Кавалеры ордена Бани
- 1 year ago
- 0
- 0
Сандуно́вские бани (в просторечии Сандуны́ ) — действующие с 1808 года по настоящее время публичные бани , памятник архитектуры в стиле бозар . Расположены в центре Москвы на углу Неглинной улицы и Сандуновского переулка . Архитектор — Борис Фрейденберг . В конце XIX века бани пользовались огромной популярностью и считались передовыми благодаря своим тогдашним владельцам Алексею Николаевичу Ганецкому и его жене Вере Ивановне Фирсановой .
Бани получили название по имени своего первого владельца и основателя Силы Николаевича Сандунова , известного актера екатерининских времен, имевшего грузинские корни.
Предыстория создания бань была крайне романтична: основатель бань комический актёр грузинского происхождения Сила Николаевич Сандунов (Силован Зандукели) был женат на драматической актрисе и певице меццо-сопрано Елизавете Семёновне Урановой , которую по взаимной любви увел из-под носа влюблённого в неё одного из самых богатых и влиятельных людей империи графа Безбородко .
Широкую известность при дворе получила эта история замужества Урановой: чтобы избавиться от настойчивых «ухаживаний» пожилого графа А. А. Безбородко , препятствовавшего её браку с возлюбленным Силой Сандуновым, она обратилась за заступничеством к императрице Екатерине II прямо во время спектакля в Эрмитажном театре . Императрица уволила директоров театров Храповицкого и Соймонова , потворствовавших притязаниям старика Безбородко.
«Сандуновская история» способствовала закреплению за Екатериной репутации добросердечной и милостливой государыни, что было важно на фоне её жестоких преследований массона-издателя Н. И. Новикова , вольнолюбивца-писателя А. Н. Радищева и других инакомыслящих. Среди историков бытует мнение, что это театральное разоблачение директоров-«злодеев», идеально соответствовавшее эстетике нарождавшегося сентиментализма , состоялось если не по инициативе императрицы, то с её ведома . Пушкин изобразил похожую сцену в романе « Капитанская дочка » . Венчание Урановой и Сандунова состоялось 14 февраля (!) 1791 года в дворцовой церкви и невесту "убирала к венцу" сама императрица.
Актёры придворного театра императрицы Екатерины II Сила Сандунов и Елизавета Уранова на бриллианты, подаренные невесте по случаю свадьбы самой императрицей, приобрели участок земли по реке Неглинной в Москве для строительства жилых кварталов и магазинов. Но вскоре их решение было изменено в пользу устройства бань. В 1808 году строительство было завершено .
В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи . В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе .
— « »
Популярность бань росла из года в год, они полностью сохранились после войны 1812 года чудом избежав гибели в пожаре Москвы . Однако, это стало причиной осложнения отношений в семье Сандуновых, опять вернувшихся после войны жить в Санкт-Петербург. Супруга Сандунова вложила свои значительные материальные средства в данное предприятие, успех которого теперь ассоциировали исключительно с именем её мужа. Такое положение дел её не устраивало, начались ссоры из-за дележа доходов и семейных расходов, на этой почве брак распался, и бани перешли в собственность Елизаветы Сандуновой(Урановой) , сохранив свое первоначальное название .
В течение XIX века бани неоднократно меняли владельцев. В 1869 году их приобрёл купец-домовладелец Иван Григорьевич Фирсанов, а после его смерти в 1881 перешли к его единственной дочери, Вере Ивановне Фирсановой (её именем названа подмосковная Фирсановка ). Вторым мужем Фирсановой стал сын генерала Николая Ганецкого офицер Алексей Ганецкий . Именно он подал идею построить на месте старых бань новые, вернувшись из поездки по баням Европы от Турции до Ирландии .
Для строительства новых бань в 1894 году Ганецкий нанял известного архитектора Бориса Фрейденберга , однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на середине и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором Сергеем Калугиным (при участии Владимира Чагина ) и открыты публике 14 февраля 1896 года .
Открытие новых Сандунов стало большим событием в светской жизни Москвы. Название бань оставили прежним, так как оно было широко известно и стало нарицательным. Эклектичные фасады трёхэтажного дворца с элементами барокко , рококо , ренессанса , готики , классицизма , фабричного стиля представили публике. Интерьеры бань были оформлены роскошно и могли соперничать своим убранством с лучшими особняками. В отделке помещений были использованы материалы, привезенные из Европы: норвежский и итальянский мрамор , кафель и плитка для пола из Англии , Германии , Швейцарии .
Новые Сандуны стали образцом банной индустрии благодаря передовым инженерным системам. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы от Бабьегородской плотины и из 700- футовой артезианской скважины . Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II ). В бане было занято до четырёхсот банщиков. Помимо гостиницы и ресторанов в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса» .
Отделения бань были рассчитаны на разных по доходам и положению людей. Цены в общие отделения варьировались от 5 до 50 копеек в зависимости от разряда. Номерные отделения Сандунов славились на всю Москву. Ценовая категория здесь была выше — от 60 копеек до 5 рублей. Три самых дорогих кабинета включали в себя пять комнат: раздевальню, гостиную, будуар , баню и парильню. Для ожидающих своей очереди было оборудовано пять отдельных залов .
«Ещё задолго до того, как Гонецкий переделал Сандуновские бани в банный дворец, А. П. Чехов любил бывать в старых Сандуновских банях, уютных, без роскоши и ненужной блестящей мишуры», — свидетельствует в книге « Москва и москвичи » В. А. Гиляровский . С мая по ноябрь 1902 года Чехов с женой снимали квартиру на Неглинной , 14, недалеко от Сандунов. В общественных банях в те годы можно было встретить прославленных актёров и писателей, высокопоставленных чиновников. В них мылись и парились Л. Н. Толстой , С. В. Рахманинов , С. М. Эйзенштейн и даже великие князья Романовы .
Всемогущий «хозяин столицы» — военный генерал-губернатор В. А. Долгоруков ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были ещё редкостью в Москве!
— « »
Купаться в бассейн Сандуновских бань приходили артисты лучших театров, и между ними почти столетний актер, которого принял в знак почтения к его летам Корш. Это Иван Алексеевич Григоровский. Он аккуратно приходил ежедневно купаться в бассейне раньше всех...
— « »
Кроме того бани посещали Владимир Долгоруков , Гаврила Солодовников , Фёдор Шаляпин :
Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху , помнишь?
— Федор Шаляпин в письме другу
Шаляпин называл Сандуны «Царь-баня», восхищаясь их огромными залами, высокими сводами, лепниной, мраморными лестницами, золотой росписью и статуями.
В советское время Сандуны продолжали носить звание лучших бань в Москве. Однако неаккуратная эксплуатация постепенно привела к существенным разрушениям их внутренних систем и фасадов . Первая значительная реконструкция была проведена в 1944 году. Она затронула внутреннее оформление, технические системы. Также были введены дополнительные удобства, соответствующие тому времени .
В качестве сервиса продолжали существовать «семейные номера», куда допускались разнополые посетители, о чём рассказано в рассказе Абрама Терца (Андрея Синявского) «В цирке» (1955). Банный комплекс состоит из нескольких зданий на Неглинной. Доходный дом Фирсановой по красной линии улицы Неглинной с мавританским двориком (строения 1 и 2) ныне занимает подразделение банка «ВТБ» . Остальные строения «банного квартала» используются по прежнему назначению .
В 1991 году Сандуновские бани были поставлены на государственный учёт как памятник архитектуры города Москвы .
Сандуны, ставшие эталоном русской бани, можно посетить с экскурсией, которые проводятся раз в неделю по вторникам.
Старейшие бани столицы признаны архитектурным и инженерным чудом и по распоряжению Правительства Москвы, Сандуновские бани взяты под государственную охрану в качестве уникального объекта культурного наследия.
В различных частях Сандуновских бань снимались фильмы: