Мекк, Николай Карлович фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Ка́рлович Ме́тнер ( 24 декабря 1879 ( 5 января 1880 ), Москва , Российская империя ― 13 ноября 1951 , Лондон , Великобритания ) ― русский композитор и пианист .
Николай Метнер родился 24 декабря 1879 года ( 5 января 1880 ) в Москве . Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец ― датское, мать ― шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России; в частности, по одной из линий его прадедом и прабабкой были Фридрих Альберт (Фёдор Фёдорович) Гебхард и его жена Мария Хедвиг Гебхард , оперные певцы, дебютировавшие на московской и петербургской сцене в первые годы XIX века. Первые уроки игры на фортепиано он получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, (отца Александра Гедике ). В 1892 году Метнер поступил в Московскую консерваторию , где обучался в классах , Пауля Пабста , и Василия Сафонова , и в 1900 году окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Николая Кашкина и гармонии ― у Антона Аренского .
Вскоре после окончания консерватории Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна , на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри, однако, по совету Сергея Танеева и своего старшего брата Эмилия вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном с собственными сочинениями. В 1903 году некоторые из его произведений появились в печати. Соната f-moll привлекла внимание известного польского пианиста Иосифа Гофмана , своё внимание на музыку молодого композитора обратил Сергей Рахманинов (ставший в более поздние годы одним из ближайших друзей Метнера). В 1904―1905 и 1907 годах Метнер выступил с концертами в Германии , но не произвёл на критиков особого впечатления. В то же время в России (и в особенности в Москве) у него появилось немало почитателей и последователей. Признание Метнера как композитора пришло в 1909 году, когда ему была присуждена Глинкинская премия за цикл песен на слова Иоганна Вольфганга Гёте . Первой исполнительницей ряда его песен стала Валентина Дмитриевна Философова , дочь генерала Дмитрия Философова .
Метнер принимал активное участие в деятельности « Дома песни ». Вскоре он получил место профессора фортепианного класса Московской консерватории, а в 1916 году ― ещё одну Глинкинскую премию за фортепианные сонаты. Н. К. Метнер состоял членом совета Российского музыкального издательства , учреждённого в 1909 году Сергеем Кусевицким , в котором, помимо него, состояли также Александр Гедике , Сергей Рахманинов , Александр Скрябин (позднее его место занял Александр Оссовский ), Николай Струве .
В 1921 году Метнер вместе с женой эмигрировал в Германию, где, однако, интерес к его музыке был ничтожно мал, а концертных предложений почти не поступало. Финансовую помощь Метнеру оказал Рахманинов, организовавший концертный тур пианиста по США в 1924―1925 годах. Вернувшись в Европу, Метнер осел в Париже , но там, как и в Германии, его сочинения не пользовались большим успехом. Круг друзей Метнера в это время был небольшим и состоял в основном из русских эмигрантов. Среди немногих современных ему музыкантов во Франции, почитавших его творчество, был Марсель Дюпре . 3 ноября 1927 года Метнер вместе с Цецилией Ганзен выступал в концерте, состоявшемся в доме М. Дюпре в Медоне . Они сыграли Сонату № 2 G-dur, op. 44 .
В 1927 году Метнер выступил с концертами в Советской России, а год спустя ― в Великобритании , где композитор получил звание почётного члена Королевской академии музыки и с успехом исполнил собственный Второй концерт с оркестром . Радушный приём, оказанный ему, cподвиг его на то, чтобы постоянно поселиться в Лондоне. В 1929―1930 годах Метнер провёл новую серию концертов в Северной Америке, однако сотрудничавшее с ним концертное агентство обанкротилось, и лишь с помощью Рахманинова ему удалось избежать финансовых трудностей.
Наблюдая за развитием современной ему композиторской техники, Метнер в начале 1930-х годов решил выразить в печати собственную эстетику, считавшуюся совремкнниками чересчур консервативной. В своей книге «Муза и мода», вышедшей в Париже в 1935 году, композитор изложил свои взгляды на непреложные законы искусства и выразил мнение, что модные модернистские течения в музыке являются не более чем заблуждениями, разрушающими связь между душой музыканта и его творчеством.
В октябре 1935 композитор с женой окончательно обосновался в Лондоне . Успех его концертов, частное преподавание и контракт с немецким издательством обеспечивали ему достойное существование вплоть до начала Второй мировой войны , когда Метнеры вынуждены были переехать в Уорикшир , где их приняла семья пианистки . В 1942 году у Метнера случился инфаркт , но уже в феврале 1944 он смог исполнить в Королевском Альберт-холле своё новое сочинение ― Третий концерт.
Последние годы жизни Метнера, несмотря на его болезнь, были насыщены событиями. В 1946 году индийский махараджа выделил сумму на основание Метнеровского общества, что позволило пианисту в течение ближайших лет сделать записи практически всех своих крупнейших сочинений. Эти записи составляют часть золотого фонда мировой музыкальной культуры и дают наглядное представление о мастерстве музыканта.
Скончался Н. К. Метнер 13 ноября 1951 года, похоронен в Лондоне на (Hendon Cemetery).
В 1959―1963 годах в Москве было издано собрание сочинений композитора в двенадцати томах.
В 2006 году пианистом Борисом Березовским организован («Метнер-фестиваль»). В 2006 и 2007 годах фестиваль прошёл сразу в нескольких российских городах — Екатеринбурге , Владимире и Москве . В 2016 году пианисткой Анастасией Мазанкиной в Санкт-Петербурге был основан .
Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду с Александром Скрябиным , Сергеем Рахманиновым и Сергеем Прокофьевым , в чьей тени он оставался в течение всей своей карьеры. Фортепиано занимает доминирующее место в творчестве Метнера ― у него нет ни одного сочинения, в котором не был бы задействован этот инструмент. Великолепный пианист, Метнер тонко чувствует выразительные возможности фортепиано, его произведения предъявляют к исполнителю высокие технические требования. Стиль музыки Метнера отличается от большинства его современников, в нём русский дух гармонично сочетается с классическими западными традициями ― идеальным структурным единством, мастерством полифонического письма, сонатной формой. Язык композитора практически не претерпел изменений в течение времени.
Русская и немецкая стороны музыкальной личности Метнера ярко проявляются в его отношении к мелодической составляющей, которая варьируется от русских мотивов («Русская сказка») до тончайшего лиризма (Второй концерт). Гармония Метнера насыщенна и богата, но практически не выходит за рамки, сформировавшиеся в XIX веке. Ритмическая составляющая, с другой стороны, иногда весьма усложняется ― Метнер использует различные виды полиритмии .
В наследии Метнера особое место занимают четырнадцать фортепианных сонат. Это разнообразные по масштабу сочинения, от небольших одночастных сонат из Триады до эпической e-moll’ной сонаты, соч. 25 № 2, которая в полной мере раскрывает мастерство композитора во владении крупномасштабной структурой и глубиной тематического проникновения. Среди других сочинений Метнера для фортепиано соло выделяются тридцать восемь разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как «Сказки». Три фортепианных концерта ― единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр. Камерные сочинения Метнера включают в себя три сонаты для скрипки с фортепиано, несколько небольших пьес для того же состава и фортепианный квинтет. Наконец, ещё одна область творчества Метнера ― вокальные сочинения. Более сотни песен и романсов написаны на стихи русских и немецких поэтов, в основном, Пушкина и Гёте . Фортепиано в них играет не менее важную роль, чем голос.