Рококо
- 1 year ago
- 0
- 0
Рококо в России — обобщающее название различных проявлений эстетики и художественных форм общеевропейского стиля рококо XVIII века в истории русского искусства .
В отличие от «больших художественных стилей»: барокко и классицизма «русское рококо» имело достаточно узкое распространение, затронувшее в основном орнаментальное , декоративно-прикладное , монументально-декоративное искусство, отчасти архитектуру , главным образом в оформлении архитектурного интерьера , и лишь косвенно живопись и скульптуру . Стиль рококо — оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции постренессансных архитектурных стилей: классицизм — барокко — неоклассицизм . Ещё одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х годах и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего «стиля Людовика XV» и периодом правления Людовика XVI (1774—1792). В отличие от барочных картушей , волют , раскреповок антаблемента , завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Отсюда слабая распространённость стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций запоздалого барочно-рокайльного стиля середины XVIII века в искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Бартоломео Франческо Растрелли .
В барочных завитках-волютах идеально выражены конструктивное усилие, динамика и напряжение форм. Атектоничность рокайля объясняет почему, в отличие от волют и консолей, этот элемент не встречается в архитектурных конструкциях, а только в орнаменте , в том числе архитектурном, как бы наложенным на стену, а также, в наибольшей степени, в орнаментальной гравюре, декоративной резьбе, вышивке, чеканке по металлу и ювелирном искусстве . Отбросив помпезность и напыщенность искусства времён Людовика XIV, архитектура малых, камерных форм стиля рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой. Архитекторы и рисовальщики не заботятся ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжаются ими произвольно, вплоть до каприза, избегают симметрии, без конца варьируют расчленения и орнаментальные детали. Поэтому специалисты именуют основной принцип формообразования в стиле рококо не тектоничным, а «вариационным» . Не случайно заимствование и усвоение казалось бы чуждых русскому искусству форм стиля рококо связаны, главным образом, с эпохой императрицы Елизаветы Петровны , не получив продолжения за исключением раннего периода в царствование Екатерины Великой . Интерес Петра III к рококо остается малоисследованным , хотя судя по всему, его интересовал немецкий вариант так называемого фридерицианского рококо .
В русской архитектуре элементы французского рококо проявлены в творчестве архитектурного гения эпохи Б. Ф. Растрелли Младшего , соединившего в своем неповторимом индивидуальном стиле элементы рокайля, итальянского барокко, классицизма, красочности и декоративной сочности русского народного искусства . Расцвет его творчества приходится на елизаветинскую эпоху. В определении созданного им уникального стиля в истории искусствознания нет единства, его называют русским рококо, елизаветинским барокко, барочно-рокайльным стилем .
Существуют сравнения и с прусским, или фридерицианским, рококо. Стиль русского рококо сохраняется и в ранние екатерининские годы (время великой княгини Екатерины Алексеевны), причём особенной популярностью пользуется внутристилевое течение шинуазри , или «китайщина», также порождённое эстетикой рококо . Однако, в отличие от Франции, где этот стиль формировался ещё с 1720-х годов, в России он оказывается кратковременным, обрываясь с воцарением императрицы Екатерины, предпочитавшей классицизм и по своему воцарению отправившей зодчего Растрелли в 1763 году в отставку. Как и в странах Западной Европы, но в гораздо большей степени, рококо остается камерным стилем, для личного применения, заметным более в интерьерах и декоре, чем в наружных фасадах зданий.
В ранний период великой княгини Екатерины Алексеевны практически все здания построены одним мастером, приглашённым великой княгиней для строительства своей усадьбы в Ораниенбауме: Антонио Ринальди возводит Китайский дворец и другие постройки . Впрочем, в стиле Ринальди уже явственны черты раннего екатерининского классицизма ).
Иностранные художники, приехавшие в Россию в петровское и елизаветинское время: Луи Каравакк , Иоганн Фридрих Гроот , Пьетро Ротари , представители так называемой россики , способствовали становлению новой, русской художественной школы , в том числе академической , — главным образом, в живописных формах стиля рококо . Один из характернейших примеров — «Кабинет мод и граций» в Большом Петергофском дворце, украшенный в 1764 году шпалерной развеской девичьих «головок» кисти Пьетро Ротари. (В екатерининское время его картинами украсят Портретную (Кабинет Ротари) в Китайском дворце в Ораниенбауме ). М. М. Алленов писал, что Гроот и Ротари «предложат разные, каждый в своем роде совершенный, варианты рококо. Гроот — утонченный колорист и „костюмер“, с оттенком чуть гротескового юмора (…); Ротари — изощрённый „композитор“ малоформатных изображений, великолепный мастер тонального колорита и фарфорово-глянцевой фактуры. (…) Между названными фигурами — целый ряд вариантов рококо, в середине которого можно поставить Ивана Вишнякова» . Характеризуя стилистику живописи рококо, Алленов писал: «Известная и многократно отмечавшаяся в разных оценочных категориях „легкомысленность“ рококо была художественной задачей стиля, можно сказать, его освободительной миссией. А именно, всё величественное, державно-властительное, а потому способное устрашать освобождалось от этой своей способности, лишалось серьёзности, пафоса. Кукольность типажа, пристрастие к детскому портрету, неожиданные типологические пересечения, например парадного императорского и костюмированного портрета, — все это черты принципиальной антипатетичности, в которой заявляет о себе дух скептицизма, свойственный „веку Разума“» .
Опыт Ивана Вишнякова , ученика Луи Каравака, действительно, особенно интересен среди представителей русского рококо. Он своеобразно воспринял уроки западноевропейской живописи, переработал элементы модного тогда рококо — и соединил это с допетровской традицией. Его «Портрет Сары Фермор » (1750) — «подлинное „русское рококо“, смесь изысканности и примитивности, живописи и парсунности» (по словам А. Эфроса) . В своём исследовании творчества художника Т. В. Ильина , подчёркивая преемственность живописной манеры Вишнякова от Каравака и стиля французского рококо, при всей самобытности его творчества, соотносит работы Вишнякова также с творчеством Антуана Ватто и эстетикой французского стиля Регентства . У Ротари было множество русских учеников, среди них выдающиеся мастера следующей эпохи екатерининского классицизма: Ф. С. Рокотов и А. П. Антропов .
Учеником Гроота был Иван Аргунов , шереметьевский крепостной. В творчестве Алексея Антропова рокайльная кукольность «получает неожиданный оборот: его персонажи начинают напоминать ярко раскрашенные глиняные, вроде вятской игрушки, или деревянные портретные скульптуры, воспроизведенные живописным способом» .
«Отчётливая рокайльность», по обоюдному мнению Т. В. Ильиной и С. М. Даниэля присуща живописи Дмитрия Левицкого . Камерность и несколько кукольная, «игрушечная тонкость» портретных образов, созданных этими двумя мастерами екатерининского времени, — характерные черты рококо, которое, в отличие от барокко и классицизма, не было «высоким» стилем, но отражало тонкие движения души конкретного человека.
В декоративных росписях и панно архитектурных интерьеров стилистика рококо ощущалась гораздо сильнее, чем в портретном или историческом жанрах , например десюдепорты Бориса Суходольского , декоративные работы Ивана Фирсова. В середине XVIII века рокайльная стилистика проникает и в иконопись , что видно по творчеству Михаила Фунтусова .
Наиболее известные живописцы, в творчестве которых ощутимо влияние стиля рококо:
|
|
Постройки Антонио Ринальди:
В скульптуре элементы стиля рококо по сравнению с барокко и классицизмом проявлены намного слабее, чем в других видах искусства. Однако стилистика рококо отчасти проявляется во многих скульптурных произведениях эпохи екатерининского классицизма, например, по мнению С. М. Даниэля, в монументальном « Медном всаднике » работы французского скульптора Этьена Мориса Фальконе и, особенно, в его мелкой пластике, в том числе в моделях для фарфора. Федот Иванович Шубин , учившийся у французского скульптора Н.-Ф. Жилле , также демонстрирует в своем творчестве отчётливое влияние «стиля рокайля», хотя и не в такой степени, как у французских мастеров его эпохи: «декоративное изящество силуэта, осязательное фактурное „гурманство“ в обработке поверхности и непременный „апломб мастерства“» ).
В елизаветинское время был изобретён русский фарфор. Российская императрица, ориентированная на французскую и саксонскую моду, страстно желала иметь свой фарфор. После многих неудач изобретение «порцелина» было поручено молодому учёному Дмитрию Ивановичу Виноградову . В конце 1746 года, использовав гжельские белые глины, Виноградов сумел получить удовлетворительный белый фарфор — один из самых востребованных материалов эпохи рококо.
В 1756 году на « порцелиновой мануфактуре », изготовили «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны. Многие предметы этого сервиза сохранились. Они имеют волнистый, или фестончатый, край и декорированы рельефной плетёнкой, дополненной росписью пурпуром и позолотой. В узлах сетки-плетёнки помещены лепные цветочки: на отдельных предметах — лепные гирлянды с росписью. Лепка и роспись выполнены Виноградовым. «Собственный сервиз» — шедевр декоративно-прикладного искусства, отражающий вкусы «елизаветинского рококо».
В эпоху «русского рококо» Михаил Васильевич Ломоносов разрабатывал рецепты получения цветного стекла и смальты ради возрождения мозаичного искусства, существовавшего в X—XI веках в Киевской Руси. С двумя помощниками, учениками Рисовальной палаты — Матвеем Васильевым и Ефимом Мельниковым — Ломоносов стал создавать небольшие мозаичные картины. Среди них: «Св. Апостол Пётр», портреты Петра I (используя произведения Л.Каравака, Ж.-М.Наттье Младшего), великого князя Петра Фёдоровича, императрицы Елизаветы Петровны по оригиналам Л. Токке и Ф. С. Рокотова, Екатерины II, графа М. И. Воронцова, графа П. И. Шувалова. В 1762—1764 годах Ломоносов создал своё главное произведение: мозаичную картину «Полтавская баталия» .
С живописной миниатюрой, модной в эпоху рококо, обработкой драгоценных камней и металлов связано искусство ювелиров , которому всегда придавалось важное значение при императорских дворах. Так над Большой короной императрицы Анны Иоанновны (1730) трудился немецкий ювелир Готтфрид Вильхельм Дункель. Швейцарец Иеремия (Еремей Петрович) Позье в 1729 году вместе с отцом приехал в Москву, с 1731 года учился ювелирному делу у французского мастера Граверо, с 1740 года работал самостоятельно. В 1762 году Иеремия Позье для торжественной коронации Екатерины II в Успенском соборе в Москве, выполнил Большую императорскую корону с 4936 бриллиантами, 75 жемчужинами и огромным рубином .
В русской литературе черты стиля рококо появляются достаточно рано: эти черты можно найти у В. К. Тредиаковского в стихах, помещённых в качестве приложения к его переводу Прециозная литература прециозного романа Поля Таллемана « Езда в остров Любви » (1730) :
Покинь, Купидо, стрелы:
Уже мы все не целы,
Но сладко уязвлены
Любовною стрелою
Твоею золотою;
Все любви покорены. («Прошение любве»)
Более отчетливо стилистика рококо заметна в литературном наследии М. В. Ломоносова , но она не становится в его творчестве доминирующей, проявляясь лишь в некоторых нюансах текста . Позднее И. Ф. Богдановичем будет написана стихотворная повесть «Душенька» — вольное переложение романа Ж. Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона» (1778, полное издание 1783). Богданович создал поэму в духе рококо, отчасти стилизованную под русские народные сказки , содержавшую эротические и комические мотивы и, тем самым, противопоставленную героическим поэмам классицизма .
Неорококо — один из неостилей периода историзма и эклектики середины и второй половины XIX века, основанный на воспроизведении основных стилевых черт рококо XVIII века . В наибольшей степени этот неостиль проявился в архитектуре и оформлении интерьеров зданий . В стиле неорококо XIX века принято выделять «второе рококо», «третье рококо» конца XIX века и «четвёртое рококо» как внутристилевое течение периода модерна .
Среди архитектурных произведений, отразивших основные черты неорококо, — отдельные интерьеры Дворца великого князя Алексея Александровича в Петербурге , Парадная лестница Екатерининского дворца, созданная в 1860—1863 годах И. А. Монигетти в стиле «второго рококо» . В стиле неорококо оформлены интерьеры многих императорских резиденций второй половины XIX века: так называемая Розовая гостиная Александры Фёдоровны обставленная мебелью братьев Гамбс по эскизам архитектора А. И. Штакеншнейдера , Золотая гостиная и будуар великой княгини Марии Александровны, также созданные Штакеншнейдером и Г. Боссе .