Interested Article - Робер, Юбер

Юбе́р Робе́р , Робер из Руин ( фр. Hubert Robert , Robert des Ruines ; 22 мая 1733 , Париж 15 апреля 1808 , там же) — французский живописец и рисовальщик , один из крупнейших пейзажистов неоклассицизма ; романист , получивший известность картинами с изображениями античных руин и идеализированной природы римской Кампаньи.

Биография

Каприччо классических руин с лодками. Ок. 1760 г. Холст, масло. Художественный музей Чейзена, Висконсин. США

В 1745 1751 годах Юбер Робер учился у иезуитов в парижском Коллеж де Франс . В 1751 году обучался в мастерской скульптора Мишеля-Анж Слодца . В 1753 году отправился в Рим вместе с послом Франции Этьеном-Франсуа де Шуазёлем (у его отца служил отец Робера). С 1759 года — во Французской академии в Риме .

В Риме он провёл одиннадцать лет, учился у мастера живописных ведут Джованни Паоло Паннини , познакомился с Джованни Баттиста Пиранези , оказавшим на него большое влияние, дружил с Жаном-Оноре Фрагонаром , аббатом де Сен-Ноном , другими художниками и коллекционерами искусства. Подолгу жил на вилле д’Эсте в Тиволи . В 1760 году вместе с Фрагонаром посетил Неаполь , осматривал раскопки Помпей .

По возвращении во Францию в 1765 году Робер был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры (1766), представив картину «Порт Рипетта в Риме». В 1767 году выставил тринадцать картин и множество рисунков на Парижском салоне . Стал архитектором королевских садов, канцлером Академии. Оформлял интерьеры резиденций короля, королевы и высших придворных ( в Версале , дворцы в Меревиле, Эрменонвиле ).

В 1778 году, когда было принято решение об открытии музея в Лувре , Юбер Робер, был назначен хранителем Королевского музея ( фр. Garde du Museum ) с поручением подготовить к выставке шедевры из королевской коллекции . До 1793 года художник жил в Лувре, в Большой галерее , специально отведённой под мастерские королевских живописцев.

Художник в своей камере (автопортрет во время шестимесячного заключения в парижской тюрьме Сен-Лазар). Слева над дверью видна латинская надпись: «Carcer Socratis Domus Honoris» (Тюрьма для Сократа — дом чести), справа на раме стола: «Dum Spiro Spero» (Пока дышу, надеюсь). 1793. Акварель, тушь, чёрный мел. Музей Карнавале , Париж

Во время Французской революции , в октябре 1793 года был арестован по подозрению в нелояльности, заключён в тюрьму Сент-Пелажи, затем в тюрьму Сен-Лазар. Освобождён в 1794 году после падения диктатуры Робеспьера .

На протяжении заключения Робер не оставлял занятия рисованием и живописью. Он создал ряд картин и множество рисунков со сценами из тюремной жизни; кроме того, расписывал на продажу тарелки. Даже после освобождения тема заточения и свободы продолжала занимать существенное место в его творчестве .

Скончался в 1808 году, в возрасте 74 лет, от апоплексического удара. Похоронен на парижском кладбище Отой .

Творчество

Помимо произведений Паннини и Пиранези, а также ведут венецианских живописцев, Робера вдохновляли картины Н. Пуссена , писавшего столетие назад в Италии идиллические «пейзажи с мифологическими фигурами», а также антикизированные пейзажи римской Кампаньи К. Лоррена , который изображал античные руины, море, корабли, небо и заходящее солнце. Робер также изображал собственные фантазии на античные темы, свободно совмещая памятники древнеримской архитектуры, на самом деле находящиеся в разных местах, а на фоне их величественных руин писал современные фигуры: обычных крестьян, бродяг, прачек, возчиков, художников на этюдах, археологов-любителей, подобно тому, как это делал в своих пейзажах А. Маньяско .

Со временем Робер стал работать ещё смелее, «не только совмещая в одной картине памятники архитектуры античного Рима, расположенные в разных местах, но и представлять невиданные каналы и водоёмы с переброшенными через них арками, набережные с колоннадами и никуда не ведущими проспектами, совсем как у Пиранези… Робер увидел в руинах Вечного города не статичный классический идеал, а вечное движение, динамику жизни. Мотивы его искусства были классицистическими, а живописная фактура: игра света и тени на воде, камнях, поросших мхом и кустарником — романтической. Композиции своих архитектурных пейзажей Робер выстраивал по правилам фронтальной перспективы, обычно с низким горизонтом, подчёркивая монументальность, контрасты светотени и масштабов — грандиозности зданий и маленьких, затерянных фигурок людей, увлечённых своими бытовыми делами и будничными заботами» .

Вернувшись из Италии в Париж, Юбер Робер оказал влияние на многих французских художников, в частности на Л.-Г. Моро Старшего . По оригиналам Робера гравировал Р. Де Сен-Нон . Романтические ведуты Робера называли « каприччо ».

Картины Робера высоко ценили современники. О художнике писал в поэме «Воображение» (L’Imagination) ( 1806 ) Жак Жак Делиль . Вольтер избрал этюды Робера для украшения своего замка в Фернее .

Картины Робера пользовались успехом у российских аристократов и самой императрицы Екатерины II . Так они стали частью екатерининского классицизма в России. В 1802 году Юбер Робер стал «Почётным вольным общником» Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Картины Робера, приобретённые российской императрицей, ныне экспонируются в Белом зале Государственного Эрмитажа . Только в собрании Эрмитажа насчитывается пятьдесят две картины Робера .

Робер работал по заказам графа А. С. Строганова для картинной галереи Строгановского дворца в Санкт-Петербурге, Н. Б. Юсупова для его коллекции в Архангельском , М. С. Воронцова для его дворца в Алупке , в Крыму.

Художник имел обыкновение оставлять на полотнах фирменные метки. В каждой картине среди надписей на стене руины, на здании, памятнике, отдельном камне, и даже на клейме коровы, можно найти имя: «Hubert Robert», «H. Robert» или инициалы «H.R.». На некоторых картинах среди изображённых персонажей художник оставлял свой автопортрет (седовласый мужчина средних лет).


Наследие и память

За свою жизнь Робер создал около тысячи картин и около десяти тысяч рисунков. Его произведения представлены в Лувре , музее Карнавале , во многих музеях Европы , США , Канады , Австралии .

О живописном мире художника снят документальный фильм Александра Сокурова «Робер. Счастливая жизнь» ( 1996 ).

Примечания

  1. Willk-Brocard N. Une histoire d’amour Hubert Robert et la Grande Galerie // Grande Galerie. Le Journal du Louvre. — Vol. 4, 2008. — Pp. 70—71
  2. Sarah Catala. (англ.) . The Metropolitan Museum . Дата обращения: 6 ноября 2021. 7 октября 2021 года.
  3. Frédérique Baumgartner. : [ 8 октября 2021 ] // Journal18. — 2019. — № 8.
  4. Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. — Л.: Искусство, 1971. — С. 148—154
  5. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 263—264
  6. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог 1. — Л.: Аврора, 1976. — С. 225—227

Литература

  • Власов В. Г. Робер Юбер // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 263–264. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — Рис. 143. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
  • Сомов А. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1899. — Т. XXVIa. — С. 858.
  • Каменская, Т. Д. Гюбер Робер, 1733—1808. — Л. : Государственный Эрмитаж, 1939.
  • Немилова, И. Картины Гюбера Робера на литературные сюжеты в собрании Эрмитажа. — М. : Искусство, 1956.
  • Дьяков Л. А. Гюбер Робер. — М. : Изобразит. искусство, 1971.
  • Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. — Л. : Искусство, Ленинградское отделение, 1984.
  • Ямпольский, М. Смерть и пространство (Сокуров, Юбер Робер) // О близком. Очерки немиметического зрения. — М. : Новое литературное обозрение, 2001. — С. 124—146. — 240 с. — (Научная библиотека). — 3000 экз. ISBN 5-86793-141-2 .
  • Cayeux, Jean De. Hubert Robert et les jardins. — Paris: Herscher, 1987. — 160 p. — ISBN 2-7335-0144-5 .
  • Radisich, Paula Rea. . — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1998. — 207 p. — ISBN 0-521-59351-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Робер, Юбер