Interested Article - Вдоль по Питерской

«Вдоль по Пи́терской» — русская песня, созданная Фёдором Ивановичем Шаляпиным на основе народных песен , и ставшая всемирно известной в его исполнении, а позже — ансамбля имени Александрова .

История песни

Песня имеет фольклорные истоки. Она представляет собой композицию из двух контрастных мелодий. В тексте соединены фрагменты трёх произведений: ямщицкая песня «Вдоль по Питерской», плясовые «Во пиру я была» и « ». Варианты этих песен встречаются в публикациях разных лет, начиная с XIX века и по настоящее время . При этом народная песня «Вдоль по Питерской» со словами

Как по Питерской по дороженьке,
По Тверской-Ямской, по Коломенской,
Едет мой милой мил на троечке,
Мил на троечке с колокольчиком,
С колокольчиком, со бубенчиком.

является поздней городской ямщицкой редакцей, тогда как в ранней деревенской версии она начиналась словами :

Не сиди, девушка, поздно вечером,
Ты не жги, не жги восковой свечи,
Восковой свечи, воску ярова,
Ты не жди, не жди дорога гостя,
Дорога гостя, дружка милова!

Песня стала исполняться Шаляпиным только в зарубежный период . Обработка песни была сделана для Шаляпина его концертмейстером Ф. Ф. Кенеманом , который гастролировал с ним в 1924 году по Америке. Песня впервые записана на пластинку в Лондоне 11 июля 1924 года на фирме « Хиз Мастерс Войс » с симфоническим оркестром под управлением Юджина Гуссена . После этой записи песня и стала регулярно звучать в концертах Шаляпина .

Место действия песни

Тверская-Ямская улица в Москве конца XIX века
Вид на Тверскую-Ямскую улицу на открытке начала XX века

Писатель и журналист Владимир Алексеевич Гиляровский , создавший «энциклопедию московской жизни конца XIX — начала XX веков» , на страницах своего издания вспоминает:

В то время все пространство между Садовой и Тверской заставой считалось ещё Ямской слободой . Предки Ермака были искони ямщики , и дом их сгорел в тот же день, когда Наполеон бежал из Москвы через Тверскую заставу. Ермак помнил этот дом хорошо, и когда по моей просьбе он рассказывал о прошлом, <…> время от времени затягивал свою любимую песню:

— Как по Питерской, по Тверской-Ямской…

Вот из этих-то рассказов-воспоминаний друга я нарисовал себе прошлое Тверской заставы.

Движение было большое, особенно было оно в начале зимы, по снегу, когда помещики приезжали проводить зиму в Москве. За дормезами и возками цугом тащились целые обозы богатых помещиков, а небогатые тоже тянулись за ними <…>.

И вижу я, слушая эти рассказы, вереницы ожидающих очереди через шлагбаум, как наконец тому или другому проезжающему, по чинам и званиям, давался пропуск, и с крыльца кордегардии унтер командовал инвалиду шлагбаума:

— Подвысь!..

Инвалид гремел цепью шлагбаума. Пестрое бревно «подвешивалось» и снова за пропущенным опускалось до нового:

— Подвысь!..

Но вот заливается по Питерской дороге курьерский колокольчик — все приходит в движение. Освобождают правую часть дороги, и бешено несется курьерская или фельдъегерская тройка. Инвалид не ждет команды «подвысь!», а, подняв бревно, вытягивается во фрунт. Он знает, что это или фельдъегерь , или курьер, или государственного преступника везут…

Все остальные обязаны были подвязывать колокольчик, не доезжая до Москвы.

Особенно много троек летело из Питера в Сибирь <…>.

И долго-долго, до тех пор, пока не выстроили Николаевскую железную дорогу , он [Ермак] лихо правил курьерскими тройками, а потом по Садовой и по Владимирке до первой станции, ближе к разбойничьим Гуслицам .

По Тверской-Ямской
С колокольчиком…

Гиляровский В. Москва и москвичи… — С. 452—454

Исполнители

В разное время с песней выступали Фёдор Шаляпин, Сергей Лемешев , ансамбль им. Александрова , Леонид Харитонов , Виктор Беседин , Юрий Гуляев , Муслим Магомаев , Ренат Ибрагимов , Владимир Маторин , Дмитрий Хворостовский .

В фильме « Приходите завтра… » песню исполняет героиня Екатерины Савиновой — Фрося Бурлакова .

В фильме « Беспредел » используется фрагмент песни в исполнении Иосифа Кобзона .

Из истории фразы, давшей название песне

Как отмечают некоторые исследователи, со слов «Вдоль по Питерской» начиналась одноимённая старинная солдатская песня .

Сама фраза стала крылатой и может использоваться в обиходной речи со значением «на виду у всех (пройти, проехать, пронестись)». Выражение встречается в тексте песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова « Знаете, каким он парнем был », посвящённой Юрию Гагарину .

Цитаты в музыке

На мелодии песни основана тема в « Вариациях на тему рококо » П. И. Чайковского .

И. Ф. Стравинский использовал тему песни в четвёртой картине балета « Петрушка ».

Обработка для оркестра русских народных инструментов принадлежит П. Н. Триодину (1946) .

Отзывы и критика

Ф. И. Шаляпин (1937—38)

В своих мемуарах Ф. И. Шаляпин так отозвался о народной песне :

…не все грустно на бесконечных российских полянах <…>. А если это так, то как же не зарядиться на тройке и не запеть?

Эх, вдоль по Питерской!..

И как же не улыбнуться до ушей над кумом , который куме от сердца притащил судака :

Чтобы юшка была,
А чтобы с юшечкой
И петрушечка,
А с петрушечкой
Целовала чтоб покрепче
Мила душечка.

Примечания

  1. Кузнецова, Татьяна . Коммерсантъ (19 сентября 2005). Дата обращения: 13 июля 2012. 4 марта 2016 года.
  2. Егорова И. Л. от 24 июля 2018 на Wayback Machine // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2
  3. от 5 октября 2019 на Wayback Machine // Новикова А. М. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX в. и народная песня: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1982.
  4. Соколов Н. Н — М.: Гос. музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, 1995—397 с. — С. 249
  5. . Голос России (21 мая 2012). Дата обращения: 16 июля 2012. 15 июля 2012 года.
  6. . Московская правда (12 октября 2011). Дата обращения: 13 июля 2012. 13 июля 2012 года.
  7. . Российская газета (13 декабря 2007). Дата обращения: 13 июля 2012.
  8. . Московский комсомолец (5 июля 2010). Дата обращения: 13 июля 2012. 13 июля 2012 года.
  9. Эстрада в России. XX век… — С. 74
  10. . Московский комсомолец (3 сентября 2009). Дата обращения: 13 июля 2012. 13 июля 2012 года.
  11. Щуплов, Александр . Российская газета. Дата обращения: 13 июля 2012. 23 августа 2012 года.
  12. Эстрада в России. XX век… — С. 366
  13. Эстрада в России. XX век… — С. 244
  14. . Независимая газета (25 сентября 2006). Дата обращения: 13 июля 2012. 4 марта 2016 года.
  15. . Завтра (10 ноября 2004). Дата обращения: 13 июля 2012. 13 июля 2012 года.
  16. . Советский спорт (24 марта 2008). Дата обращения: 14 июля 2012. 13 июля 2012 года.
  17. Харламова, Ольга Аргументы и факты (9 декабря 2005). Дата обращения: 14 июля 2012. 19 апреля 2010 года.
  18. Лучшие отрывки. (24 февраля 2017). Дата обращения: 24 октября 2018. 8 ноября 2019 года.
  19. Шулежкова С. . — М. : ФЛИНТА: Наука, 2011. — С. 81. — 848 с. — ISBN 978-5-02-037720-2 .
  20. . от 14 февраля 2022 на Wayback Machine . // Кибернетика 9.5 (1973): 400—421.
  21. Вершинина, И. Я. . — М. : Наука, 1967. — 223 с.
  22. Глотов В. А., Литвинов А. В. от 5 марта 2016 на Wayback Machine . // Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. — Т. 12. — Вып. 2. — 2013.
  23. Шаляпин Ф. И. . — М. : Гелеос, 2005. — С. 31. — 336 с. — ISBN 5-818-90444-X .
  24. Юшка, юшечка — уха . См., например, . Красноярский рабочий (16 февраля 2012). Дата обращения: 14 июля 2012. Архивировано из 17 ноября 2015 года.

Источники

Ссылки

  • (Хейс, 1924)
  • на

Логотип YouTube

Источник —

Same as Вдоль по Питерской