Максакова-Игенбергс, Мария Петровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария Петровна Макса́кова (урождённая Сидорова , 26 марта ( 8 апреля ) 1902 , Астрахань — 11 августа 1974 , Москва ) — советская и российская оперная певица (лирическое меццо-сопрано ), педагог , публицист ; народная артистка СССР (1971), лауреат трёх Сталинских премий I степени (1946, 1949, 1951).
Родилась 26 марта ( 8 апреля ) 1902 года в Астрахани , в семье служащего, саратовского мещанина Петра Сидорова и астраханской мещанки Людмилы Борисовны (на памятнике Сергеевны) Беляевой, отец которой происходил из крестьян Слободского уезда Вятской губернии .
Пела в церковном хоре, затем училась вокалу в Астраханском музыкальном училище (ныне Астраханский музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского ) у В. Н. Бородина. В 1919 году в Красном Яру состоялся дебют семнадцатилетней певицы, где она исполнила партию Ольги в опере « Евгений Онегин » П. И. Чайковского . Становление певицы происходило в оперной труппе Астраханского государственного театра оперы и балета под руководством М. К. Максакова — учителя и мужа.
В 1923 году певица вместе с мужем переехала в Москву. С. Я. Лемешев оставил воспоминания о московском дебюте М. Максаковой (партия Амнерис в «Аиде» Дж. Верди). Лемешев отмечает:
Уже тогда Максакова поразила нас особым вниманием к слову. У неё была не просто отчетливая и ясная дикция, а истинно драматическая выразительность фразы, наполненная внутренним борением страсти и ревности.
В 1923—1924 и в 1928—1953 годах — солистка Большого театра .
В 1925—1927 годах — солистка Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр ) . Участвовала в постановке первой советской оперы «За красный Петроград» А. П. Гладковского и Е. В. Пруссака, где исполнила партию Даши .
За 30 лет сценической деятельности спела множество центральных партий, лучшими из которых стали: Марфа в « Хованщине », Марина Мнишек в « Борисе Годунове », Ганна в «Майской ночи», Весна и Лель в «Снегурочке», Любаша в « Царской невесте », Ортруда в « Лоэнгрине ».
Положение певицы несколько пошатнулось в годы репрессий . Дочь певицы Л. Максакова впоследствии рассказывала:
Мужа моей мамы (он был послом в Польше) забрали ночью и увели. Больше она его никогда не видела. И так было у многих <…> После того как посадили и расстреляли мужа, она жила под дамокловым мечом, ведь это был придворный театр Сталина. Как в нём могла находиться певица с такой биографией? Её и балерину Марину Семёнову хотели отправить в ссылку. Но тут война началась, мама уехала в Астрахань, и дело как будто забылось …
Партии в операх М. П. Мусоргского принесли певице две Сталинские премии. Судя по сохранившимся грамзаписям, партии Марины и Марфы были несомненными и в своём роде неповторимыми исполнительскими шедеврами.
В 1938—1941 годах участвовала в спектаклях Государственного ансамбля оперы под руководством И. С. Козловского .
В концертном репертуаре певицы — романсы П. И. Чайковского , вокальные циклы Р. Шумана , произведения советских композиторов, русские народные песни. Часто выступала с Государственным русским народным оркестром им. Н. П. Осипова .
Одна из первых представителей советского искусства за рубежом, гастролировала в Турции (1935), Польше (1936), Финляндии (1950), ГДР (1968-69).
Преподавала вокальное искусство в ГИТИСе , где была доцентом . Возглавляла Народную певческую школу в Москве
Участвовала в жюри многих всесоюзных и международных соревнований вокалистов, занималась публицистикой. Оставила воспоминания «Жизнь на сцене».
Скончалась 11 августа 1974 года в Москве в возрасте 72 лет. Похоронена на Введенском кладбище (12 уч.).
Коллега певицы по Большому театру певец С. Я. Лемешев :
«Ей никогда не изменяет художественный вкус. Она готова скорее чуть „недожать“, чем „пережать“ (а ведь именно это зачастую и приносит исполнителю лёгкий успех). И хотя в глубине души многие из нас знают, что такой успех не так уж дорого стоит, отказаться от него способны только большие художники. Музыкальная чуткость Максаковой проявляется во всем, в том числе и в её любви к концертной деятельности, к камерной литературе. Трудно определить, какая именно сторона творческой деятельности Максаковой — оперная сцена или концертная эстрада — завоевала ей такую широкую популярность…»
Почётные звания:
Государственные премии:
Ордена и медали:
Другие награды: