Interested Article - Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Храм преподобного Пи́мена Вели́кого в Но́вых Воротника́х, что в Сущёве ( церковь Троицы Живоначальной, Пименовская церковь, Пимен Новый ) — православный храм в Тверском районе Москвы . Относится к Иверскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви .

Главный престол освящён в честь Святой Троицы , приделы — в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя преподобного Пимена Великого .

История

Первоначально поселение московских воротников (привратников при городских воротах) располагалось у стен Кремля . Их слобода Воротники находилась рядом с Тверской улицей . В честь храма покровителя воротников Пимена Великого были названы соседние переулки — Воротниковский и Старопименовский.

Фотография Николая Найдёнова 1882 года

Постепенно центр Москвы всё больше застраивался, поэтому в середине XVII века (приблизительно в 1658 году) московских воротников переселили на окраинное село Сущёво. Здесь была образована другая Воротниковская слобода . Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена, с главным Троицким престолом , в точности повторявшая их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка.

В 1691 году деревянная церковь сгорела. В 1696—1702 годах по благословению патриарха Адриана был выстроен новый каменный храм, который в те времена стоял на берегу большого пруда. В 1825 году была построена ограда храма, сохранившаяся до нашего времени.

В 1796—1807 годах был построен придел Владимирской иконы Божией Матери . По преданию, некий слепой мальчик играл здесь и взял в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попали ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновенно прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая икона , вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Эта каменная иконка долго хранилась в Пименовском храме. В 1870 году был утверждён новый проект фасада и колокольни, появился обновлённый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, сооружённый архитектором Константином Быковским . В 1897 году по проекту архитектора Фёдора Шехтеля были заново отделаны помещения церкви. По мнению исследователя творчества Шехтеля Евгении Кириченко , интерьер церкви можно отнести к шедевру в богатом выдающимися проектами творческом наследии архитектора .

В XX веке

В советский период храм не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927—1932 годах регентом хора в Пименовском храме был инок Платон (Извеков) — будущий патриарх Пимен . Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день тезоименитства . В 1930—1934 годах в этой церкви диаконом служил Алексей Протопопов , в будущем священномученик .

В начале 1937 года, после закрытия обновленческой Спасо-Преображенской церкви на Большой Спасской улице (снесена в том же году), Пименовский храм был передан обновленцам и стал кафедральным храмом митрополита Александра (Введенского) .

В 1944 году почти все обновленцы во главе с «митрополитом» Виталием принесли покаяние и воссоединились с Православной Церковью. Осталась в Москве лишь одна «твердыня» обновленчества — Пименовский храм, где продолжал служить А. И. Введенский, изображая из себя «митрополита» и «первоиерарха» «православных церквей». (Правда, в его ведении оставался ещё один приход в Ульяновске, и это — всё.) Служили в Пименовском храме «отец» Никита (бывший нищий с паперти), сыновья Введенского «протодиакон» Александр и «священник» Андрей, а кроме того ещё несколько обновленцев, в их числе небезызвестный А. Левитин (Краснов) .

Через три с половиной месяца после смерти Александра (Введенского) , 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской патриархии . Патриарх Алексий I совершил в нём Божественную литургию в конце декабря 1946 года. Крыша храма прохудилась, и стены от влаги, проникавшей внутрь и смешавшейся с красками, приобрели красноватый оттенок. Патриарх Алексий I в слове, которое он произнёс за литургией, указывая на стены храма, сказал: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них» .

Примечания

  1. Фёдор Шехтель и эпоха модерна / Г. В. Есаулов, Н. К. Соловьёв. — М. : Архитектура-С, 2009. — С. 40. — 248 с. — ISBN 978-5-9647-0184-2 .
  2. Ардов М. В. Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни.
  3. Беглов А. от 21 сентября 2020 на Wayback Machine // Альфа и Омега. 2004. — № 2 (40). — С. 205—214.

Литература

  • Голубцов С. А. , протодиакон . Храм преподобного Пимена Великого в Москве. — М.: Изд-во Православного братства Споручницы грешных, 1997. — 159 с.
  • Церковь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в годы гонений (1917—1937 гг.). — М., 2014. — 192 с.

Ссылки

  • на russian-church.ru
Источник —

Same as Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках