы твои Знаменского монастыря, что на вашем Государевом старом дворе твое царское богомолие — монастырь — выгорел со всеми монастырскими службами и с запасьем, на церквах кровли обгорели и ваше государское старинное строение — палаты — от ветхости и от огня развалились, а нам, богомольцам твоим убогим, ныне построить нечем; место скудное; погибаем вконец .
Реставрацией монастыря занялись Милославские — родственники царицы Марьи Ильиничны . На сохранившейся белокаменной основе XVI века мастер Мелетий Алексеев создал новые палаты с крыльцом, укреплённые дубовыми сваями. Нижняя часть была сложена из белого камня, второй этаж построили кирпичным, а верх — деревянным. В постройках расположили игуменские кельи , затем в них разместилось управление монастыря . Романовскую усадьбу неоднократно ремонтировали, некоторые здания перестраивали, а обветшавшие строения разбирали, в результате чего уцелели только палаты, выходившие на Варварку .
После переноса столицы в Петербург постройки приходили в запустение. В результате пожара 1737 года были уничтожены строения Знаменского монастыря, а на палатах сгорела кровля. В 1743-м по указу императрицы Елизаветы Петровны их отремонтировали и начали сдавать в аренду . В 1752— 1762 годах в палатах жил Грузинский митрополит Афанасий, и они стали называться Архиереискими. После его отъезда их сдали в наём малороссиянину В. Григорьеву, затем московскому купцу Т. Ф. Болховитинову, а в конце XVIII века помещения занимал грек А. Ю. Горголи .
В 1821 году палаты из-за ветхости планировалось снести и построить новые. На защиту постройки встал архиепископ Филарет (Дроздов) . По его указу здание отремонтировали без изменений внешнего вида .
В 1856 году по распоряжению Александра II началась реставрация палат с возвращением им облика XVI—XVII веков для основания в них музея «Дом бояр Романовых» . Для этого постройка была выкуплена у Знаменского монастыря и передана в Придворное ведомство Московской дворцовой конторы . Для археологических работ создали комиссию, в которую вошли Иван Снегирёв , Александр Вельтман , Бернгард Кёне , Алексей Мартынов . На основе архивных документов и графических материалов архитектор Фёдор Рихтер разработал проект реставрации. В процессе работ были обнаружены сохранившиеся древние окна, двери, переходы, лестницы. Под территорию музея отвели северо-восточную часть монастыря, разобрав поздние постройки. Официальная церемония по закладке и освещению «Дома бояр Романовых» состоялась в августе 1858 года .
Согласно задумке основателей музея, он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. В ходе реставрации Иосиф Иванович Артари расписал крестовые палаты и девичью комнату. В основу орнамента лёг герб Романовых , выполненный Александром Фадьевым. Своды других помещений оштукатурили и покрасили, оконные переплёты, карнизы и потолки комнат декорировали резьбой. На месте несохранившихся печей были сделаны рельефные изразцы . Экспозиция музея включала девять помещений: поварню, крестовую, молельню, боярскую, девичью, детскую, вышку, опочивальню и светлицу. Их обставили мебелью, изготовленной с аналогов мебели Теремного дворца , Ипатьевского монастыря , а также с изображений на миниатюрах, грамотах, тканях XVI—XVII веков . В комнатах находились серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, мебель. Были достроены второй, третий и деревянный этажи, перестелены полы, восстановлены крыльцо и крыша, на которую в виде флюгера установили геральдический знак дома Романовых — грифона .
Открытие музея состоялось в августе 1859 года. Лица высших сословий могли попасть в него по бесплатному билету. Среди первых посетителей музея были великие князья Владимир Александрович и Александр Александрович (будущий Александр III ).
В соответствии со штатом, утвержденным в ноябре 1858 года, при Доме бояр Романовых были введены должности гоф-фурьера (дворецкого) и четырех придворнослужителей, а для поддержания наружной и внутренней чистоты сверх штата набирались дворники. В том же году были назначены первые его служители . В 1871 г. одним из первых на должность гоф-фурьера был назначен С.В. Инштетов .
До 1917-го в музее примерно раз в десять лет проводились ремонтные работы. Впервые они были выполнены в 1875 году под руководством архитектора Московской Дворцовой конторы Николая Шохина .
После революции 1917 года в палатах открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранивший подлинные старинные предметы. После реорганизации в 1923-м его преобразовали в филиал Государственного музея декоративного искусства « Оружейная палата ». Через год объединение было преобразовано в «Объединённый музей декоративного искусства» .
В марте 1932 года постановлением Секретариата ЦИК СССР и Приказом № 134 по Наркомпросу РСФСР «Музей боярского быта XVII века» стал филиалом Государственного исторического музея (ГИМ). К нему также присоединили церковь Троицы в Никитниках . В 1937-м, к юбилею Александра Пушкина , была организована выставка «Материалы к трагедии А. С. Пушкина „ Борис Годунов “ по истории начала XVII века» .
В первые месяцы Великой Отечественной войны экспозицию палат разобрали, а музей закрыли. Освободившиеся помещения сдали в аренду различным организациям и частным лицам. В 1951 году была создана комиссия по реставрации постройки под руководством архитекторов Ивана Васильевича Маковецкого и И. А. Сахаровой. В верхнем этаже сняли деревянную резную обшивку со стен и потолков как следы «фальшивой реставрации середины XIX века » и поверх штукатурки обтянули холстом. Для удобства осмотра музея устроили внутреннюю лестницу, соединяющую подвал с первым и вторым этажами здания, остеклили арочную галерею дворового фасада .
В 1963 году филиал переименовали в «Музей фондовых выставок ГИМ». В 1972-м производственная мастерская треста «Росреставрация» начала в нём ремонтные работы, которые завершились через пять лет . Последняя большая научная реставрация была проведена в 1984—1991 годах мастерской № 13 « Моспроекта-2 ». Мастера реконструировали интерьер терема на основе проектов Фёдора Рихтера, старых фотографий и сохранившихся фрагментов резьбы. На фасадах восстановили покраску и утраченные детали кровли. На восточной стороне палат, под балконом, расчистили закладную доску , установленную в XIX веке. Археологи обнаружили белокаменную капитель конца XV века и некрополь XVI столетия. Были вскрыты два бревенчатых сруба , восточная часть которых уходила под подпорную стену. За ней находилась церковь Святого Георгия , в которой в 1450-х годах стоял двор Марии Фёдоровны Голтяи — правнучки Андрея Кобылы , от которого ведут свой род Романовым .
В 2013 году, к 400-летию избрания Михаила Фёдоровича Романова на царство, потомки Фёдора Рихтера — семья Черновых-Рихтеров — и Пол Эдвард Куликовский , родственник сестры Николая II , выделили средства для обновления интерьера парадной трапезной палаты .
Здание состоит из трёх частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой, монашеских келий и музейной надстройки. Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из клети и подклета . С внешней стороны стены здания имеют декоративное убранство XVII века — наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Внутри — небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены .
Палаты разделены на две половины — мужскую и женскую. На первом этаже представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже — «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII века .
В палатах устроен подземный музей с выставленными раритетами XII —XVI столетий. В нём также демонстрируется культурный слой XVI века, заключённый в специальную витрину . В подклете висят портреты Романовых, стоит русская печь, для которой было изготовлено 314 изразцов. В центре помещения расположен макет постройки. В кирпичном подвале установлен светец . Рядом с ним находится белокаменный подвал конца XV века, в котором хранилась хозяйская казна . Сени соединяют несколько жилых покоев и хозяйственное помещение. В них сохранились печные зеркала, на которых видны плитки с цветочным рисунком, украшавшие печи сразу после открытия музея во второй половине XIX столетия .
Самая большая комната — боярская столовая, в которой обедала семья, устраивались пиры , принимали гостей. Свод украшает растительный орнамент , в комнате расположены шкаф с посудой, шведское паникадило , немецкая гравюра , портрет московского губернатора Тихона Стрешнева в раме, стол, кресла, вдоль стен установлены лавки . Комнату боярина украшают голландские кожаные обои XVII века. Также представлены стол с письменными принадлежностями и обитое кожей кресло, сундук-теремок с книгами. Возле входной двери установлена печь из зелёных поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен .
В покоях старшего сына представлены памятники, показывающие, как развивались науки. Сферический потолок, стены и пол выложены плитами из известняка . Сундук с книгами украшен росписью с изображением птицы Сирин . Стены библиотеки обиты зелёным сукном . В красном углу находится икона Иоанна Богослова , справа от входа — изразцовая муравлёная печь, между двумя окнами — стол работы первой четверти XVIII века . Комнату боярыни украшает деревянное кружево — «плотничный наряд». На стене висит портрет с надписью: «Царица Наталья Кирилловна ». Однако ряд исследователей предполагает, что на картине может быть изображена Евдокия Лопухина . В помещении также представлен образ « Знамение Божией Матери » .
Самая светлая комната в доме носит название светлицы . У стен в ней стоят лавки, на которых установлены прялки и ткацкий станок .