Interested Article - Эксперимент с птицей в воздушном насосе

«Эксперимент с птицей в воздушном насосе» ( англ. An Experiment on a Bird in the Air Pump ) — картина 1768 года английского художника Джозефа Райта , одна из многих картин с освещением свечами, написанных Райтом в 1760-е годы . Картина, представляющая научный опыт, необычна стилем изображения, демонстрацией благоговения, больше привычного для религиозных или исторических сцен ; для художника оказываются не менее важны чудеса технологической эры . Картины Райта, где главными героями были учёные, ремесленники, рабочие, признавались современниками необычными, однако он, провинциальный художник, не снискавший известности в высшем обществе, не имел последователей. В настоящее время его произведения являются свидетельством индустриальной революции и эпохи Просвещения в целом.

В рамках изображённого на картине естественнонаучного эксперимента воздушный насос Роберта Бойля используется для лишения птицы воздуха на глазах у публики. Реакция на происходящее у свидетелей опыта различна, но в целом интерес к происходящему преобладает над тревогой о судьбе птицы. В композиции отсутствует центральная фигура, художник будто приглашает зрителя картины присоединиться к кругу изображённых.

В настоящее время картина выставлена в 34 зале Лондонской национальной галереи вместе с картиной « Дождь, пар и скорость » Уильяма Тёрнера .

Исторический контекст

В 1659 году Роберт Бойль отдал поручение сконструировать воздушный (вакуумный) насос , который он описал как «пневматический двигатель». Насос был изобретён Отто фон Герике в 1650 году , но так как работы по его изготовлению требовали больших материальных затрат, учёные отказывались от создания механизма. Бойль, сын графа Корка , не испытывал нужды в средствах, он сконструировал две машины для себя, а одну подарил в 1659 году Королевскому обществу . Вероятно, в 1660-х годах , кроме насосов Бойля, существовало всего несколько подобных механизмов: по одному в Гааге у Христиана Гюйгенса и в Галифаксе у Генри Пауэра, и, возможно, такие насосы были в кембриджском Колледже Христа и парижской Академии Мортмора . Насос Бойля, изготовленный Робертом Гуком с поправками самого Бойля, был сложным и проблемным в применении. Многие показы проводил сам Гук, использовавший и свои навыки эффектной демонстрации, и техническое чутьё .

Несмотря на сложности, было произведено множество опытов, 43 из которых Бойль позже описал в своей книге New Experiments Physico-Mechanicall, Touching the Spring of the Air, and its Effects (Made, for the Most Part, in a New Pneumatical Engine) . Он изучал влияние «разреженного» воздуха на горение, магнетизм, звук и барометры , а также влияние давления воздуха на различные вещества. Среди экспериментов было два, проводившихся на живых существах: сороковой опыт показывал способность насекомых летать в разреженном воздухе, а сорок первый — необходимость воздуха для живых существ. Он ставился на птицах, мышах, угрях, улитках и мухах; изучалась их реакция на удаление воздуха . Непосредственно в книге был описан эксперимент с жаворонком.

Птица некоторое время казалась довольно живой; но после большего откачивания воздуха она явно стала слабеть и становиться больной, вскоре после этого забилась в яростных конвульсиях, каковые обычно бывают у домашней птицы, которой свернули шею; птица ударилась два-три раза и умерла, её грудь опала, голова склонилась, а шея вывернулась.

Ко времени создания картины Райтом воздушные насосы стали весьма распространённым научным инструментом, и странствующие лекторы (больше «шоумены», нежели учёные) часто исполняли «опыт с животным в воздушном насосе» в качестве основного номера своего выступления . Как правило, они проводились в ратушах и других больших строениях, с продажей билетов, либо показывались в частных домах для членов различных клубов, — именно такая демонстрация представлена на картине Райта . Одним из самых знаменитых и уважаемых путешествующих лекторов был Джеймс Фергюсон , шотландский астроном и вероятный знакомый Джозефа Райта. Известно, что они оба были друзьями Джона Уайтхёрста . Фергюсон отмечал, что часто вместо животного в опыте использовался надутый мочевой пузырь , так как иначе зрелище было слишком тяжёлым для любого зрителя, имеющего хоть каплю человечности .

Картина

Описание

Деталь картины

На картине размером 183 на 244 сантиметра показан белый какаду , в панике мечущийся в стеклянной ёмкости, пока воздух из неё медленно откачивается насосом. Эмоции зрителей различны: одна из девушек взволнованно следит за птицей, другая не может смотреть, и её утешает её отец; два джентльмена (один из которых бесстрастно фиксирует время эксперимента) и мальчик смотрят с интересом, в то время как двое влюблённых в левой части картины поглощены друг другом . Взгляд учёного устремлён прямо на зрителя, его левая рука лежит на клапане машины, а правая вопросительно направлена вперёд, словно экспериментатор спрашивает, продолжать ли опыт, убив птицу, или воздух стоит вернуть и спасти какаду . Кроме детей, из персонажей никто более не сочувствует птице: Давид Солкин предполагает, что объектом картины, собственно, является беспристрастное развитие научного общества. Люди сосредоточены друг на друге: отец на своих детях, молодой человек на девушке, а страдание какаду выступает лишь как объект внимательного изучения . С правой стороны виден мальчик с клеткой, и неясно, снимает ли он её, чтобы посадить туда оставшуюся в живых после эксперимента птицу, или убирает, так как ожидается смерть её обитателя.

Фрагмент эскиза

Ранний набросок картины показывает демонстратора в более обнадёживающей позе; птица на этом эскизе — обычная певчая птица.

У. Хогарт. « Четыре стадии жестокости », четвёртый отпечаток

Согласно Дженни Аглоу, фигура мальчика перекликается с фигурой с последнего из отпечатков «Четырёх стадий жестокости» Уильяма Хогарта , а Давид Фразер отмечает, что композиция также построена вокруг рассматриваемого объекта . Фигура мальчика и нейтральность экспериментатора были поздними идеями: в первом варианте мальчик отсутствует, а центральный персонаж (автопортрет Райта) обнадёживает девочек. Ясно, что птица выживет, и, таким образом, картина лишена силы финального варианта . Райт, использовавший в своём творчестве образы из английской поэзии, вероятно, знал следующий стих из «Странника» (1729) Ричарда Сэвиджа (приведён нелитературный перевод) :

Так вот, — есть Двигатель, что Воздух отвергает,
Он без дыханья божие Творенье запирает,
Оно слабеет, поникает и трепещет, и молит о Дыханьи.
Перед глазами плывёт сумра́чный Образ, — тенистая Мгла Смерти,
Но если добрый Воздух опять напоит вдоволь,
Так тотчас новые Сердцебиенья, Пульсы будут в каждой Вене,
И с прояснившегося, зажжённого жизнью Взора,
Слетит сырой туман и разлетится Мгла.

Фигуры у птицы сравнивают с позднесредневековыми изображениями Троицы

Какаду в то время был редкой птицей, такой, чьей жизнью никогда на самом деле не рисковали в подобных экспериментах . Он стал известен после иллюстраций, сделанных во время путешествий капитана Кука в 1770-х годах. До путешествий Кука какаду экспортировались как редкие экзотические птицы в клетках. Райт нарисовал одного в 1762 году в доме Уильяма Чейса, показав его как в отдельной картине «Попугай», так и в портрете Чейса и его жены . Выбрав столь редкий объект для изображения эксперимента, Райт не только достигал большей драматичности, но и, вероятно, показывал ценностные приоритеты эпохи Просвещения . Белое оперение какаду к тому же более эффектно выглядит в тёмной комнате, нежели тусклая птица в раннем наброске . Сходство с изображениями Троицы и фигурами этой картины заключается в ассоциации белого какаду с белым голубем, символизирующим Святой Дух , отца — с Христом и философа — с Отцом .

На столе разложены различные инструменты, которыми лектор может пользоваться в процессе своей демонстрации: термометр, насос для магдебургских полушарий (которые невозможно растащить, когда между ними выкачан воздух) и так далее . То, что, вероятно, является человеческим черепом в заполненной жидкостью сфере на столе, — не обычное оборудование ; Уильям Шупбах предполагает, что этот предмет и предположительно расположенная за ним свеча символизируют борьбу какаду за жизнь .

История картины

Фрагменты слева — меццо-тинто Фрая. Вероятно, эта гравюра повлияла на картину Райта (фрагменты справа)

Изначально Джозеф Райт работал в жанре портрета. Бенедикт Никольсон предполагает, что позднее Райт был впечатлён меццо-тинто Томаса Фрая ( Thomas Frye ), обыгрывающего освещение свечами, после чего Райт стал экспериментировать со светом. Первая попытка, A Girl reading a Letter by candlelight with a Young Man looking over her shoulder , была заурядной и осталась неоконченной . «Эксперимент…» входит в серию картин, запечатлевших эффекты светотени , написанных Райтом в 1765—1768 годах; среди них — « Философ, объясняющий модель Солнечной системы », « Три человека, рассматривающие гладиатора при свечах », « Философ при свете лампы », « Человек, закапывающий норы »; источники света, используемые в них, олицетворяют «свет разума» . Остаётся неопределённость, какие из европейских картин, построенных на мастерском использовании светотени, Райт мог видеть в оригинале, а не в печатном виде; среди возможных кандидатов исследователи называют нидерландских последователей Караваджо или же Годфрида Схалкена , картины которого находились в британских коллекциях в годы жизни Райта .

Как и более ранняя картина Райта «Философ, объясняющий модель Солнечной системы», «Эксперимент…» написан не на заказ и был приобретён Бенджамином Бейтсом, ранее уже купившим у Райта картину «Три человека, рассматривающие гладиатора при свечах». Не до конца понятно, за какую цену была приобретена картина, — известно о письме Райта, что слишком низкая цена может повредить ему при дальнейших продажах , его запись о том, что он получил 30 фунтов стерлингов в счёт оплаты, и нет данных, была ли выплачена полная сумма .

Райт выставлял картину в 1768 году в Обществе художников и в том же году вновь представлял её Кристиану VII, королю Дании . Обозреватели отметили, что картина «умна и энергична» , а Гюстав Флобер , видевший картину во время своего путешествия в 1865—1866 годах, описывает её как «очаровательно простую и глубокую» . Картина так популярна, что Валентайн Грин выполнил по ней меццо-тинто , которое было издано Джоном Бойделлом 24 июня 1769 года . Листы меццо-тинто с картины Райта первоначально продавались за 15 шиллингов. В XVIII и XIX веках гравюра с картины переиздавалась, но имела всё меньший успех . Историк искусства Элис Уотерхаус назвал эту картину «одним из совершенно оригинальных шедевров британского искусства» .

От Бейтса картина перешла к Уолтеру Тайреллу, а член его семьи Эдвард подарил её Национальной галерее, когда в 1854 году картину не удалось продать на аукционе. В 1929 году картина перешла в галерею Тейт , хотя на тот момент она была одолжена Музею и художественной галерее Дерби (с 1912 по 1947 год ) . Картина была одолжена на выставки в Национальную художественную галерею Вашингтона в 1976 году, в Национальный музей изящных искусств Стокгольма в 1979—1980 годах, в Париж, Нью-Йорк и Тейт в 1990 году. С 1986 года картина была обратно отозвана в Национальную галерею ; её состояние было описано как хорошее, но с лёгкими изменениями, видимыми на некоторых фигурах. Последнее очищение картины проходило в 1974 году .

Картина неоднократно использовалась в качестве иллюстрации к книгам, как художественным, так и научным. Она породила и имитации: например, обложку к « Науке плоского мира » Терри Пратчетта , Иена Стюарта и Джека Коэна, выполненную художником Полом Кидби, который заменил фигуры Райта изображениями главных героев книги . Ш. Стивенсон, вдохновлённый картиной Райта, написал пьесу An Experiment with an Air Pump , получившую в 1997 году премию Маргарет Ремси. Премьера пьесы состоялась в Манчестере в Royal Exchange Theatre (1998).

Примечания

  1. , p. 178.
  2. , p. 40.
  3. в базе данных Лондонской национальной галереи (англ.)
  4. , pp. 481—520.
  5. , pp. 104—106.
  6. West, John B. (англ.) // Journal of Applied Physiology : journal. — 2005. — Vol. 98 , no. 1 . — P. 31—39 . — doi : . — . 25 апреля 2009 года.
  7. , p. 41.
  8. Elliott, Paul. The Birth of Public Science in the English Provinces: Natural Philosophy in Derby, c. 1690–1760 (англ.) // (англ.) : journal. — 2000. — 1 January ( vol. 57 , no. 1 ). — P. 61—100 . — doi : .
  9. , pp. 337—338.
  10. Baird, Olga . Revolutionary Players—Museums, Libraries and Archives—West Midlands (2003). Дата обращения: 10 апреля 2007. Архивировано из 29 сентября 2007 года.
  11. . National Museum of American History, Smithsonian Institution. Дата обращения: 30 июня 2008. Архивировано из 5 июня 2008 года.
  12. Jones, Jonathan . The Guardian (1 ноября 2003). Дата обращения: 12 января 2007. Архивировано из 25 апреля 2009 года.
  13. , p. 247.
  14. , p. 339.
  15. , p. 123.
  16. , p. 19.
  17. , p. 45.
  18. , p. 340.
  19. , pp. 58—61.
  20. First mentioned in Busch 1986, in the chapter «Wright und sein Rekurs auf die christliche Bildtradition», pp. 29-49; Egerton 1998, p. 340
  21. , p. 114.
  22. Согласно другим предположениям, в ёмкости находятся лёгкие, непосредственно связанные с демонстрацией, или даже сера, служащая для освещения сцены в результате химической реакции.
  23. , p. 39.
  24. . Энциклопедия Кругосвет . Дата обращения: 31 августа 2011. Архивировано из 27 сентября 2011 года.
  25. Egerton (1998), pp. 334—335, и Nicolson (1968), pp. 39-40 и 47. Waterhouse (1978), на странице 285 говорится, что Райт «должен был видеть некоторые работы Хорнхорста или Схалкена».
  26. Nicolson 1968, p. 105
  27. , p. 235.
  28. , p. 342.
  29. , p. 286.
  30. Egerton 1998, 332. «Egerton (1990)» — каталог выставки 1990 года Wright of Derby в Лондоне, Париже и Нью-Йорке.
  31. Egerton 1998, p. 334
  32. (англ.) . BBC . Дата обращения: 2 октября 2011. Архивировано из 23 февраля 2005 года.

Литература

  • Boyle, Robert. Works of the Honorable Robert Boyle (неопр.) . — (англ.) , 2003. — С. 740. — ISBN 0-7661-6865-4 .
  • Brooke, John Hedley. (англ.) . — Cambridge University Press , 1991. — P. . — ISBN 0-521-28374-4 .
  • Busch, Werner. Joseph Wright of Derby, Das Experiment mit der Luftpumpe: Eine Heilige Allianz zwischen Wissenschaft und Religion (нем.) . — Frankfurt am Main: Fischer, 1986.
  • Egerton, Judy. Wright of Derby. — Tate Gallery, 1990. — 296 p. — ISBN 1-85437-037-5 .
  • Egerton, Judy. . — National Gallery Publications, 1998. — 456 p. — ISBN 1-85709-170-1 .
  • Harrison, James. (англ.) / Farthing, Stephen. — London: Quintet Publishing Ltd, 2006. — P. . — ISBN 1-84403-563-8 .
  • Hockney, David. (англ.) . — New York: Studio Books, 2001. — ISBN 0-670-03026-0 .
  • Guilding, Ruth, and others, William Weddell and the transformation of Newby Hall , Jeremy Mills Publishing for Leeds Museums and Galleries, 2004, ISBN 0-901981-69-9 , 9780901981691,
  • Jardine, Lisa. (неопр.) . — HarperCollins , 2004. — ISBN 0-06-053897-X .
  • Kimmelman, Michael . The New York Times (7 сентября 1990). Дата обращения: 10 апреля 2007. Архивировано из 25 апреля 2009 года.
  • . The National Gallery. Дата обращения: 12 января 2007. Архивировано из 7 февраля 2007 года.
  • Nicolson, Benedict. Joseph Wright of Derby (неопр.) . — The Paul Mellon Foundation for British Art Pantheon Books, 1968.
  • Shapin, Steven. (англ.) // (англ.) : journal. — 1984. — November ( vol. 14 , no. 4 ). — P. 481—520 . — doi : .
  • Solkin, David. ReWrighting Shaftesbury: The Air Pump and the Limits of Commercial Humanism // Early Modern Conceptions of Property (Consumption & Culture in 17th & 18th Centuries) (англ.) / John Brewer. — Routledge, an imprint of Taylor & Francis Books Ltd, 1994. — P. 599. — ISBN 0-415-10533-1 .
  • Uglow, Jenny. (неопр.) . — London: Faber and Faber , 2002. — С. 588. — ISBN 0-571-19647-0 .
  • Waterhouse, Ellis. . — Penguin Books, 1978. — 388 p. — ISBN 9780140560015 .
Источник —

Same as Эксперимент с птицей в воздушном насосе