Interested Article - Вознесенская Давидова пустынь
- 2020-05-07
- 1
Вознесе́нская Дави́дова пу́стынь — мужской монастырь Подольской епархии Русской православной церкви , расположенный в селе Новый Быт Чеховского района Московской области на берегу реки Лопасни (приток Оки ).
История
Монастырь основан 31 мая ( 10 июня ) 1515 преподобным Давидом , о чём имеется запись в монастырском синодике 1602 года (из-за некоторых несоответствий в записи указанная дата основания вызывает сомнение в достоверности). Он пришёл в эти места с несколькими послушниками, которые несли икону Знамения Богоматери . На большой поляне они построили дом, на месте которого затем возник монастырь. Земли, на которых была основана пустынь , принадлежали князю Василию Стародубскому , куму Василия III .
В том же синодике указывается, что Давид, который происходил из рода Вяземских , ходил в лес , выкапывал липы и посадил рядом с монастырём липовую рощу . Произнося молитвы, он сажал их корнями вверх. Деревья, прислушавшись, начинали расти, а очевидцы обращались в веру . Эта история удивила Ивана Грозного , выдавшего монастырю грамоту на владение землями.
Согласно монастырскому преданию, 15 (25) августа 1515 братию посетил преподобный Иосиф Волоцкий , благословивший основание монастыря .
В смутное время в 1619 году монастырь был разорён литовцами и запорожцами под предводительством гетмана Петра Сагайдачного . Деятельность монастыря была возобновлена только 1 (10) апреля 1625 года, когда Михаил Фёдорович выдал грамоту, даровавшую монастырю льготы .
В 1657 году была приписана патриархом Никоном к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю . В то время в пустыни проживали казначей, два иеромонаха , пять рядовых старцев , четверо слуг, конюх, хлебник и белец (церковный дьячок). Через 10 лет, в 1667 году, по указу Алексей Михайловича пустынь была исключена из состава Новоиерусалимского монастыря. Последняя треть XVII века — наиболее благополучное время в истории Давидовой пустыни. У монастыря было подворье в Москве на улице Ордынке с 1664 года , а с 1689 года монастырская часовня у Арбатских ворот . Монастырские владения располагались в Московском и Коломенском уездах, Серпухове . Например, в Московском уезде к 1700 году пустынь владела 95 крестьянскими дворами .
В XVIII веке расцвет сменился упадком. В результате петровских реформ доход монастырей поступал в государственную казну и только часть его возвращалась братии. В 1712 году пустынь приписана к Чудову монастырю ; с 1721 по 1727 год — к Златоустовскому . В 1764-м, после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, то есть содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в казну. 17 марта 1767 года к обители приписали часовню Христа Спасителя (Всемилостивого Спаса) у Москворецкого моста в Москве (бывший дом 29 по Москворецкой улице ); часовня была снесена в 1966-м при завершении строительства гостиницы «Россия» . В часовне находился особо почитаемый чудотворный образ Всемилостивого Спаса , потому часовня приносила немалый доход .
В 1792—1796 годах митрополит Московский Платон (Левшин) и настоятель Николо-Пешношского монастыря иеромонах Макарий (Брюшков) установили в Давидовой пустыни общежительный устав .
На монастырской территории были погребены: полководец генерал Дмитрий Дохтуров , представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских , Ромодановских , Васильчиковых , Головкиных и др.
В 1915 году в Москве и Серпухове праздновалось 400-летие монастыря, в ознаменование которого Давидовой пустыни был присвоен второй класс .
Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась .
В настоящее время
В 1992 году жители посёлка Новый Быт образовали православную общину, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса.
В 1995 году, в первую субботу Великого поста , была совершена первая литургия . 1 июня 1995 года Священный синод принял решение об образовании монашеской общины; ранее назначенный настоятель иеромонах Герман (Хапугин) был возведён в сан игумена . 24 мая 1997 года были обретены мощи преподобного Давида ( местночтимый святой Московской епархии).
26 июля 2005 года архимандрит Герман (Хапугин) был убит в своей келье .
Реликвии
В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова . В соборе, освященном в честь иконы Всемилостивого Спаса , в мощевиках находятся частицы Хитона Спасителя и частица Ризы Богородицы . Также здесь хранятся :
- частицы мощей апостолов и евангелистов Марка , Луки и Матфея ;
- частица святых мощей преподобного Моисея Угрина , Киево-Печерского чудотворца;
- частица главы святого благоверного князя Александра Невского ;
- частица мощей Германа Аляскинского ;
- частица мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы ;
- частица мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского ;
- мощи Исайи, епископа Ростовского ;
- мощи святого Димитрия Ростовского ;
- мощи преподобного архимандрита Авраамия Ростовского ;
- мощи святителя Игнатия, епископа Ростовского ;
- мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского ;
- мощи преподобного Никиты Столпника , Переславльского чудотворца;
- мощи преподобного Давида Солунского ;
- мощи святых Вифлеемских младенцев ;
- мощи священномученика Николая Любомудрова ;
- мощи преподобного Ферапонта Лужецкого , Можайского чудотворца;
- честная глава одного из преподобномучеников Киево-Зверенецких ;
- частицы мощей иных святых мощей угодников Божиих, просиявших в древности и в новое время.
Настоятели
- Давид (1515—1529)
- игумен Трофиллий
- игумен Кирилл
- игумен Феодосий
- игумен Акакий
- игумен Лаврентий
- игумен Иоанникий
- игумен Мисаил
- игумен Макарий
- игумен Меркурий
- игумен Александр
- игумен Ефимий
- игумен Антоний
- игумен Леонтий (1602)
- игумен Леонид (1602)
- игумен Леонтий (1602)
- игумен Меркурий (1613)
- игумен Антоний (25 февраля 1624—1639)
- игумен Иона (1648—1650)
- игумен Дионисий (1651)
- игумен Савватий (1653—1657)
- игумен Авраамий (1658)
- игумен Андреян (1658)
- игумен Леонид (1660)
- игумен Филофей (1664—1671)
- игумен Авраамий (1680—1685)
- игумен Лаврентий (1687—2 августа 1689)
- игумен Савватий (1691—1702)
- игумен Павел (1708)
- игумен Кирилл (1709—1713)
- игумен Иезекииль (1713—1719)
- игумен (1719—1721)
- игумен Дмитрий (1721)
- игумен Дионисий (1721)
- игумен Симон (1722—1727)
- игумен Иаков (1727—1733)
- игумен Филарет (21 декабря 1734 – 1739)
- игумен Иосиф (1740—1744)
- игумен Иерофей (1745—1753)
- игумен Пахомий (20 мая 1754—1760)
- игумен Гедеон (15 августа 1760—1761)
- игумен Паисий (июнь 1761—24 декабря 1761)
- игумен Никон (1761—1765)
- архимандрит Паисий (1765—1766)
- иеромонах Мисаил (4 сентября 1766—1769)
- иеромонах Варнава (июнь 1770—1777)
- строитель Ираклий (Евреинов) (1777—13 января 1788)
- иеромонах Иоасаф (1788—29 января 1789)
- иеромонах Иоакинф (27 июня 1789— 1792)
- иеромонах Сильвестр (16 сентября 1792—1796)
- иеромонах Павел (1796—1798)
- иеромонах Иосиф (14 ноября 1798—1 августа 1803)
- иеромонах Арсений (16 июня 1803—16 марта 1816)
- иеромонах Иоанникий (17 июля 1816—1832; 9 октября 1836—25 июля 1838)
- иеромонах Иосиф (24 марта 1832—28 февраля 1833)
- иеромонах Геннадий (13 января 1833—2 февраля 1836)
- игумен Паисий (31 марта 1843—17 июля 1854)
- игумен Варлаам (1854—1865)
- архимандрит Иосиф (1865—1884)
- архимандрит Иоанникий (1884—1893)
- архимандрит Валентин (1893—1916)
- архимандрит Никон (Соловьёв) (1 ноября 1916—1923)
- архимандрит (1923—1929)
- архимандрит Герман (Хапугин) (5 мая 1995—26 июля 2005)
- епископ Роман (Гаврилов) (6 октября 2005—5 октября 2011)
- игумен Сергий (Куксов) (с 5 октября 2011 года — наст. время).
Архитектура монастыря
См. также
- Чеховское благочиние
- Парк в посёлке Новый быт (памятник природы)
- Часовня Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста , принадлежавшая Вознесенской Давидовой пустыни до 1920-х годов.
- Источник преподобного Давида — подворье монастыря в селе Талеж .
Примечания
- ↑ Православные монастыри // Путешествие по святым местам. — № 25. — 2009.
- . Дата обращения: 27 июля 2012. 2 августа 2012 года.
- от 27 сентября 2007 на Wayback Machine . Седмица.ru, 29.07.2005.
- от 29 апреля 2010 на Wayback Machine . Православие.ru , 26.7.2005.
- ↑ . Дата обращения: 30 апреля 2013. 6 мая 2013 года.
- Бабич Ирина Леонидовна. Вып. 1 . — С. 237–269 . — ISSN . — doi : . 4 сентября 2022 года. // Genesis: исторические исследования. — 2016. —
Литература
- Токмаков И. Ф . . — М. : «Русская» типо-лит., 1892. — 100 с.
- Кобяков Ю. А . . — М. : Северное сияние, 2020. — 527 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-6041554-3-1 .
- Иеромонах Артемий (Подмосковный) , О. А. Соколова. . — М. : Духовное преображение, 2016. — 63 с. — 20 000 экз.
- Прот. О. Пэнэжко . Вознесенская Давидова пустынь // . — Владимир: Транзит-ИКС, 2008. — С. 40—71. — 271 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8311-0322-9 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
Ссылки
- — официальный сайт Вознесенская Давидова пустынь
- 2020-05-07
- 1