Interested Article - Нильсен, Владимир Соломонович

Влади́мир Семёнович (Соломо́нович) Ни́льсен (настоящая фамилия: А́льпер ; 3 марта 1906 , Санкт-Петербург 20 января 1938 , Москва ) — советский кинооператор, теоретик по вопросам операторского мастерства. Жертва « большого террора ».

Биография

Юность и эмиграция

Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера Шлёмы Мовшевича (Соломона Моисеевича) Альпера и зубного врача Софьи Моисеевны Альпер . В десять лет увлёкся кинематографом. Соорудил дома кукольный театр, рисовал схемы проекционных аппаратов .

C 1921 года обучался на физико-математическом факультете Петроградского университета , в 1923 году был отчислен как «классово чуждый элемент» . Свободно владея немецким языком , нелегально перешёл границу и через Польшу перебрался в Германию .

Поступил в Штрелиц-Мекленбургский политехнический институт, который окончил в 1926 году, получив диплом электротехника. Занимался фотографией, самостоятельно освоил профессию оператора, работал кинохроникёром на нескольких немецких кинофабриках, в частных организациях, стал членом профсоюза работников немецкого кино. В 1924 году вступил в Коммунистический Союз молодёжи Германии, а затем в Компартию Германии , выдав себя за шведа по фамилии Нильсен. В Берлине нашёл дальних родственников, но жил на частных квартирах . Одно время снимал комнату вместе с Николаем Емельяновым — сыном рабочего Н. А. Емельянова , который летом 1917 года прятал Ленина от агентов Временного правительства в шалаше у Финского залива .

Через год после прибытия в Германию познакомился с секретарём советского торгпредства в Германии Елизаветой Медведовской, которая стала его гражданской женой , секретарём «Инторга» Саулом Гофманом, в лице которого он нашёл друга, влюблённого в кино, и соавтора-переводчика, старшим бухгалтером финотдела и будущим режиссёром Михаилом Дубсоном , главным инженером киноотдела торгпредства Б. А. Лагорио, который помог ему освоить новые типы кинокамер .

Новые друзья познакомили его с заведующей художественно-промышленным отделом торгпредства Марией Фёдоровной Андреевой , актрисой и гражданской женой Максима Горького , которая вскоре поручила ему опекать в Германии советских кинематографистов . В 1925 году в качестве оператора, помощника и переводчика участвовал в съёмках фильма «По Европе» Николая Лебедева , члена правления Ассоциации революционной кинематографии (АРК). Весной 1926 года на одном из закрытых просмотров фильма « Броненосец „Потёмкин“ » познакомился с Сергеем Эйзенштейном . «Это гений, я буду с ним работать. И, кажется, он этого хочет», — сказал он Саулу Гофману .

Возвращение в СССР

В 1927 году Нильсен вернулся в Советскую Россию, работал лаборантом на московской кинофабрике « Совкино » , был помощником оператора на фильмах Эйзенштейна « Октябрь » (1927) и « Старое и новое » (1929). Вскоре женился на гражданке Италии «с видом на жительство в СССР» Иде Пензо .

В 1928 году погрузился в комсомольско-молодёжную работу. Прослушав лекции на курсах «по изучению революционного движения за рубежом», «о целях и задачах МОПРа», работал в агитсекции Замоскворецкого райкома комсомола . Отмечен как хороший «докладчик по интернациональным вопросам», а в феврале 1929 года избран председателем интернациональной комиссии МК ВЛКСМ. Часто встречался с иностранной молодёжью на политических диспутах, митингах, торжественных заседаниях, выполнял поручения молодёжной секции Коминтерна .

Несмотря на активную общественную работу, его социальное происхождение, незаконный выезд и проживание за границей и женитьба на гражданке «буржуазного» государства рассматривались сотрудниками ОГПУ как обстоятельства, вызывающие недоверие и подозрение.

Осенью 1929 года по обвинению в незаконном «переходе государственной границы» Нильсен был арестован и через три месяца приговорён к трём годам ссылки. Чтобы избежать ареста жены как ЧСИР , Нильсен на время развёлся с ней, но она поехала в ссылку вместе с ним. Они провели два года на севере ( Няндома в Архангельской области, затем в городе Кудымкаре Коми-Пермяцкого округа ), где он работал на гидроэлектростанции , преподавал рабочим электротехнику, работал осветителем и киномехаником в местных клубах, оборудовал в старой бане слесарную мастерскую. В 1931 году журнал « Пролетарское кино » опубликовал его статьи о творческом методе оператора и его работе в «реконструктивный период» .

Оператор и теоретик

В 1931 году Нильсен был досрочно освобождён и возвратился с женой в Москву. Три месяца работал в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) старшим научным сотрудником, стал оператором « Союзкинохроники », где оставался по 1932 год, когда перешёл на Московскую объединённую кинофабрику «Союзкино» (с 1935 года — «Мосфильм») . По рекомендации Сергея Эйзенштейна начал преподавать в Государственном институте кинематографии (ГИК). В 1935 году был уже доцентом, а в 1936 году его назначили исполняющим обязанности заведующего кафедрой операторского мастерства ВГИКа.

В 1932 году начальник Главного управления кинофотопромышленности СССР (ГУКФ СССР) Борис Шумяцкий , восхищённый представлением «Музыкальный магазин» с участием джаз-коллектива Леонида Утёсова , решил превратить его в кинокомедию. Постановку поручили ученику и помощнику Сергея Эйзенштейна Григорию Александрову . По словам Иды Пензо, Шумяцкий предложил Александрову пригласить Нильсена в качестве оператора, поскольку тот «давно мечтает применить свои новые технические методы в комедийном жанре» .
По воспоминаниям современников, Нильсен выступал не только оператором « Весёлых ребят », но и сорежиссёром, участвовал в работе над сценарием, в подборе актёров, разработке и постановке множества трюков, придумал заставку к фильму в виде рисованных портретов Чарли Чаплина , Бастера Китона и Гарольда Ллойда , которые «в картине не участвуют», а также сцену с ласточками на проводах в виде «живых нот» . По воспоминаниям Леонида Утёсова , на съёмках Нильсен якобы стал соперником Александрова в борьбе за внимание тогда ещё малоизвестной Любови Орловой . Поначалу она явно симпатизировала Нильсену, флиртовала и с тем, и с другим, но остановила свой выбор на Александрове .

В 1933 году опубликовал книгу «Техника комбинированной киносъёмки». В 1935 году в составе делегации кинематографистов посетил Париж и Голливуд с целью изучения опыта зарубежного кинопроизводства. Стал техническим консультантом ГУКФ СССР. Вместе с Шумяцким работал над книгой «Американская кинематография».

В фильме Григория Александрова « Цирк » (1936) впервые в СССР применил метод рирпроекции и транспарантной съёмки . Отвечал за рирпроекции и другие комбинированные съёмки в фильме Сергея Эйзенштейна « Бежин луг » (1935–1937). В 1936 году в Киноиздате вышла его книга «Изобразительное построение фильма: Теория и практика операторского мастерства».

Весной 1937 года в качестве соавтора сценария, оператора и сорежиссёра приступил к работе над фильмом Григория Александрова « Волга-Волга ». В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранится машинописный вариант режиссёрского сценария с его фундаментальной правкой. О съёмках этого фильма собирался написать книгу.

Арест и расстрел

22 сентября 1937 года Нильсен возвратился в Москву после съёмок на Урале. Многих его друзей, коллег с « Мосфильма » и « Ленфильма » тем временем объявили врагами народа .

Вечером 8 октября 1937 года был арестован в номере 276 отеля « Метрополь », где проживал с супругой. Осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» УК РСФСР и 20 января 1938 года расстрелян . Место захоронения — общая могила расстрельного полигона Бутово-Коммунарка .

Реабилитирован 16 мая 1956 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР .

Семья

  • Отец — Соломон Моисеевич (Шлёма Мовшевич) Альпер, инженер-строитель, работал управляющим лесопильными заводами, затем владелец акционерного общества гидротехнических сооружений Петербурга. Мать — Софья Моисеевна Альпер, зубной врач.
  • Сестра — Эрна Соломоновна Альпер (1914— ?) .
  • Жена (с 1928 года) — Итте Пензо (Ида Петровна Пензо; 1906—1992), актриса и балерина , по второму браку — Фиттерман.

Фильмография

Библиография

Монографии
  • Техника комбинированной киносъёмки / под ред. Э. Тиссэ. — Москва: ГИ Лёгкой промышленности, 1933. — 138 с.
  • Справочник кинооператора / В. Нильсен, А. Сахаров. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1936 (Л.: тип. им. Лоханкова и тип. им. Володарского). — Переплёт, 186, [5] с.
  • Изобразительное построение фильма / Предисл.: А. А. Фёдоров-Давыдов. — Москва: Кинофотоиздат, 1936 (тип. «Искра революции»). — Суп.-обл., переплёт, 225 с.
Переводы
  • Техника кино-трюка ( нем. Der Trickfilm ) // с 40 рисунками и схемами / Гвидо Зебер; с предисл. С. М. Эйзенштейна; под ред. Э. К. Тиссэ ; пер. и перераб. В. Л. Нильсена и Саула Гофмана. — Москва: Теа-Кино-Печать, 1929. — 213 с.
  • Von R. Thun . Фильма и техника ( нем. Der film in der technik ). — пер. с нем. С. М. Гофмана, И. И. Блумберга, В. Н. Нильсена; Под ред. Э. К. Тиссе. — Москва: Теакинопечать, 1930 (Л.: гос. тип. им. Евг. Соколовой). — 238 с.

Награды

  • орден «Знак Почёта» — «За заслуги в области кино-операторского искусства» (2 февраля 1937) , также был премирован автомобилем М-1
Памятный знак
В. С. Нильсену
Открытие памятного знака в Москве на доме 4 в М. Палашёвском переулке

Память

Комментарии

  1. В Санкт-Петербурге семья проживала на улице Коломенской , дом № 18 , позже на улице Можайской , дом № 12 и, наконец, на улице Таврической , дом № 45 .
  2. Съёмки «Волги-Волги» завершал Борис Петров , изначально бывший ассистентом Владимира Нильсена. Долгое время он значился единственным оператором картины .

Примечания

  1. . Дата обращения: 25 июня 2018. 25 июня 2018 года.
  2. . Дата обращения: 25 июня 2018. 23 февраля 2018 года.
  3. . Дата обращения: 25 июня 2018. 25 июня 2018 года.
  4. Бернштейн А. // Киноведческие записки : журнал. — 2002. — № 60 . — С. 213—259 . 28 марта 2015 года.
  5. , с. 258.
  6. Минченок Д. Дунаевский — красный Моцарт. – М.: Молодая гвардия, 2006.
  7. «Верните мне свободу!» Деятели литературы и искусства России и Германии – жертвы сталинского террора. Мемориальный сборник документов из архивов бывшего КГБ / Ред.-сост. В. Калязин, В. Гончаров (Центральный архив ФСБ РФ). – М.: Медиум, 1997, с. 73.
  8. , с. 259.
  9. Минченок Дмитрий. // Московский комсомолец : газета. — 2002. — 20 сентября. — ISSN . 2 апреля 2015 года.
  10. Кунгурцева Ольга, Цымбал Всеволод. // Бульвар Гордона : газета. — 2006. — 21 марта ( № 12 (48) ). 14 октября 2009 года.
  11. , с. 299—300.
  12. . Сахаровский центр . Дата обращения: 12 февраля 2023. 24 сентября 2015 года.
  13. . Последний адрес (11 июня 2017). Дата обращения: 12 февраля 2023. 10 сентября 2017 года.
  14. Салис Римгайла. // Киноведческие записки : журнал. — 2005. — № 76 . — С. 314—343 . — ISSN . 22 января 2020 года.
  15. // Советское искусство : газета. — 1937. — 5 февраля ( № 6 (352) ). — С. 1 . 10 апреля 2021 года.

Литература

  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Масуренков Д. // Техника и технологии кино : журнал. — 2006. — № 3 . — ISSN . 29 января 2007 года.
  • Операторы советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России / сост. Н. М. Чемоданова. — М. : Киновек, 2011. — 418 с. — 500 экз. ISBN 978-5-905352-03-4 .
  • Масуренков Д. // MediaVision : журнал. — 2016. — Июнь ( № 5 (65) ). — С. 50—52 . — ISSN .
Источник —

Same as Нильсен, Владимир Соломонович