Дом культуры «Компрессор»
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом культу́ры и́мени И. В. Русако́ва (изначально — Клуб Русако́ва Сою́за Коммуна́льников ) — здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве . Было построено в 1929 году для работников Союза коммунальников по проекту архитектора Константина Мельникова . Является объектом культурного наследия России и входит в перечень Всемирного фонда памятников архитектуры . По состоянию на 2018 год в здании работает Театр Романа Виктюка .
В раннесоветский период клубы стали частью новой государственной программы, направленной на образование индустриальных рабочих, а в 1920—1930-е годы заняли важное место в градостроительной системе новых социалистических городов . На Петроградской общегородской конференции рабочих клубов в 1920 году определили главные общественные функции домов культуры (ДК): учреждения должны были способствовать развитию драматических кружков, музыкального воспитания масс, изобразительного искусства и музейного дела, физического воспитания и спорта .
Изначально клубы занимали пустующие помещения — особняки, церкви или другие здания, утратившие свою функцию после революции . В 1926 году президиум Московского городского совета профсоюзов принял постановление об обязательном отчислении 10 % культурного фонда для строительства клубов и дворцов культуры в рабочих центрах и новых районах города . Архитекторы начали массово получать заказы от профсоюзов на разработку зданий. Некоторые профсоюзы издавали сборники типовых проектов клубов, однако они не давали чёткого представления о принципах проектирования в каждом конкретном случае — окончательное решение по планировке здания и его внешнему облику оставалось за архитектором .
На 1927 год промышленные профсоюзы Москвы и Московской области профинансировали тридцать новых клубов, девять из которых предполагалось возвести в столице . По причине сжатых сроков строительства профсоюзы не устраивали открытых конкурсов , а чаще отдавали заказы архитекторам напрямую . Автор павильонов « Махорка » на ВСХВ и павильона СССР на Международной выставке 1925 года в Париже Константин Мельников , успевший заработать репутацию новатора, осуществил проекты шести московских клубов: ДК имени Русакова и Фрунзе , клуб Дулёвского фарфорового завода , « Свобода », « Каучук », « Буревестник » .
Заказ на клуб поступил от Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских . Дом культуры получил имя революционера и одного из руководителей Сокольнической организации большевистской партии Ивана Русакова , в честь которого названы трамвайное депо, улица и набережная в Москве .
Здание расположено на небольшом участке и имеет форму сектора — в продолжение зрительного зала, занимающего 70 % общей площади помещения. Эта постройка Константина Мельникова — первое в мире сооружение, где балконы амфитеатра вынесены наружу и размещаются в характерных выступах на фасаде . По задумке Мельникова, здание должно было служить для массовой культурной работы — спорта, театра и лекций и поощрять самоорганизацию . В целях увеличения сценариев использования помещения архитектор разработал проект движущихся перегородок . По проекту три балкона могли отделяться от главного зала вертикальными ширмами , образуя отдельные аудитории на 180 человек . Таким образом вместимость зала варьировалась от 250 до 1500 посетителей. Для реализации идеи потребовалась помощь специалистов-механиков, поскольку рядовые инженеры не имели опыта строительства спускных затворов для стен и консолей со значительным выносом. В 1920-е годы для выполнения подобных задач требовалась технологическая инновация . Конструкцию движущихся перегородок разработал Н. И. Губин . Из-за большого количества сложных инженерных решений архитектор не сразу смог согласовать проект в Моссовете .
Пробовали не утверждать проект клуба имени Русакова. Вспыхнув гневом, мои парни Макаров и Васильев забрали отверженный проект и меня, пришли в Моссовет к товарищу Волкову. Тот срочно вызвал к себе начальника Губинжа — Петра Маматова, и здесь же, не присаживаясь, он с дрожью завизировал чертежи строительства, которого еще никогда и нигде не строили. Константин Мельников
В трёх верхних залах движущиеся стены имели следующую конструкцию: на высоте, несколько превышающей рост человека, стена была разделена пополам. Верхняя, бо́льшая её часть, при помощи электромотора , размещённого на стене зала, поднималась вверх, описывая полукруг. Одновременно с этим нижняя часть стены, соединённая с верхней системой стальных тросов, опускалась вниз. Обе части стены были уравновешены, при этом вес каждой из них составлял около 4 тонн. В двух нижних залах «живая стена» весом около 3 тонн представляла собой цельную раму, опускающуюся вниз при помощи двух вращающихся винтов, приводимых в движение одним электромотором .
Средний ярус зрительного зала имел плоский пол и мог трансформироваться в пространства для кружковой работы — отдельных помещений для этого Константин Мельников не проектировал. Первый этаж был отведён для служебных помещений. В здании также находились библиотека, кружковые помещения и спортивный зал, который позднее переделали в фойе . Вход в здание осуществлялся снизу, а для выхода можно было использовать наружный балкон с двумя пристроенными к нему лестницами. Таким образом архитектор удовлетворял условиям пожарных норм и экономил на пространстве для эвакуационных выходов .
Этот клуб — признанный шедевр и входит во все международные перечни лучших построек XX века . Здание выстроено почти полностью в соответствии с авторским замыслом, тогда как иные проекты клубов Мельникова были сильно изменены в ходе реализации, сам архитектор считал это здание наиболее значительным профессиональным достижением. Историки архитектуры Николай и Елена Овсянниковы
Согласно проекту оконные переплёты должны были быть изготовлены из металла, но материала не хватило и их сделали деревянными. Такие рамы обладали низкой несущей способностью , вследствие чего были заложены кирпичами вскоре после начала эксплуатации здания .
Архитектура клуба спровоцировала дебаты среди современников. Проект критиковали из-за неудачного положения бельэтажа , с которого искажалась видимость сцены. Другим недостатком проекта было то, что железобетонные балки, поддерживающие углублённые части партера , глушили звук и ухудшали слышимость на балконах . Отмечалось также несоответствие функций здания — зрительный зал занимал практически всё помещение, оставляя недостаточно места для кружков, а спортзал в финальном варианте отсутствовал . В 1932 году, когда официальным методом в архитектуре СССР был признан социалистический реализм , здание объявили примером формализма в архитектуре. После 1936-го Константин Мельников перестал получать крупные заказы на строительство и фактически был отлучён от профессии .
После Великой Отечественной войны систему мобильных ширм демонтировали. В 1970-е годы фойе клуба облицевали мрамором . В 1987-м здание признали памятником советской архитектуры . 31 марта 1990 года в ДК прошёл первый съезд партии ЛДПР . В клубе долгое время работали бесплатные кружки и детский театр. В 1996 году помещение было передано в аренду Театру Романа Виктюка при условии, что организация проведёт реставрацию памятника за свой счёт. Однако это условие осталось невыполненным, а часть здания сдали в аренду ресторану «Бакинский дворик» .
Вскоре клуб был включён в список особо ценных объектов Всемирного фонда памятников архитектуры и получил от него грант в размере 20 тысяч долларов . На эти средства сделали ремонт кровли и отопительной системы здания, начали реставрацию оконных блоков. Однако на полноценное восстановление памятника суммы гранта не хватило. Следующая реставрация началась в 2008 году по инициативе правительства Москвы , но выделенных денег снова оказалось недостаточно для завершения работ .
В 2012 году Департамент культуры Москвы объявил конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ здания, которое к тому времени находилось в аварийном состоянии. Заказ получила архитектурно-строительная компания «Доминанте» . Подрядчиком выступило ООО «АМ-Строй». На полную реставрацию памятника было выделено 152 миллиона рублей . С началом работ Театр Виктюка и ресторан попросили покинуть помещения, однако владельцы последнего отказались закрываться. Директор ресторана предложила профинансировать реконструкцию здания, вложив в это 15 миллионов долларов, при условии, что Театр Романа Виктюка не вернётся в ДК, а в его помещениях будет организован центр детского досуга, финансируемый сетью ресторанов. Предложение предпринимателя было отклонено и ресторан покинул помещение .
Последующая реставрация длилась три года. В 2013-м Владимир Жириновский объявил о намерении использовать здание клуба для своей партии, поскольку именно там прошёл первый съезд . Однако официального заявления Роману Виктюку направлено не было, и реставрация с последующим приспособлением под театр продолжилась . В ходе работы были восстановлены заложенные кирпичами окна, отреставрированы исторические стулья и надпись на фасаде «Профсоюзы-школа коммунизма» , созданы гримёрные комнаты, холл для зрителей, новые хозяйственные помещения, заменены системы тепло- и водоснабжения, а также установлено современное звуковое и световое оборудование для сцены , построен специальный лифт-подъёмник для людей с ограниченными возможностями, наличие которого не предусматривалось в первоначальном проекте. Общий бюджет проекта реставрации составил 500 миллионов рублей . В 2015 году реставрация дома культуры была завершена . Здание торжественно открыл мэр Москвы Сергей Собянин . Однако результаты работы вызвали ряд критических замечаний со стороны специалистов по охране наследия:
К сожалению, назвать этот проект действительно реставрацией сложно, если не невозможно. На фоне необходимых раскрытия заложенных окон и воссоздания лозунгов на фасаде <...>, произошла замена всех оконных рам на стеклопакеты, весьма отдаленно напоминающие оригинал. Краска, покрывающая кирпичную кладку, так и не была счищена, на заднем фасаде появилась чудовищная конструкция кондиционера и вытяжных труб <...>. Изначально слегка наклонный пол партера выровнен, фойе и гардеробы не получили изначального облика <...>. Вместимость зала из первоначальной в почти 1300 человек стала всего около четырехсот — за счёт изменения шага рядов и кресел в них. Разумеется, о трансформации зала можно забыть навсегда. Историк архитектуры Николай Васильев
Тем не менее в 2016 году газета « The Art Newspaper Russia » номинировала дом культуры на титул «Реставрация года» .