Дом-музей В. И. Ленина (Уфа)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мемориáльный дом-музе́й Константи́на Станислáвского — мемориальный музей, посвящённый жизни и деятельности режиссёра Константина Станиславского . Открытие учреждения состоялось в 1948 году по инициативе жены Станиславского актрисы Марии Лилиной и старшей дочери Киры Алексеевой. Музей располагается в особняке XVII века в Леонтьевском переулке , где режиссёр проживал с 1921 по 1938 год, и входит в состав Музея Московского художественного академического театра (МХАТ) . Экспозиция состоит из антикварной мебели, сценических костюмов, фотографий и архивных документов .
Особняк представляет собой одну из немногих сохранившихся московских построек XVII века . В 1690 годах на участке были построены каменные палаты, декор которых и на сегодняшний день виден со двора особняка. В XVIII - XIX веках у здания сменилось несколько владельцев: граф И. Толстой , Капитан-поручик Измайловского полка Пётр Хлопов, генерал-майор Николай Ермолов, а также Варвара Спиридонова, при которой в здании появился большой бальный зал .
После пожара 1812 года произошла первая существенная перестройка здания, когда владельцы здания оформили его в стиле ампир : появились колонны из искусственного мрамора , карнизы, на капителях и темперная роспись потолков . В конце XIX века фасад был украшен центральными и боковыми ризалитами , овальными окнами, а также пилястровыми ионическими портиками . В XX веке во дворе здания было расположено общежитие актёров МХАТа, в котором проживал советский актёр Юрий Соломин .
После революции 1917 года и начавшейся политики уплотнения Станиславский был вынужден покинуть свой дом в Большом Каретном переулке — советские власти решили обустроить там автобазу Совнаркома . Благодаря личному ходатайству наркома просвещения Анатолия Луначарского к Владимиру Ленину , Станиславскому разрешили самостоятельно выбрать новое место жительства. К 1921 году поиск здания завершился: особняк в Леонтьевском переулке, 6 отвечал главному критерию артиста — он имел хороший музыкальный зал. Станиславский прожил на втором этаже дома до 1938-го, разделив помещения на две части: жилые комнаты и оперную студию, где проходили репетиции спектаклей .
Переехав в новую квартиру в шестидясителетнем возрасте, последние десять лет своей жизни Станиславский практически не выходил из дома, работая над рукописями и проводя репетиции во внутренней студии . Из-за необходимости соблюдать постельный режим режиссёр в последние годы проводил репетиции спектаклей по телефону .
Решение об основании мемориального музея в последней квартире Станиславского было принято в 1941 году . Открытие состоялось на десятилетие со дня смерти режиссёра в 1948-м . Первым директором стала дочь Станиславского Кира, лоббировавшая создания музея. С момента основания дом-музей является филиалом музея МХАТа .
С начала 2000-х в бывшей конюшне во дворе особняка располагается театр La Stella . C 2011 по 2015 год в особняке проводилась реставрация нанятыми работниками Эрмитажа . По итогам работ кровлю заменили мауэрлатом , обновили водосточную систему, провели инженерные сети, воссоздали интерьеры слуховых окон , оформили венчающий карниз , а также отремонтировали оконные и дверные проёмы. Декор фасада был очищен, а утраченные элементы — восстановлены. цоколь центрального фасада укрепили дополнительными материалами и расчистили от налёта. Особое внимание во время работ было уделено парадной деревянной лестнице, описанной в романе Михаила Булгакова « Театральный роман » . Реставраторы заменили тамбур , ступени, тетивы , балясины и поручни, а также восстановили плафон . По просьбам сотрудников музея в ходе реставрации был оставлен знаменитый скрип деревянных ступеней .
На гнущихся ногах, со стуком в голове я выходил и с озлоблением глянул на черного Островского. Я что-то бормотал, спускаясь по скрипучей деревянной лестнице, и ставшая ненавистной пьеса оттягивала мне руки. Ветер рванул с меня шляпу при выходе во двор, и я поймал ее в луже. Бабьего лета не было и в помине. Дождь брызгал косыми струями, под ногами хлюпало, мокрые листья срывались с деревьев в саду. Текло за воротник. Описание лестницы Станиславского в романе Михаила Булгакова
В 2015 году здание стало лауреатом конкурса правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «За лучший проект реставрации объекта культурного наследия» .
Экспозиция располагается в восстановленных комнатах особняка, оформленных в стиле раннего русского ампира . Собрание составляюь историко-театральные коллекции Станиславского: антикварная мебель, книги, сценические костюмы, театральные предметы, а также семейные фотографии .
На первом этаже экспонируются предметы, посвящённые режиссируемым Станиславским спектаклям « Снегурочка », « Царь Фёдор Иоаннович », « Женитьба Фигаро », а также « Месяц в деревне ». На стеллажах, расставленных по периметру анфилады комнат первого этажа, хранятся книги из его семейной библиотеки .
Восстановленные жилые комнаты семьи расположены на втором этаже: рабочий кабинет режиссёра, столовая, « Онегинский зал», а также комнаты первой жены Марии Лилиной, где хранится хранится носовой платок с вышитой монограммой «М. А.» — «Мария Алексеева». Псевдоним «Лилина» она взяла в честь цветка, на который она, по мнению друзей, была похожа .
Центральным залом является кабинет Станиславского. Вход в комнату осуществляется через большую дубовую дверь, стилизованную под средневековье . В этой комнате режиссёр написал книги «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актёра над собой», положившие начало методу Станиславского . В кабинете деятель устраивал приёмы: его посещали артисты Иван Москвин , Василий Качалов , Ольга Книппер-Чехова , Леонид Леонидов , Василий Лужский , Борис Добронравов , Лидия Коренева , садившиеся у большого круглого стола в центре зала, в то время как сам Станиславский располагался в итальянском кресле XIX века, стоящем в углу . На стенах кабинета висят эскизы английского режиссёра Гордона Крэга к спектаклю « Гамлет » (1911 год), Александра Бенуа к « Мнимому больному » (1913 год) и « Хозяйке гостиницы » (1914 год) . Плафон кабинета украшен натюрмортами , на которых изображены круги-клетки с птицами, крылатые полуптицы-полуженщины, стручки гороха, а также сельские мотивы .
Слева от кабинета расположена столовая, стены которой украшают старинные портреты родственников режиссёра купцов Алексеевых . Рядом находится «Онегинский зал», названный в честь премьеры оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», прошедшей в 1922 году. Помещение представляет собой большую бальную комнату с белыми колоннами, в которой ученики и актёры МХАТа проводили репетиции « Царской невесты Николая Римского-Корсакова » (1926 год), « Майской дочери » (1928 год), « Богемы » (1927 год) и других спектаклей . На стенах висят картины, подаренные режиссёру художниками Александром Бенуа, Мстиславом Добужинским , Александром Головиным и другими .
Третий этаж экспозиции посвящён творчеству Станиславского в советский период . В комнатах расположена коллекция предметов из работы режиссёра над спектаклями « Дни Турбиных » (1926 год) и « Бронепоезд 14-69 » (1927 год), а также прижизненные издания книг Станиславского, переведённые на иностранные языки и альбом с графическими рисунками, обнаруженный в ходе реставрации .