Interested Article - Русское фотографическое общество

Русское фотографическое общество (РФО) — крупнейший в истории Российской империи профессиональных фотографов и фотографов-любителей.

История

Пассаж Попова (в центре снимка) (1890-е гг.)

Русское фотографическое общество было основано в 1894 году в городе Москве . Главный офис располагался в Калашном переулке в доме княгини Е. Ф. Шаховской . В 1896 году в Москве прошел первый съезд русских фотографов . В 1898 году РФО переезжает в Пассаж Попова .

Уже к началу Первой мировой войны , РФО насчитывало в своих рядах около полутора тысяч членов. В числе членов общества, помимо москвичей и жителей Московской губернии , было немало представителей из столицы России города Санкт-Петербурга , а также представителей провинциальных губерний Российской империи, в частности: В. К. Вульферт, В. И. Срезневский , А. М. Лавров, К. А. Тимирязев , А. О. Карелин , С. А. Лобовиков , , С. М. Прокудин-Горский , А. С. Мазурин , М. П. Дмитриев , А. И. Трапани, Н. И. Бобир, А. М. Иваницкий , К. А. Фишер .

На заседаниях РФО выступали Николай Жуковский , Николай Умов , Климент Тимирязев , Николай Зелинский и другие видные российские учёные.

Согласно Уставу, Русское фотографическое общество содействовало « в разработке и распространении художественных, научных и технических знаний в области фотографии ».

Весной 1896 года был проведен I съезд русских деятелей по фотоделу . Начиная с 1905 года организация издавала собственный ежемесячник « Повестки Русского Фотографического Общества в Москве », а с 1908 по 1918 год — « Вестник фотографии » с иллюстрированным приложением.

Русское фотографическое общество проводило регулярные практические занятия, конкурсы, создавала базу для собственного музея, участвовало во всевозможных фотовыставках (как в России, так и за её пределами) и нередко члены РФО получали призы и премии .

До 1914 года общество провело три съезда русских деятелей по фотоделу (1896, 1908, 1911).

После Октябрьского переворота 1917 года , основной костяк организации составили составили москвичи и жители Московской губернии , в числе которых были Н. П. Андреев , А. Д. Гринберг , Ю. П. Еремин , С. К. Иванов-Аллилуев, Н. И. Свищов , З. З. Виноградов, В. И. Улитин , П. В. Клепиков, К. В. Чибисов , Б. П. Подлузский , А. В. Донде .

Общество не только не имело никакой финансовой поддержки со стороны, но и потеряло практически всё имущество во время национализации. В период с 1917 по 1922 РФО практически лишилось возможности помогать молодым талантам и многие из них так и не смогли раскрыться. Те шедевры, которые не были пущены на самокрутки и не разошлись по карманам большевиков , поступили в 1922 году в Государственный Исторический музей . Огромными усилиями энтузиастам фотографии удалось добиться от Советской власти восстановления в статусе самостоятельной организации при Государственной Академии Художественных наук (на тот момент в составе РФО оставались лишь 180 человек) .

В 1928 году правление РФО предпринимает попытку распространить деятельность организации по всей территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики . Русское фотографическое общество переименовывается во «Всероссийское фотографическое общество», в Уставе которого говорится следующее: «является правопреемником РФО, существовавшего на основании Устава 1921 года». Народный комиссариат внутренних дел СССР утвердил этот Устав 15 августа 1928 года. В периодике тех лет писалось « Русское фотографическое общество, изменившее наново свой устав в 1928 г. (на общество всероссийского масштаба), мечтало стать массовым добровольным обществом, включающим в себя руководство фотокружками ». .

В феврале того-же года, за несколько месяцев до реорганизации РФО в ВФО, ВЦИК и СНК СССР издали декрет « Об утверждении положения об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли ». Инструкция НКВД, предписывала всероссийской Фотографической организации не позднее 1 февраля 1929 года подать ходатайство о перерегистрации. Правление ВФО своевременно подало все необходимые документы, однако ответа от чекистов не получило. Причину молчания НКВД объясняет разгромная десятистраничная статья в «Советском фотографическом альманахе» за 1929 год. В этой статье (очевидно являющейся рецензией на работы членов ВФО в фотовыставке « Советская фотография за 10 лет » ), С. Евгенов утверждал: во-первых — « никакой связи или преемственности между дореволюционным фотолюбительством и советским фотолюбительским движением нет и не могло быть »; во-вторых — « советское фотолюбительство зародилось от иного корня … и развивалось параллельно культурному росту и росту материального благосостояния рабочего класса »; в-третьих — « получить признание „общественной организации“ в советской стране не так-то легко ». К тому-же после VIII съезда профсоюзов и обращения фракции Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов « основным руководителем фотодвижения было намечено ОДСК (Общество друзей советского кино) » .

Правлению ВФО, в силу всех этих обстоятельств, не оставили иного выбора, кроме самороспуска. В 1930 году организация перестала существовать, и её место заняли строители коммунизма, которые художественной составляющей практически всегда предпочитали идеологическую .

Примечания

  1. Вся Москва . Адресная и справочная книга на 1897 год. — М. : Типо-лит. В. Чичерина, 1897. — С. 743.
  2. . Дата обращения: 4 февраля 2012. Архивировано из 13 ноября 2011 года.
  3. . Дата обращения: 19 декабря 2011. 2 октября 2023 года.
  4. . Дата обращения: 4 февраля 2012. Архивировано из 13 ноября 2011 года.
  5. Русское фотографическое общество // Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия . — 1992.
  6. . Дата обращения: 19 декабря 2011. Архивировано из 29 апреля 2010 года.
  7. . Дата обращения: 12 июля 2022. 12 июля 2022 года.
Источник —

Same as Русское фотографическое общество