Пространство Калаби — Яу
- 1 year ago
- 0
- 0
Креати́вное простра́нство — общедоступная территория, предназначенная для свободного самовыражения, творческой деятельности и взаимодействия людей . Американский урбанист и куратор программы ЮНЕСКО Саймон Эванс определяет креативные пространства как «сообщества творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории» .
под эгидойОтличительной особенностью креативного пространства является нацеленность на деятельность человека в роли не потребителя или работника организации, а создателя уникального продукта своей личности. Креативные пространства рассматриваются как один из видов третьих мест .
Целью создания креативных пространств в городской среде является обеспечение творческой молодежи (креативному классу) среды, богатой возможностями для обучения, самообучения, обмена навыками, экспериментирования и реализации собственного видения города, мира.
Основное предназначение креативного пространства — предоставление площадок для деятельности представителям творческих профессий (так называемого креативного класса ), численность которых в постиндустриальном обществе возрастает. Креативные пространства могут заниматься трансляцией и популяризацией рождённых на их территории продуктов и услуг (в сфере информационных технологий , науки , искусства и т. д.). В городах или городских районах, где расположены креативные пространства, они создают новые рабочие места, способствуя улучшению социально-экономической обстановки .
Креативное пространство может также служить офисным центром, имея при этом какие-либо нестандартные особенности организации работы — к примеру, оформление интерьера, более высокое количество рекреационных зон и территорий неформального общения, или подразумевать работу в формате open space — такие особенности, по мнению ряда исследователей, помогают офисным сотрудникам преодолеть рутинный характер своей работы .
Помимо экономической функции (офисы и магазины), креативные пространства могут исполнять и рекреационную и образовательную функции, выступая площадками для различных культурных мероприятий: выставок, лекций, кинопоказов. Функции также могут совмещаться под одной крышей. Основными видами креативных пространств являются коворкинги и арт-центры, Арт-кварталы, центры современного искусства .
Креативные пространства, как правило, размещаются в зданиях, утративших своё первоначальное предназначение, но впоследствии ревитализированных . Чаще всего это — бывшие промышленные здания, получающие новую функцию при сохранении архитектурного облика .
Росту числа креативных пространств мешают как недостаток финансов для их организации, так и низкая инвестиционная привлекательность. В результате креативное пространство, если и создаётся, то служит лишь временным этапом использования той или иной территории, призванным повысить интерес к ней, за чем может последовать новое изменение её функций . Основной источник дохода креативных пространств — платежи арендаторов , в связи с чем небогатые культурные организации не могут составлять среди них большинство. Помимо этого, многие креативные пространства размещаются в бывших промышленных зданиях в момент, когда стоимость аренды неизвестного места ещё невысока, но вынуждены с ростом платежей искать новое место . Инвесторы, как правило, предоставляют территории под креативные пространства ровно до момента, когда появится более выгодное применение, что создаёт потенциальный конфликт интересов между резидентами креативного пространства и владельцами территории . К примеру, по этой причине в 2013 году в Санкт-Петербурге скандально закрылось пространство «Четверть», размещавшееся в особняке Пирогова .
В развитых странах появление большого количества креативных пространств произошло в конце XX века . К примеру, в Великобритании с 1998 года поддержка креативных индустрий была заявлена одним из приоритетов государственной политики . Наиболее яркие примеры креативных пространств в странах Европы — лофт Tea factory в Лондоне ; в зданиях бывшего кабельного завода в Хельсинки , также в Хельсинки — культурная фабрика Korjaamo в бывшем трамвайном депо ; культурный центр в бывшем молокозаводе в Амстердаме ; Superstudio в Милане .
В России массовое появление креативных пространств относится к 2000-м годам . Первым креативным пространством в России стал творческий кластер «Artplay» в Москве , открывшийся в 2005 году в здании бывшей ткацкой фабрики «Красная роза» (в данный момент расположен в другом месте) . В последующие годы в столице России открылся ряд других креативных пространств — к примеру, центр современного искусства «Винзавод» , Дизайн-завод «Флакон» , открытый в 2009 году на территории бывшего хрустального завода имени Калинина , лофт-квартал «Даниловская мануфактура» . Действуют креативные пространства и в Санкт-Петербурге : « Ткачи » в зданиях бывшей ткацкой фабрики имени Петра Анисимова и «Люмьер-Холл» в бывшем газгольдере на набережной Обводного канала , лофт-проект «Этажи» в здании бывшего хлебозавода , творческий кластер « Артмуза », открывшийся в 2014 году в здании бывшего завода музыкальных инструментов «Муздеталь» , креативное пространство «Тайга» в особняке П. И. Мошкова XVIII века на Дворцовой набережной . Вслед за Москвой и Петербургом креативные пространства стали появляться и в других городах страны : филиал петербургского «Люмьер-Холла» в Екатеринбурге , креативное пространство «Bosicom» в Воронеже , «Арт-лофт» в Самаре , открывшийся в 2016 году , центр креативных индустрий «Штаб» в Казани , творческое пространство «Hubspace» в Чебоксарах , Кластер С52 (бывший Creative Space) в Ростове-на-Дону, открывшийся в 2011 году.