Interested Article - Наос
- 2020-06-12
- 1
Также Наос — собственное имя Дзеты Кормы .
Нао́с (от греч. ναός — домик, жилище божества) — центральная часть древнегреческого храма. У древних римлян — целла . Вначале, в архаической Греции, — святилище в виде деревянного ящика, в котором хранили статуэтку божества. Такой «домик» имел двускатную крышу и раскрывающиеся дверцы. Наосы устанавливали на специальной ладье. Наос с открытыми дверцами символизировал пребывание божества на небе. Позднее наосом стали называть нишу для культовой статуи . В классическую эпоху с формированием композиции древнегреческого периптера наосом стали называть центральную часть храма, где находилась культовая статуя. Со стороны главного фасада и входа в храм (вход, как правило, находился с восточной стороны) располагался пронаос . Позади наоса — опистодом . Древнеримский зодчий Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» (13 год до н. э.), написанном на латыни, ещё приводит оригинальные греческие названия, в том числе «ναός», но позднее, например в трактате Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562), и в последующих изданиях по теории архитектуры, авторы использовали только латинские термины. Отсюда терминологический парадокс. Внутреннее пространство древнегреческого храма также стали называть латинским термином «целла», хотя греки такого слова естественно не знали.
В раннехристианских базиликах на Востоке и в церквях романского периода на Западе Европы по традиции продолжали использовать греческое слово «наос», но в XII—XIII веках постепенно переходили к старо-французскому nef, от лат. navis — корабль . Это соответствовало символическому значению пространства храма, ведь именно корабль (а не «ящик») ассоциировался с ролью церкви, подобно кораблю несущему души через бури жизни . Позднее сложилось неразборчивое отношение к различию семантики и символики античного наоса и христианского нефа . Отсюда досадная путаница в популярных справочных изданиях. В настоящее время в специальной литературе по теории архитектурной композиции принято строго разграничивать понятия наоса и нефа, опираясь на критерии исторической топографии.
История
В раннехристианских храмах VI—VII веков, построенных в форме базилики , неф имел продольную форму. В развитой, классической базилике храм имел три нефа: один главный и два боковых. Однако уже в V веке возникли центрические купольные храмы. В них подкупольное пространство могло иметь квадратную, круглую, октогональную (восьмигранную) или крестообразную форму. План храма усложнялся обходными галереями и хорами , которые могли огибать помещение со всех сторон, кроме алтаря. В византийском искусстве с IX века распространённым стал крестово-купольный тип храма. В нём внутреннее пространство имело квадратную или близкую к квадратной форму. В средокрестии крестово-купольного храма располагались четыре колонны, поддерживавшие арки, своды и купол . Существовали храмы без несущих опор в интерьере. В них углы средокрестия перекрывались тромпами , поддерживавшими купол. Существовали храмы в форме креста или трёх-четырёхлистника. Последние принято называть триконхами и тетраконхами, так как их полукруглые выступы апсид перекрывались полукуполами- конхами . Этот архитектурный тип широко распространился в архитектуре Армении и Грузии. В Сербии боковые части таких храмов принято называть певницами.
Для древнерусской архитектуры характерен тип храма со столбами-опорами (сменившими византийские колонны). Планы русских храмов XI—XIII веков имели прямоугольную форму и делились столбами на три или пять нефов . С запада, обыкновенно на втором ярусе, имелись хоры, а расположенные под ними компартименты выделялись в качестве нартекса (притвора). Этот тип храма просуществовал на протяжении всей истории древнерусского искусства. Только с XIV—XV веков в храмах исчезают хоры. В XVI—XVII веках распространились бесстолпные храмы, перекрытые шатром, крестообразным или сомкнутым сводами. Неф в них приобрёл предельно простую прямоугольную форму. По сторонам примыкали приделы — малые храмы, имевшие схожую форму. С запада пристраивали низкую продольную часть: трапезную. Во многих более поздних церквях XVIII—XIX веков интерьеры приделов и трапезной сливались воедино и разделялись только столпами. Интересные конфигурации нефов встречаются в русских храмах периодов барокко и классицизма . Встречаются храмы круглой формы: ротонды . В середине и второй половине XIX века в период эклектики возрождаются формы русских храмов XVII века («русский стиль»), а также XII—XIII веков в формах так называемого русско-византийского стиля. В конце XIX — начале XX века строится много церквей и соборов с повторением форм византийской архитектуры (неовизантийский стиль). В них внутреннее пространство получало сложную форму.
См. также
Примечания
- Наос // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва , О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев , Т. В. Васильева , М. Л. Гаспаров и др. — М. : Прогресс , 1989. — С. 371. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9 .
- Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. — М.: Наука, 1972. — С. 74—75, 88—90
- Müller W. Architecten in der Welt der Antike. — Leipzig, 1989. — S. 147—189
- Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. — Harmondsworth, 1979. — Pp. 13—14
- Комеч А.И. Храм на четырёх колоннах и его значение в истории византийской архитектуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н. Лазарева. — М.: Наука, 1973. — С. 64-77
Литература
- Wolfgang Binder: Der Roma-Augustus Monopteros auf der Akropolis in Athen und sein typologischer Ort . Karlsruhe 1969.
- René Ginouvès, Roland Martin: Dictionnaire méthodique de l’ architecture grecque et romaine . Bd. 3, 1998.
- 2020-06-12
- 1