Богоявленский переулок
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепи́скоп Ви́ктор (в миру — Все́волод Семёнович Богоявленский ; ок. 1854 — 2 ноября 1928 , Омск ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Омский и Павлодарский .
В 1875 году окончил Псковскую духовную семинарию , в 1879 году — Санкт-Петербургскую духовную академию , со степенью кандидата богословия за диссертацию « Киприан , митрополит Киевский» с правом получения степени магистра . С 9 августа 1879 года был определён помощником смотрителя .
В октябре 1881 года назначен инспектором народных училищ Виленской губернии , в 1887 году — директором Молодечненской учительской семинарии, в 1891 году — директором Виленского учительского института и окружного Педагогического музея. С 9 августа 1891 года — статский советник , с 1 января 1900 года — действительный статский советник . Был награждён орденами Св. Станислава 1-й ст. (1910) и 2-й ст. (1894), Св. Владимира 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. и 3-й ст.
С 1913 года — окружной инспектор Казанского учебного округа в чине действительного статского советника , редактировал научно-педагогический журнал «Вестник образования и воспитания» для средней школы.
В феврале 1918 году был отстранён от службы захватившими власть в городе на короткое время большевиками .
В начале сентября бежал из Казани во время осады города Красной Армией . Оказался в Уфе , где познакомился с профессором В. В. Сапожниковым , входившим в состав Временного Сибирского правительства в качестве министра народного просвещения.
По приглашению Сапожникова переехал в Омск и был принят в Министерство народного просвещения (29 октября 1918 года зачислен временно исполняющим обязанности помощника делопроизводителя отдела высших народных училищ. С 7 мая 1919 года — заведующий отделением женских гимназий Центрального управления). 28 мая 1919 года переведён в Министерство торговли и промышленности Российского правительства А. В. Колчака окружным инспектором по учебной части. С 21 июля по 13 сентября 1919 года исполнял обязанности управляющего учебным отделом в Министерстве торговли и промышленности, с 1 октября того же года заведовал делами учебного отделения Канцелярии министра, 4 января 1920 года числился в Министерстве торговли и промышленности в должности окружного инспектора по учебной части.
Около 10 ноября 1919 года эвакуировался из Омска с отступавшими частями Белой Армии , добрался до Красноярска , где оставался до мая 1920 года, затем из-за болезни жены переехал в Томск , там его супруга скончалась.
В сентябре 1920 года в Иркутске принял монашеский постриг , через некоторое время рукоположен во иерея ; в декабре того же года был возведён в сан архимандрита с назначением настоятелем московского Знаменского монастыря , но по месту назначения выехать не смог.
3 августа 1921 года в Томске был хиротонисан во епископа Барнаульского , викария Томской епархии .
В ноябре 1921 года ему было поручено временное управление епархией Томской епархией до прибытия назначенного на Томскую кафедру епископа Андрея (Ухтомского) , однако епископ Андрей не прибыл, и епископ Виктор управлял епархией до ареста в июне 1922 года.
С 1922 года в Томской епархии большое распространение получило обновленчество . В пасхальной проповеди епископ Виктор назвал обновленцев сектой . Из материалов дела:
Стремился упорядочить жизнь епархии: преобразовал епархиальный совет в епархиальное управление, намеревался созвать епархиальный съезд, священнослужителям рекомендовал вести в церквах метрические записи (согласно циркуляру НКЮ 1919 года, это не было запрещено), совершать разводы только в случае, если прилагалась выписка о расторжении брака из народного суда. При храмах преподавался Закон Божий , о чём был поставлен в известность губернский отдел народного образования.
В марте 1922 года в Томске началась кампания по изъятию церковных ценностей . Стремился к тому, чтобы изъятие прошло мирно и без попрания святынь. Несмотря на лояльную позицию епископа Виктора по отношению к декрету об изъятии, в томской печати началась кампания против архиерея. Изъятие церковных ценностей использовалось как повод для судебного преследования и уничтожения духовенства.
После первого произведённого у него обыска епископ Виктор в мае 1922 года обратился с письмом к членам епархиального управления о преемстве церковной власти в Томской епархии. Он писал, что в случае его смерти «или ещё каких-либо обстоятельств» управление епархией должно перейти к Бийскому архиепископу Иннокентию (Соколову) , 2-му Томскому викарию, и призывал «никого другого епископом не признавать». Однако после ареста епископа Виктора церковная власть в Томске была захвачена группой обновленцев во главе с Петром Блиновым .
12 июля 1922 года был арестован, определён в томский дом заключения. 15-20 июля томский губернский революционный трибунал по военному отделению рассматривал «дело томских церковников» в открытом судебном заседании. Владыка Виктор в числе других обвиняемых был признан виновным в «идейном руководстве томской группой контрреволюционной организации духовенства „Православная церковь“… противодействии органам власти при изъятии церковных ценностей» , а также в том, что он «фактически злостно нарушал и не исполнял декрета советской власти об отделении церкви от государства , сохранял конструкцию прежней епархиальной консистории (вопреки декрету об избрании духовенства верующими присвоил себе право назначения, смещения, увольнения членов епархиального управления, настоятелей церквей), совместно с Поповым Ильёй Константиновичем (архимандритом Ираклием) скрыл от изъятия церковные ценности путём раздачи по частным квартирам: ценности храма Томского мужского монастыря (7 икон в серебряных ризах около 30 ф. весом), домовой церкви при бывшей семинарии (5 риз)… возбуждал население к массовым волнениям и к невыдаче церковных ценностей в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции» .
Епископ Виктор и ещё 7 человек были приговорены к расстрелу. Осужденные направили кассационную жалобу в Сибирское отделение Верховного трибунала ВЦИК. 29 июля в Новониколаевское отделение Верховного трибунала поступила телеграмма от председателя новоучреждённого обновленческого Сибирского церковного управления А. Авдентова и секретаря М. Торопова, в которой они писали, что «утверждение приговора создаст ореол мученичества осужденным и явится непреодолимым препятствием в деле успокоения и устроения Живой церкви », и просили смягчения приговора .
Определением кассационной коллегии Сибирского отделения Верховного трибунала ВЦИК РСФСР от 6 октября 1922 года приговор от 15-20 июля был отменён и дело передано для нового рассмотрения в судебную коллегию Сибирского отделения Верховного трибунала. 31 октября — 4 ноября 1922 года выездная сессия судебной коллегии повторно рассмотрела дело и признала епископа Виктора и ещё 11 священников виновными в том, что, «являясь членами иерархии православной церкви, занимая… должности в Томской епархии, использовали эту легальную организацию в целях свержения завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских советов и существующего на основании Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства» . Епископ Виктор, архимандрит Ираклий (Попов) и несколько священников вновь были приговорены к расстрелу без права обжалования приговора. О приговоре телеграфировали в Верховный трибунал в Москву. В тот же день была получена ответная телеграмма за подписью секретаря ВЦИК Авеля Енукидзе с приказанием — исполнение приговора немедленно остановить, направить дело в Москву для рассмотрения. Решением Президиума ВЦИК от 2 марта 1923 года высшая мера наказания епископа Виктора и 2 другим осуждённым была заменена 10 годами лишения свободы, через полгода срок сократили до 6 лет, в феврале 1924 года — до 5 лет.
По данным М. Е. Губонина , в 1924 году епископ Виктор числился епископом , однако известно, что в январе 1925 года архиерей находился в Иркутской тюрьме .
Был освобожден досрочно, в марте 1925 года , после возведения в сан архиепископа назначен управляющим Омской епархии , к тому времени почти целиком перешедшей в обновленчество (за раскольниками числилось 111 приходов с 81 священником).
Архиепископ Виктор начал объезжать приходы епархии, проповедуя и объясняя вред раскола. В результате активной деятельности архиерея в лоно Церкви ежемесячно возвращалось около 15-20 приходов. К середине 1925 года в Омске из 19 храмов только 3 принадлежали обновленцам: Успенский собор , Воскресенский военно-крепостной собор, Никольская казачья церковь, все они в скором времени были закрыты, потому что люди не посещали их.
Неоднократно предпринимал попытки добиться от властей возвращения , которую хотел сделать кафедральной, однако безуспешно. Власти всячески препятствовали поездкам владыки по епархии. Ему не разрешили въезд в Акмолинск , из Семипалатинска власти выдворили архиерея через день после приезда. При поездке в город Тара ему запретили заезжать в населённые пункты, расположенные по пути следования, хотя поступало множество приглашений посетить приходы.
В середине 1925 года омский обновленческий епархиальный совет прислал к архиепископу Виктору депутатов с предложением принять участие в обновленческом соборе 1925 года и с материалами по вопросу об объединении, предложения об объединении были посланы также многим православным приходам. Через 2 дня во время проповеди в храме архиепископ Виктор назвал обновленцев еретиками и предостерег верующих от сближения с ними. Под влиянием архиерея большинство православного духовенства и мирян отказались от переговоров с обновленцами.
25 декабря 1925 года архиепископ Виктор и Петропавловский епископ Иоанн (Троянский) хиротонисали во епископа Семипалатинского Иннокентия (Никифорова) , ставшего помощником архиепископа Виктора в управлении епархией.
28 января 1926 года под председательством епископа Виктора состоялось собрание приходов Омска, которое должно было определить своё отношение к Временному высшему церковному совету (ВВЦС), образованному Свердловским архиепископом Григорием (Яцковским) после кончины Патриарха Тихона и ареста Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра (Полянского) и претендовавшему на высшую власть в Церкви. Собрание постановило:
5 апреля того же года состоялось 2-е собрание омского духовенства и мирян для обсуждения проблем высшего церковного управления. Был заслушан доклад о церковной жизни в Москве. Собравшиеся просили архиепископа Виктора и его викариев управлять Омской епархией самостоятельно, не присоединяясь ни к каким группировкам, и ожидать установления законной церковной власти. В начале лета в состоялось 3-е собрание духовенства и мирян Омска во главе с архиепископом Виктором, присутствовали более 50 делегатов от храмов города и близлежащих приходов. Собравшиеся обсуждали выпущенное 18 апреля 1926 года митрополитом Агафангелом (Преображенским) обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам РПЦ, в котором он объявил, что вступает в права Патриаршего Местоблюстителя . Собрание постановило послать в столицу делегата от Омской епархии для ознакомления с состоянием церковных дел, а также вновь осудило ВВЦС и архиепископа Григория. В августе 1926 года на 4-м собрании представителей от омского духовенства и мирян был заслушан доклад вернувшегося из Москвы благочинного Омских церквей протоиерея Василия Инфантьева .
Несмотря на противодействие властей, находившихся в тесном контакте с остатками обновленцев, жизнь православных Омска оживилась. В 1927 году была восстановлена дореволюционная традиция проводить в храмах после богослужений религиозно-нравственные беседы.
После выхода «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) , в июле и сентябре 1927 года году духовенство и прихожане Омска во главе с архиепископом Виктором обратились в Омский областной административный отдел на предмет регистрации его как правящего архиерея «Сергиевской ориентации» и Временного епархиального совета при нём.
За три года управления Омской епархией архиепископ Виктор сумел сплотить вокруг канонической Церкви почти всё духовенство и мирян.
Большая физическая и нравственная нагрузка, постоянная травля со стороны властей его подорвали. Умер 2 ноября 1928 года в Омске . Погребён около алтаря , где располагалась кафедра и резиденция Омских архиереев.
В 2001 году был реабилитирован Прокуратурой Томского областного суда.