Егоров, Фёдор Егорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Его́рович Его́ров ( 24 апреля 1927 , Гривки , Саратовская губерния — 19 февраля 1990 , Свердловск ) — русский советский скульптор , заслуженный работник культуры РСФСР , член Международной студии скульптуры и рисунка, народный скульптор Урала.
Родился 24 апреля 1927 года в селе Гривки Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне — в Коленовском муниципальном образовании Екатериновского района Саратовской области) в семье поволжских крестьян . Родители — Егор Михайлович и Дарья Герасимовна Егоровы.
Во время поволжского голода 1933 года вместе с семьёй (родители и две сестры) переехал в Подмосковье в посёлок Коммунарка (ныне в черте Москвы).
На Урал Егоров приехал в 1951 году по окончании Московского художественно-промышленного училища имени М. И. Калинина , где он учился на скульптурном отделении по классу скульпторов Г. Д. Алексеева и М. А. Шмакова . Живопись вёл бывший передвижник, академик АХ СССР В. Н. Бакшеев.
Егоровым созданы свердловские памятники изобретателю в области радиосвязи А. С. Попову , уральскому революционеру И. М. Малышеву , легендарному разведчику Николаю Кузнецову , многофигурные барельефы «Уралмаш: история и современность» в интерьере Екатеринбургского метрополитена , мемориальные доски декабристам , П. П. Бажову . Скульптор Владимир Егоров является автором и других работ в Москве и Подмосковье, Кургане , Тюменской области , Приамурье, на БАМе , в Казахстане .
Он был участником многих всероссийских, всесоюзных и международных художественных выставок. Его скульптурный портрет «Уральский камнерез Г. Д. Зверев» (1954, мрамор) экспонировался на разных выставках, в том числе на Международной художественной выставке в Варшаве 1955 года. Ныне эта скульптура находится в постоянной экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Вслед за этим В. Е. Егоровым был создан и другой портрет старого Уральского камнереза «Умелец Н. Д. Татауров» (1957), также получивший известность. В 1962 году накануне Карибского кризиса Егоров по личной просьбе Фиделя Кастро вылепил с натуры портрет кубинского политика и публициста, председателя Национальной Ассамблеи (парламента) Кубы Бласа Роки (в 1970 году этот бюст был высечен автором в граните, приобретён Министерством культуры РСФСР и позже подарен на Кубу).
В 1956 году принят в Союз художников СССР .
В 1960—1980-х годах был членом правления Свердловской областной организации Союза художников РСФСР , председателем скульптурной секции, а также членом облсовета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Во время работы Международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957) стал заместителем старосты Международной студии скульптуры и рисунка, объединившей художников (участников Московского фестиваля) многих стран, членом Всесоюзного Выставкома СССР.
С 1960-х годов основным приоритетом художника стала монументальная скульптура. Много памятников его авторства было установлено в городах Среднего Урала (Первоуральск, Каменск-Уральский , Ревда , Красноуфимск , Артёмовский и т. д.). Это памятники героям войны и труда, а также обыкновенным людям, делами и силами которых держится и развивается Россия.
В 1984 году по предложению Б. Н. Ельцина , возглавлявшего в то время Свердловский обком партии, В. Е. Егоров взялся за работу над памятником Николаю Кузнецову. Над памятником Егоров работал прямо в одном из цехов Уралмаша, не раз здесь и ночевал, поскольку памятник необходимо было открыть (таково было непреложное условие заказчика) к 40-летию Победы. Памятник был открыт в срок ценой больших нервных, физических и интеллектуальных, конечно, усилий, бессонных ночей. За пропуск нескольких партсобраний парторганизация Свердловского союза художников исключила Егорова из партии. Правда, обком не утвердил исключение, поменяв его на выговор. В 1985—1987 годах Егоров преподавал в Свердловском художественном училище им. И. Д. Шадра, руководил курсом [ источник не указан 802 дня ] .
В конце 1980-х годов Егоров, не расставаясь с монументальной скульптурой, экспериментировал в области скульптуры малых форм. Эти работы 1986—1989 годов — «Экологическое сознание», «Бессонница века», «Гусар» и др. — известности не получили. В начале 1990 года скульптором был полностью закончен в гипсовом варианте и готов к отливке большой восьмифигурный памятник «Бунт уральских углежогов. Ревда. Год 1841-й», посвящённый одной их трагических страниц истории Урала — расстрелу рабочих, мастеровых, открыто выступивших против невыносимых условий труда и быта. Памятник понравился всем его увидевшим, но власть в стране менялась и в этой обстановке стало как-то не до монументов. Композиция так и не была установлена в Ревде, а в 1993—1994 годах и вовсе пропала в Екатеринбурге неизвестно куда. За тридцать лет до этого, в 1962 году, перед отливкой в металл в Серове с территории завода бесследно пропала также одна из лучших работ В. Е. Егорова — памятник герою-лётчику Анатолию Серову , именем которого назван город.
Умер 19 февраля 1990 года от сердечного приступа в городе Свердловске . Похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга (участок II, 18 ряд от западной дороги, 7 ряд от южной аллеи). Памятник — стела неправильной формы из лабрадорита чёрного цвета, отполированная с лицевой стороны. Портрет — в виде горельефного изображения головы (автор — уральский скульптор П. А. Сажин ) .