Interested Article - Чинуль

Чину́ль ( кор. 지눌, 知訥; 1158–1210) — корейский буддийский наставник, основатель школы Чоге Созерцательного направления буддизма. Мирская фамилия — Чон ( кор. 정, 鄭), прозвание — Могуджа́ ( кор. 목우자, 牧牛子), посмертный почётный титул — наставник государства Пури́ль Поджо́- кукса́ ( кор. 불일보조국사, 佛日普照國師).

Жизнеописание

Родился в области Тон- чу (ныне округ Сохын- кун провинции Хванхэ- пукто ) в знатной семье. В детстве был болезненным ребёнком, и отец дал обет в случае исцеления отдать сына в монастырь. Мальчик выздоровел и в восьмилетнем возрасте был пострижен в монахи с именем Чинуль .

В 1182 г. Чинуль сдал монашеский экзамен, дававший ему право претендовать на административные должности, но отказался от карьеры и вместе с несколькими друзьями дал обет создать Братство сосредоточения и мудрости ( кор. 정혜결사 Чонхе кёльса , 定慧結社), члены которого могли бы, отрешившись от мира, посвятить себя духовной практике .

Поскольку возможности немедленно осуществить свой обет будущие члены братства не имели, Чинуль удалился в монастырь Чхонвон- са ( кор. 청원사, 淸願寺), где, ежедневно читая « Сутру помоста шестого патриарха » и практикуя медитацию, обрёл первое пробуждение . После этого, изучая Трипитаку и медитируя в монастыре Помун- са ( кор. 보문사, 普門寺), он в 1185 г. достиг второго, более глубокого, пробуждения .

В 1188 г. члены Братства сосредоточения и мудрости смогли найти подходящее место для совместной практики в монастыре Коджо- са ( кор. 거조사, 居組寺 . Спустя несколько лет, когда число учеников Чинуля значительно возросло, было принято решение о переводе общины на новое место, для чего был избран монастырь Кильсан- са ( кор. 길상사, 吉祥寺) — ныне Сонгванса ( кор. 송광사, 松廣寺). Направляясь туда, Чинуль задержался для усиленной медитации в ските Санмуджу- ам ( кор. 상무주암, 上無住庵), где, изучая записи китайского чаньского наставника Дахуэя ( кит. 大慧; 1089–1163), обрёл третье и окончательное пробуждение .

С 1200 г. Чинуль возглавлял монастырь Кильсан- са . В 1205 г. эта обитель по указу государя получила название общины Сусон- са ( кор. 수선사, 修禪社), а гора Сонгван- сан , где она находилась, была переименована в Чоге- сан ( кор. 조계산, 曹溪山) — то есть получила имя той горы, где некогда обитал патриарх Хуэйнэн .

Чинуль скончался в Сусон- са в окружении учеников в 1210 г. Его духовным преемником стал Хесим ( кор. 혜심, 惠諶; 1178–1234) .

Мировоззрение и влияние на корейскую буддийскую традицию

Для мировоззрения Чинуля была характерна тенденция к гармоничному сочетанию методов Созерцательного и Доктринального направлений буддизма . Этот подход был унаследован сначала его учениками, а затем — и корейской буддийской традицией в целом.

Кроме того, Чинулю принадлежит заслуга популяризации в Корее метода медитации с использованием коанов , характерного для линии Линьцзи Южной школы Чань — именно это направление Чань представлял наставник Дахуэй .

Составленный Чинулем для своих учеников свод правил поведения в настоящее время принят в большинстве традиционных корейских монастырей.

Примечания

  1. (кор.)
  2. , p. 20.
  3. , p. 21–22.
  4. , p. 22–24.
  5. , p. 24–25.
  6. , p. 26–28.
  7. , p. 28–29.
  8. , с. 2416а.
  9. , p. 30.
  10. , p. 33–35.
  11. , p. 50–56.
  12. , p. 83–85.
  13. , p. 87.
  14. .

Литература

  • Болтач Ю. В. «Слово наставления людям, впервые [обращающим] помыслы [к] учёбе» ( Ке чхо сим хак ин мун ) корейского буддийского наставника Пуриль Почжо- кукса Чинуля (1158–1210) // Буддийская культура : история, источниковедение, языкознание и искусство : Шестые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир» : материалы конференции. — СПб. : Гиперион, 2015. — С. 185–197 .
  • Пульгё тэсаджон 佛敎大辭典 (Буддийская энциклопедия) / сост. Кильсан 吉祥. — Сеул 서울 : Хонпобвон 弘法院, 2001. — [10], 2907, [2] с.
  • Buswell R. E., Jr . Tracing Back the Radiance : Chinul’s Korean Way of Zen. — Honolulu : University of Hawaii Press, 1992. — xiv, 232 p. — ISBN 0-8248-1427-4 .
  • Mu Soeng Sunim . Thousand Peaks : Korean Zen — Tradition and Teachers. — Berkeley : Parallax Press, 1987. — x, 222 p. — ISBN 0-938077-03-1 .

Same as Чинуль