Interested Article - Креативное пространство

Креати́вное простра́нство — общедоступная территория, предназначенная для свободного самовыражения, творческой деятельности и взаимодействия людей . Американский урбанист и куратор программы (англ.) под эгидой ЮНЕСКО Саймон Эванс определяет креативные пространства как «сообщества творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории» .

Отличительной особенностью креативного пространства является нацеленность на деятельность человека в роли не потребителя или работника организации, а создателя уникального продукта своей личности. Креативные пространства рассматриваются как один из видов третьих мест .

Целью создания креативных пространств в городской среде является обеспечение творческой молодежи (креативному классу) среды, богатой возможностями для обучения, самообучения, обмена навыками, экспериментирования и реализации собственного видения города, мира.

Особенности

Основное предназначение креативного пространства — предоставление площадок для деятельности представителям творческих профессий (так называемого креативного класса ), численность которых в постиндустриальном обществе возрастает. Креативные пространства могут заниматься трансляцией и популяризацией рождённых на их территории продуктов и услуг (в сфере информационных технологий , науки , искусства и т. д.). В городах или городских районах, где расположены креативные пространства, они создают новые рабочие места, способствуя улучшению социально-экономической обстановки .

Креативное пространство может также служить офисным центром, имея при этом какие-либо нестандартные особенности организации работы — к примеру, оформление интерьера, более высокое количество рекреационных зон и территорий неформального общения, или подразумевать работу в формате open space — такие особенности, по мнению ряда исследователей, помогают офисным сотрудникам преодолеть рутинный характер своей работы .

Помимо экономической функции (офисы и магазины), креативные пространства могут исполнять и рекреационную и образовательную функции, выступая площадками для различных культурных мероприятий: выставок, лекций, кинопоказов. Функции также могут совмещаться под одной крышей. Основными видами креативных пространств являются коворкинги и арт-центры, Арт-кварталы, центры современного искусства .

Креативные пространства, как правило, размещаются в зданиях, утративших своё первоначальное предназначение, но впоследствии ревитализированных . Чаще всего это — бывшие промышленные здания, получающие новую функцию при сохранении архитектурного облика .

Проблемы креативных пространств

Росту числа креативных пространств мешают как недостаток финансов для их организации, так и низкая инвестиционная привлекательность. В результате креативное пространство, если и создаётся, то служит лишь временным этапом использования той или иной территории, призванным повысить интерес к ней, за чем может последовать новое изменение её функций . Основной источник дохода креативных пространств — платежи арендаторов , в связи с чем небогатые культурные организации не могут составлять среди них большинство. Помимо этого, многие креативные пространства размещаются в бывших промышленных зданиях в момент, когда стоимость аренды неизвестного места ещё невысока, но вынуждены с ростом платежей искать новое место . Инвесторы, как правило, предоставляют территории под креативные пространства ровно до момента, когда появится более выгодное применение, что создаёт потенциальный конфликт интересов между резидентами креативного пространства и владельцами территории . К примеру, по этой причине в 2013 году в Санкт-Петербурге скандально закрылось пространство «Четверть», размещавшееся в особняке Пирогова .

Креативные пространства в мире и в России

«Melkweg» в Амстердаме

В развитых странах появление большого количества креативных пространств произошло в конце XX века . К примеру, в Великобритании с 1998 года поддержка креативных индустрий была заявлена одним из приоритетов государственной политики . Наиболее яркие примеры креативных пространств в странах Европы — лофт Tea factory в Лондоне ; (англ.) в зданиях бывшего кабельного завода в Хельсинки , также в Хельсинки — культурная фабрика Korjaamo в бывшем трамвайном депо ; культурный центр (англ.) в бывшем молокозаводе в Амстердаме ; Superstudio в Милане .

Интерьер Дизайн-завода «Флакон»

В России массовое появление креативных пространств относится к 2000-м годам . Первым креативным пространством в России стал творческий кластер «Artplay» в Москве , открывшийся в 2005 году в здании бывшей ткацкой фабрики «Красная роза» (в данный момент расположен в другом месте) . В последующие годы в столице России открылся ряд других креативных пространств — к примеру, центр современного искусства «Винзавод» , Дизайн-завод «Флакон» , открытый в 2009 году на территории бывшего хрустального завода имени Калинина , лофт-квартал «Даниловская мануфактура» . Действуют креативные пространства и в Санкт-Петербурге : « Ткачи » в зданиях бывшей ткацкой фабрики имени Петра Анисимова и «Люмьер-Холл» в бывшем газгольдере на набережной Обводного канала , лофт-проект «Этажи» в здании бывшего хлебозавода , творческий кластер « Артмуза », открывшийся в 2014 году в здании бывшего завода музыкальных инструментов «Муздеталь» , креативное пространство «Тайга» в особняке П. И. Мошкова XVIII века на Дворцовой набережной . Вслед за Москвой и Петербургом креативные пространства стали появляться и в других городах страны : филиал петербургского «Люмьер-Холла» в Екатеринбурге , креативное пространство «Bosicom» в Воронеже , «Арт-лофт» в Самаре , открывшийся в 2016 году , центр креативных индустрий «Штаб» в Казани , творческое пространство «Hubspace» в Чебоксарах , Кластер С52 (бывший Creative Space) в Ростове-на-Дону, открывшийся в 2011 году.

См. также

Примечания

  1. Суховская, Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 650-652.
  2. Хакимова, Е. Р. : [ 31 июля 2021 ] // Актуальные вопросы экономических наук. — 2013. — № 34.
  3. Дарья Николаевна Суховская. // Управление Мегаполисом. — 2013. — Вып. 6 (36) . — С. 37–40 . — ISSN .
  4. Наталья Бухтиярова. . Квадрум.Медиа (24 июня 2016). Дата обращения: 14 апреля 2017. 10 июля 2017 года.
  5. Л. И. Ермакова, Д. Н. Суховская. . — 2016.
  6. Дарья Николаевна Суховская. . — 2015.
  7. Литвинцева, Г. Ю. Креативные пространства — аудитории нового типа // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 10-2 (52). — С. 201-202.
  8. Татьяна Баренцева. . Magazine Realty. Дата обращения: 14 апреля 2017. Архивировано из 19 апреля 2017 года.
  9. . РБК (25 февраля 2013). Дата обращения: 14 апреля 2017. 4 июля 2017 года.
  10. Виктория Взятышева. . Интернет-газета «Бумага» (18 февраля 2014). Дата обращения: 14 апреля 2017. 14 апреля 2017 года.
  11. Александр Тупеко. . Карповка (11 октября 2013). Дата обращения: 14 апреля 2017. 2 апреля 2016 года.
  12. Виктория Взятышева. . Интернет-газета «Бумага» (30 декабря 2013). Дата обращения: 14 апреля 2017. 19 апреля 2017 года.
  13. Валентина Быкова. . Mediahubble (24 марта 2014). Дата обращения: 14 апреля 2017. Архивировано из 27 мая 2017 года.
  14. . Портал недвижимости domik.ua (19 апреля 2012). Дата обращения: 14 апреля 2017. 9 ноября 2017 года.
  15. Ирина Иноземцева, Оксана Самборская. . Дом.Lenta.ru (12 февраля 2015). Дата обращения: 14 апреля 2017. 27 февраля 2017 года.
  16. Алексей Крижевский, Александр Кудрявцев, Андрей Панфилов. . Газета.Ru (15 февраля 2017). Дата обращения: 14 апреля 2017. 15 февраля 2017 года.
  17. Анастасия Сыропятова. . Типичная Москва (13 ноября 2015). Дата обращения: 14 апреля 2017. 20 марта 2016 года.
  18. Николай Гришин. : [ 21 августа 2016 ] // Секрет фирмы . — 2013. — № 3 (328). — С. 34—39.
  19. Марат Селезнев. . Lenta.ru (2 августа 2014). Дата обращения: 14 апреля 2017. 18 августа 2014 года.
  20. Артем Костюковский, Максим Шер. . Ъ-Огонёк (19 марта 2012). Дата обращения: 14 апреля 2017. 11 апреля 2012 года.
  21. . Visit Petersburg. Дата обращения: 14 апреля 2017. 19 марта 2017 года.
  22. . Агентство «Мой Петербург». Дата обращения: 14 апреля 2017. 27 марта 2020 года.
  23. . JazzPeople. Дата обращения: 14 апреля 2017. 27 марта 2020 года.
  24. Юля Галкина. . The Village (3 апреля 2015). Дата обращения: 14 апреля 2017. 29 марта 2017 года.
  25. Стеклова И.А., Рагужина О.И. : [ 31 июля 2021 ] // Теория и практика общественного развития. — 2013.
  26. . GeneralExpo. Дата обращения: 14 апреля 2017. 3 февраля 2018 года.
  27. . The Voronezh room (28 апреля 2015). Дата обращения: 14 апреля 2017. 25 мая 2017 года.
  28. Мария Шипулина. . Большая Деревня (12 августа 2016). Дата обращения: 14 апреля 2017.
  29. Динара Валеева. . Inkazan (26 марта 2015). Дата обращения: 14 апреля 2017. 3 февраля 2018 года.
  30. Ольга Гоголадзе. . Kazanfirst (25 марта 2015). Дата обращения: 14 апреля 2017.
  31. . ПОнедельник (15 мая 2014). Дата обращения: 14 апреля 2017. 25 февраля 2017 года.
Источник —

Same as Креативное пространство