Фюссли, Иоганн Каспар (энтомолог)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоганн Каспар Ла́фатер ( нем. Johann Caspar Lavater ; 15 ноября 1741 , Цюрих — 2 января 1801 , Цюрих ) — швейцарский писатель, богослов и поэт, писал на немецком языке. Заложил основы криминальной антропологии .
В Цюрихе изучал богословие, путешествовал по Германии .
По возвращении издал сборник стихотворений «Schweizerlieder» (1764), за которым последовал сборник богословского содержания «Aussichten in die Ewigkeit».
С 1768 года до самой смерти Лафатер занимал должность сначала приходского диакона , а потом пастора в своём родном городе.
В 1769 году Лафатер в открытом письме предложил иудейскому богослову и философу Мозесу Мендельсону (1729—1786) опровергнуть догматы христианства , а если он не сможет это сделать, то принять христианство, Мендельсон направил Лафатеру письма, в которых он, не отказываясь от иудаизма , обошёл острые углы проблемы. Полемика Мендельсона с Лафатером вызвала живой интерес современников и сочувствие общественности к Мендельсону, под её давлением Лафатер был вынужден принести Мендельсону публичное извинение. Известная картина « Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону » Морица Даниэля Оппенгейма изображает воображаемую встречу между Мозесом Мендельсоном, драматургом и литературным критиком Готхольдом Эфраимом Лессингом (1729—1781) и Лафатером. На самом деле Лафатер и Мендельсон встречались только один раз и при этой встрече Лессинга не было.
С 1769 года он стал собирать материалы для «Физиогномики», которая вышла в 1772—1778 годах, в Лейпциге и Винтертуре , с большим количеством гравюр популярных гравёров того времени («Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe»).
В 1775—1778 годах вышло французское издание, в Гааге , ещё более удачное в отношении рисунков. Физиогномика стала главной целью жизни Лафатера, хотя он продолжал заниматься богословскими трудами и проповедями ; популярность его, как убежденного и просвещенного пастора, была так велика, что путешествия Лафатера по Европе были рядом триумфов. Обаяние личности Лафатера не могло быть поколеблено остроумными нападками Лихтенберга («Fragment von Schwärzen»), Музеуса («Physiognomische Reisen») и др. на «Физиогномику».
Лафатер написал ещё несколько библейских эпопей и сборников религиозной лирики («Jesus Messias», «Joseph von Arimathia», «Psalmen Davids», «200 christliche Lieder») и два раза издавал свои сочинения, в 1774—1781 годах ( ) и в 1784—1785 годах («Sämmtliche kleinere prosaische Schriften»).
На философские взгляды Лафатера повлияли, по мнению некоторых исследователей, одновременно пиетизм и либерализм . В своих проповедях он отождествляет «веру» и «любовь». Установление компромисса между взглядами церкви и взглядами общества было постоянной целью Лафатера; он даже старался примирить животный магнетизм Месмера со спиритуализмом религии и позитивизмом науки.
В 1796 году за протест против оккупации Швейцарии французами он был выслан из Цюриха , но через несколько месяцев вернулся.
Лафатер трагически погиб, пытаясь увещевать пьяных французских мародёров; один из них выстрелил в Лафатера, который от этой раны и умер. Перед смертью он простил убийцу, запретил его разыскивать и даже посвятил ему стихотворение: «An den Grenadier N., der mich schoss». Об уважении, окружавшем Лафатера в глазах современников, ярко свидетельствует, между прочим, тон, каким Карамзин , в «Письмах русского путешественника» (1789), повествует о встрече с Лафатером
Изложение деловой стороны предмета поминутно прерывается у Лафатера разными лирическими отступлениями: он то поучает читателей, то бранит врагов физиогномики, то цитирует физиогномические наблюдении Иисуса сына Сирахова , Цицерона , Монтеня , Бэкона , Лейбница и т. д., то внезапно предается отчаянию при мысли о непознаваемости существа вещей, причём иллюстрирует свою мысль изображением кающегося царя Давида , ослепленного небесным светом.
Теория физиогномики Лафатера — положение о том, что человек есть существо животное, моральное и интеллектуальное — вожделеющее, чувствующее и мыслящее.
Эта природа человека выражается во всей его фигуре; поэтому физиогномика в широком смысле слова обнимает всю морфологию человеческого организма, соприкасаясь с хирогномией, подоскопией и т. п.
Но так как наиболее выразительным «зеркалом души» является у человека голова, то физиогномика может ограничиться изучением черепа и лица человека.
Интеллектуальная жизнь человека выражается в строении и очертаниях черепа и лба: моральная и чувственная жизнь — в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щёк; животные качества человека символизируются складом рта и линиями подбородка. Центральный орган лица — глаза, с окружающими их нервами и мускулами.
Лицо человека, таким образом, делится как бы на «этажи», соответственно трём основным элементам, составляющим всякую «душу». Соответственно этим этажам, и физиогномика должна распасться на три отдела.
Физиогномию Лафатер определяет как известный, постоянно присущий данному субъекту склад лицевых черт и мускулов.
Соответственно этому каждая из трёх основных частей физиогномики должна распадаться на два полуотдела: «физиогномический» в тесном смысле изучающий данное лицо в состоянии покоя, и «патогномический», изучающий лицо в состоянии волнения; патогномика есть физиогномика в движении — то, что можно назвать «динамикой» лица, в противоположность лицевой «статике».
Установив такую теорию, Лафатер, однако, не следует ей на практике и не возвращается к ней в отдельных своих фрагментах, в которых анализирует лица своих современников и великих людей разных времен по их портретам, постоянно ссылаясь на «физиогномический такт» или «наблюдательный дар» читателя и ничем не мотивируя тех или иных психологических выводов. В результате получается ряд интересных частностей, очень заманчивых и интересных для «большой публики», но не имеющих никакой научной достоверности.
По Лафатеру,
Гёте вполне верно определил физиогномику Лафатера, как «гениальную эмпирию», то есть научный дилетантизм .
Посмертное издание сочинений Лафатера сделано Л. Геснером («L’s nachgelassene Schriften», Цюрих, 1801—1802). Из позднейших изданий распространено: «L.-'s Physionomik im Auszuge» (Цюр., 1860). О Лафатере писали: Bodemann, «L. nach seinem Leben, Leben und Wirken dargestellt» (Гота, 1856); Fr. Muncker, «L. Eine Skizze seines Lebens und Wirkens» (Штуттг. 1883). На русский язык физиогномика Лафатера переведена в 1817 г. О физиогномике с современной точки зрения см. сочинение Пидерита : «Мимика и физиогномика» (перевод частью напечатан в журнале «Артист», 1891, № 13; 1892, № 21; 1893; № 32).