Interested Article - Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове ( Покровская церковь , Богородицкая церковь ) — приходской православный храм в районе Южное Медведково на севере Москвы , в бывшем селе Медведкове . Относится к Сергиевскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви .

Один из последних московских одношатровых храмов .

Настоятель храма с 2002 года — протоиерей Валентин Тимаков.

Построен на правом берегу реки Яузы , чуть выше впадения в неё реки Чермянки . При храме имеется кладбище .

История

Храм Покрова в Медведкове в начале XX века. Иллюстрация к «Путеводителю по Москве, изданному Московским архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве под ред. И. П. Машкова»

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове был построен в 1635 году князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения России от польской интервенции . Архитектурное сооружение представляет собой уменьшенный вариант собора Покрова на Рву и является одним из последних московских одношатровых храмов; спустя семнадцать лет после окончания строительства патриарх Никон наложил запрет на возведение храмов данного типа. До 1635 года на месте каменной постройки стояла деревянная шатровая церковь Покрова с приделом Петра Александрийского , основанная не позднее 1623—1624 годов .

По данным источников, в 1635 году храм насчитывал четыре придела: Знамения Пресвятой Богородицы , Петра Александрийского, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина . Название каждого придела связано с Великим Новгородом, где Пожарский в 1628—1630 годах служил воеводой: икона Знамения — главная святыня этого города и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники. В 1652 году, к десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, его наследник, князь Иван Дмитриевич Пожарский , получил грамоту на освящение престола нового придела в честь Девяти мучеников Кизических .

В 1685 году, после смерти последнего представителя рода Пожарских — боярина , село Медведково досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи , князю Василию Васильевичу Голицыну . Голицын предпринял перестановку приделов и сократил их количество до трёх (в честь Покрова, Знамения и Девяти мучеников Кизических). Четвёртый (южный) придел в честь преподобного Сергия Радонежского был основан позднее, в 1690 году .

В 1687—1688 годах по заказу Голицына был сделан иконостас главного храма. Иконы создавались при участии одного из ведущих мастеров Оружейной палаты Карпа Золотарёва , который также украсил иконостас резьбой . Не меньшую ценность представляло и так называемое Медведковское напрестольное Евангелие 1681 года с миниатюрами, выполненными, согласно преданию, царевной Софьей . Вплоть до 1919 года эта реликвия хранилась в храмовой ризнице; сведения об её дальнейшем местонахождении отсутствуют.

В XIX веке храм претерпел ряд изменений: в значительной мере был перестроен иконостас; резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами и частично утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата, созданные в XVII веке; существует предположение, что они были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича в Санкт-Петербурге .

За весь период своего существования церковь ни разу не закрывалась. Это отчасти связано с тем что в 1930-х годах церковь находилась не на территории Москвы. При этом службы до Великой Отечественной войны шли только в нижнем тёплом приделе . После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.

В 1970-х годах реставрацией храма руководил архитектор Николай Недович . Металлическая кровля и окна на шатре были демонтированы, храму вернули первоначальный вид.

В 1970-е годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище . На нём была сделана надпись: «Крест — победа над смертью».

Несмотря на то, что создание храма было связано с освобождением Москвы и России от так называемой "польской интервенции", в храме находится список с главной польской католической и православной святыни — Ченстоховской иконы Божией Матери . Согласно преданию, величайшая христианская святыня –Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал сам апостол Лука на столешнице от стола, за которым сидела Богородица.

Архитектура

Храм Покрова Пресвятой Богородицы — один из последних шатровых храмов XVII века; построенный с явной ориентацией на собор Покрова на Рву , он носит отпечаток консервативных тенденций , распространившихся в отечественной культуре в первые десятилетия XVII века и провозгласивших сохранение традиций гарантией «истинно православного облика храма» .

Низкий, несколько вытянутый в ширину четверик храма украшен четырьмя декоративными главами и трёхъярусной пирамидой кокошников . Над этой пирамидой возвышается восьмерик , служащий основанием высокому стройному шатру . Стремительный подъём шатра усилен его высотой, равной высоте нижней части постройки . По оценке И. Э. Грабаря , « прекрасная группировка масс, стройность шатра и изысканность силуэта ставят этот храм в ряд выдающихся » .

Здание насчитывает два этажа: нижний (зимний) с тёплым храмом Знамения Пресвятой Богородицы и первоначально не отапливавшийся верхний с главным престолом в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и двумя приделами.

Духовенство

  • Протоиерей Валентин Тимаков — настоятель храма с 2002 года;
  • протоиерей Георгий Басанец — в храме с 1993 года;
  • иерей Алексей Паренков — сан принял в 1993 году;
  • иерей Николай Васильев — принял сан в 2002 году, в 2007 году окончил Московскую духовную семинарию;
  • протоиерей Олег Шалимов — в 2000 году был диаконом в этом храме, а 2007-м стал священником;
  • иерей Александр Гелашвили — принял сан 2007 году, в 2009 году окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , факультет теологии.
  • иерей Иоанн Трохин — принял сан в 2008 году, окончил заочное отделение Калужской духовной семинарии;
  • иерей Геннадий Матвеев — рукоположен в дьяконы в 2010 году, служил алтарником в этом храме с 2002 года . Сан священника принял в 2022 году.

Социальная работа

Клирики и прихожане церкви окормляют специализированный дом ребёнка № 23 Москвы, оказывают помощь Центру содействия семейному воспитанию «Алые паруса» .

Работает воскресная школа для детей и взрослых. Среди преподавателей — протоиерей Валентин Тимаков, протоиерей Олег Шалимов, священник Александр Гелашвили и др. Кроме того, школа принимает известных лекторов: протодиакона Андрея Кураева , Андрея Зубова , Александра Дворкина .

Примечания

  1. , с. 527.
  2. , с. 11.
  3. . pokrovchram.ru. Дата обращения: 6 июля 2019. 19 мая 2017 года.
  4. , с. 320.
  5. , с. 4.
  6. от 4 марта 2013 на Wayback Machine Патриархия.ru.
  7. , с. 134.
  8. , с. 76.
  9. . pokrovchram.ru. Дата обращения: 17 марта 2019. 6 июля 2019 года.
  10. . Дата обращения: 14 октября 2018. 14 октября 2018 года.

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство. Х—XX вв.: I. Архитектура русского православного храма. Х—XX вв. // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . — М. .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2000. — Т. 0 (специальный). — С. 519—537. — 656 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-005-6 .
  • Грабарь И. Э. Шатровые храмы // История русского искусства. — М. : Изд. И. Н. Кнебеля , 1911. — Т. 2: Архитектура. Допетровская эпоха (Москва и Украина). — С. 57—100. — 478 с.
  • Ильин М. А. Каменное зодчество второй четверти XVII века // История русского искусства / Под общей редакцией И. Э. Грабаря , В. С. Кеменова и В. Н. Лазарева . — М. : Изд-во АН СССР , 1959. — Т. 4. — С. 121—152. — 760 с. — 19 000 экз.
  • Ильин М. А. Москва: Художественные памятники города. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Искусство , 1970. — С. 172—175. — 452 с. — 50 000 экз.
  • Комашко Н. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XX : « Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь Иверия ». — С. 319—321. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-036-3 .
  • Кондратьев И. К. . — М. : Изд. книгопродавца И. А. Морозова, 1893. — С. 625. — 686 с.
  • Церковь Покрова Богородицы. Село Медведково // Шедевры древнерусского зодчества XI—XVII веков. Традиции и новаторство. — М. : МГУЛ , 1994. — С. 171—173. — 216 с. — 500 экз.
  • Мартынов А. А. , Снегирёв И. М. // Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. — Изд. 2-е, с переменами и дополнениями. — М. : Тип. Ведомостей Московской городской полиции, 1857. — С. 1—7. — 130 с.
  • , // Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст.. — М. : Университетская тип., 1886. — Т. 5: Радонежская десятина (Московского уезда). — С. 11—21. — 219 с.

Ссылки

  • , документальная передача из цикла «Святыни Москвы»
Источник —

Same as Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове