В 1916 году семья переехала в
Одессу
, где Святослав начал учиться игре на фортепиано и композиции. Пианист вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем и игру которого он постоянно слушал. Некоторые источники указывают, что как музыкант Рихтер практически сформировался самоучкой: он не проходил стандартный курс занятий на фортепиано — не играл
гаммы
, упражнения и
этюды
. Первым произведением, которое он начал играть, был ноктюрн
Ф. Шопена
. В это время также пишет несколько театральных пьес, интересуется
оперным театром
и вынашивает планы стать
дирижёром
. С 1930 по 1932 год работал пианистом-
концертмейстером
в одесском Доме моряка, затем — в
Одесской филармонии
. Первый сольный концерт, составленный из сочинений
Ф. Шопена
, состоялся в
1934 году
, вскоре он получил место
концертмейстера
в
Одесском оперном театре
.
Его отец был арестован в 1937 году и с началом
войны
расстрелян вместе с другими пленными немцами
. Мать, остававшаяся в оккупированной Одессе и опасаясь преследований со стороны органов, в 1944 году покинула город вместе с отступавшими гитлеровскими войсками и поселилась в Германии
. Сам пианист в течение многих лет считал её погибшей. Во время войны вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в
блокадном Ленинграде
. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе
Седьмая фортепианная соната
С. Прокофьева.
Большим другом и наставником пианиста была
А. И. Трояновская
(1885—1977), в её доме в
Скатертном переулке
он занимался на знаменитом рояле
Н. К. Метнера
. В 1943 году впервые встретился с певицей
Н. Дорлиак
, ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе выступали в концертах. Несмотря на брак, в среде музыкантов никогда не утихали разговоры о его
гомосексуальности
. Сам музыкант свою личную жизнь предпочитал не комментировать.
После войны получил широкую известность, победив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и
В. Мержановым
), и стал одним из ведущих советских пианистов. Его концерты в СССР и странах
Восточной Европы
пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что он поддерживал дружеские отношения с опальными деятелями культуры, среди которых были
Б. Пастернак
и
С. Прокофьев
. В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 году в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве
дирижёра
, проведя премьеру
Симфонии-концерта для виолончели с оркестром
(солировал
М. Ростропович
).
Девятая соната
С. Прокофьева посвящена пианисту и впервые им исполнена.
Настоящей сенсацией стали его концерты в
Нью-Йорке
и других городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканта наградили премией «
Грэмми
» (он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение Второго фортепианного концерта
И. Брамса
.
В 1960—1980 годах продолжил активную концертную деятельность, давая более семидесяти концертов в год. Много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался сравнительно мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов.
Никогда не занимался преподаванием. В последние годы жизни из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты
[
источник не указан 412 дней
]
.
В постсоветский период жил преимущественно в
Париже
, а незадолго до кончины — 6 июля 1997 года — возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в
Любеке
[
источник не указан 412 дней
]
.
Состоял в браке с оперной певицей
Ниной Львовной Дорлиак
(1908—1998). Кинокритик Инга Каретникова (1931—2015) в своих мемуарах говорит о том, что брак этот имел характер
фиктивного
.
Дискография
1971 —
Бах, И. С. (1685—1750).
Хорошо темперированный клавир. Часть I. В. 846—869 / Исполн.: С. Рихтер, ф-но. —
М.
: Мелодия, 1971. — 3 грп. [ГОСТ 5289-68] (2 ч) : 33 об/мин, стерео-моно. — 33СМ—02987—92.
1973 —
Бах, И. С. (1685—1750).
Хорошо темперированный клавир. Часть II. В. 870—893 / Исполн.: С. Рихтер, ф-но. —
М.
: Мелодия, 1973. — 3 грп. [ГОСТ 5289-68] (2 ч 27 мин) : 33 об/мин, стерео-моно. — 33СМ—04213—18.
1976 —
Мусоргский, М. П. (1839—1881).
Картинки с выставки : Прогулка / Исполн.: С. Рихтер, ф-но. — Запись 1958 г., реставрация 1974 г. —
М.
: Мелодия, 1976. — 1 грп. [ГОСТ 5289—73] (30 мин) : 33 об/мин, стерео. — С10—04771—72.
1981 —
Чайковский, П. И. (1840—1893).
Концерт № 1 для ф-но с оркестром си бемоль минор, соч. 23 / Исполн.: С. Рихтер, ф-но, Венский симфонический оркестр, дир. Г. Караян. —
М.
: Мелодия, 1981. — 1 грп. [ГОСТ 5289-80] (36 мин) : 33 об/мин, стерео-моно. — 33СМ—04255—56.
1981 —
Шуберт, Ф. П. (1797—1828).
Сонаты № 9, 11 для фортепиано / Исполн.: С. Рихтер, ф-но. —
М.
: Мелодия, 1981. — 1 грп. [ГОСТ 5289—80] (45 мин) : 33 об/мин, стерео. — С10—15309—10.
орден «За заслуги перед Отечеством»
III степени (17 марта 1995) —
за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие мировой музыкальной культуры
;
Государственная премия Российской Федерации
в области литературы и искусства 1995 года (27 мая 1996) —
за Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1981—1995 годы)
;
Имя пианиста носит Областная филармония в
Житомире
.
В южном административном округе Москвы именем пианиста (с его личного разрешения) была названа Детская школа искусств имени С. Т. Рихтера. В ней пианист не раз выступал, а также передал некоторые личные вещи и фотографии в музей школы
.
Свет мой и чужой (режиссёр Варвара Фаэр, Студия «Фишка-фильм», 2013)
Фестивали
«Приношение Святославу Рихтеру» — ежегодный проект, который традиционно проходит в
Большом зале Московской консерватории
. Так «Фонд Рихтера» чтит память пианиста и выполняет его завет привлекать внимание к самым интересным исполнителям.
В
Тарусе
, где пианист любил проводить время на своей даче, ежегодно проводится фестиваль классической музыки, организованный фондом Святослава Рихтера, на форум съезжаются музыканты со всего мира.
В 2005—2008 годах в Москве проводился Международный конкурс пианистов имени Святослава Рихтера
.
См. B. Monsaingeon, S. Richter. Notebooks and Conversations, с. 12—15.
, с. 46.
Хрущёв Сергей
.
от 7 декабря 2017 на
Wayback Machine
— Google Книги.
См., например, в кн.: History of Homosexuality in Europe and America, eds. Wayne R. Dynes, Stephen Donaldson. New York: Garland, 1992, p. 180.
ISBN 9780815305507
;
Rothstein E.
от 28 декабря 2016 на
Wayback Machine
(статья в газете
Нью-Йорк Таймс
от 17.06.2001).
Н. Д. Набоков
в письме
И. Ф. Стравинскому
от 03.02.1963 писал о Рихтере: «
He is a flaming fag
» (Stravinsky, selected correspondence, ed. by Robert Craft. Volume II. New York: Knopf, 1984, p. 407.
ISBN 9780394528137
).
(англ.)
.
Grammy.com
. Дата обращения: 28 октября 2012.
5 ноября 2012 года.
. Pianists/harpsichordists
(англ.)
.
Gramophone magazine
. Дата обращения: 2 января 2016. Архивировано из
3 мая 2019 года.
(рус.)
. Дата обращения: 10 июня 2020.
10 июня 2020 года.
(рус.)
.
интернет-издание Gordonua.com
(17 октября 2015). Дата обращения: 18 октября 2015.
27 июля 2018 года.
↑
, с. 465.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 8 января 2023.
21 апреля 2023 года.
(рус.)
. Дата обращения: 6 марта 2016.
5 марта 2016 года.
(неопр.)
Дата обращения: 8 января 2023.
27 февраля 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 8 января 2023.
28 марта 2018 года.
(укр.)
.
Житомирська обласна філармонія Святослава Ріхтера
. Дата обращения: 23 октября 2021.
23 октября 2021 года.
(рус.)
.
richter.arts.mos.ru
. ГБУДО города Москвы «Детская школа искусств имени С. Т. Рихтера». Дата обращения: 12 декабря 2016.
20 декабря 2016 года.
(рус.)
. Дата обращения: 15 мая 2008.
14 сентября 2008 года.
(англ.)
.
(рус.)
. Дата обращения: 5 декабря 2017.
6 декабря 2017 года.
(рус.)
. Дата обращения: 5 декабря 2017.
6 декабря 2017 года.
(рус.)
. Дата обращения: 26 сентября 2016.
13 декабря 2015 года.
.
Новости на odessa-life.od.ua
(укр.)
. Информационное агентство «Центр медиа».
из оригинала
20 мая 2018
. Дата обращения:
20 мая 2018
.
Коган Г.
Гордость советского искусства // В кн.: Избранные статьи в 3-х тт. —
М.
, 1985
(рус.)
/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. —
М.
: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. —
150 000 экз.
—
ISBN 5-85270-033-9
.
Вспоминая Святослава Рихтера // Святослав Рихтер глазами коллег, друзей, и почитателей
(рус.)
/ Под общ. ред. И. А. Антоновой; Сост.: Н. В. Алексенко, Л. Э. Кренкель. —
М.
: ГМИИ имени Пушкина, 2000. — 379 с. —
ISBN 5-93123-010-6
.
Мокрицкий Г.
«Неразрезанные» страницы из книги жизни Мастера: Святослав Рихтер: Украина, Житомир / Поддержка проекта и консультации Н. Арндта. — Житомир: Волынь, 2002. — 24 с., ил.
Терехов Д. Ф.
Рихтер и его время. Записки художника. Неоконченная биография (факты, комментарии, новеллы и эссе). —
М.
: Согласие, 2002.
Rasmussen, Karl Aage.
Szvjatoszlav Richter — A zongorista. — Rózsavölgyi és Társa, Budapest, 2010. —
ISBN 978-9-63877-648-8
.
Rasmussen, Karl Aage.
. — Northeastern University Press, Boston, 2010. —
ISBN 978-1-55553-710-4
.
Borísov Yuri
. Por el camino de Richter. — Barcelona, Ed. Acantilado, 2015.
ISBN 978-84-16011-63-6
Egy barátság levelei. Szvjatoszlav Richter és Nyina Dorliak levelei Fejér Pálhoz. 1954—1997. Письма Святолава Рихтера и Нины Дорлиак Палу Фейеру. ― Rózsavölgyi és Társa, Budapest, 2015
ISBN 978-615-80071-3-9
(венгерский/русский)
Ссылки
(с дискографией)
// Международный конкурс пианистов имени Святослава Рихтера
(рус.)
.
museum.ru
. Музеи России. Дата обращения: 1 декабря 2020.