Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Дарсе́ ( фр. Jean d'Arcet ) или д’Арсе — французский ученый-химик, всю свою жизнь посвятивший преподаванию, науке и развитию национальной промышленности в самый критический момент Великой французской революции . Его известная работа о поведении минералов при высоких температурах привела к улучшению классификации минералов и открытию способа изготовления твёрдого фарфора из местного французского сырья, который сделал Францию независимой от внешних источников и трансформировал Севр во всемирно известный центр керамической промышленности.
Дарсе сделал множество весьма важных для промышленности открытий; так, он усовершенствовал способ приготовления пороха, указал дешевые технические способы получения разных солей, ввел улучшения в составление бронзовых сплавов. Он открыл сплав (сплав Дарсе), который нашёл применение в промышленности и используется даже в наше время. Он получил премию за решение вопроса о предохранении золотильщиков от испарений ртути. Им указан также метод разделения золота и серебра посредством кипящей серной кислоты. Дарсе был членом Академии наук , директором монетного пробирного отделения. Большая часть его работ помещена в «Annales de chimie et de physique».
Жан Дарсе родился 7 сентября 1724 года в Одиньёне, вблизи Доази, Новая-Аквитания, ныне департамент Ланди, Франция. Сын Маргариты Одиньён и Франсуа Дарсе. Его отец был судьей в Доази и известен по всей Гаскони. Мать Дарсе умерла в 1728 году и его отец женился На Жанне д'Арбин. В возрасте 12 лет Жан поступил в католическую школу, где впервые показал интерес к наукам, а после окончания в 1740 году решил изучать медицину на медицинском факультете в Бордо, против пожеланий своего отца. Отец хотел чтобы он изучить право и делал карьеру в судебной системе. В результате, отец лишил его наследства. Для того чтобы выжить в Бордо Жан начал давать уроки латинского и греческого детям буржуазии. В конце концов, один из его молодых друзей, Огюстен Ру , будущий известный врач, порекомендовал его Шарлю Монтескье . Таким образом в 1742 году в возрасте 18 лет он стал тютором одного из сыновей Монтескье, . Работая в этом качестве, он помогал Монтескье собирать материалы для шедевра Монтескье «О духе законов» ( фр. De l'esprit des lois ).
В 1762 году Дарсе закончил своё медицинское образование и, хотя 18 ноября он был назначен на факультет медицины ( фр. docteur-régent ), он никогда не практиковал медицину. Его интерес к науке привел его к посещению курса химии самого известного фармацевта того времени Гийома Руэля . Влияние Руэля было настолько сильным, что он не только начал работать вместе с ним, но и посвятил остаток всей своей жизни изучению химии. Одним из главных факторов в назначении Дарсе в Колледж Франции в 1774 году было то, что среди всех кандидатов, он был единственным, кто сделал химию своим главным занятием.
В декабре 1774 года Дарсе стал главой кафедры экспериментальной химии в Коллеж де Франс ( фр. Collège de France ). Его инаугурационная речь явилась символом успехов развития химии XVIII века, что было резким изменением в традициях Коллежа не только потому, что ему было разрешено прочитать речь на французском языке вместо латинского, но и без традиционных для Коллежа одежд. Разрешение на чтение лекций на французском языке было еще одним из новшеств в общественных отношениях, что фактически показывало, что в латыни не хватало современных терминов, чтобы выразить надлежащим образом научные мысли. Сами же лекции Дарсе не были столь отличными от предыдущих научных лекций, читаемых в Коллеже; к тому же, он очень хорошо знал латынь и греческий, как видно из его ранней деятельности в качестве наставника на обоих языках.
Создание кафедры экспериментальной химии в Коллеже сопровождалось обещаниями королевских министров Тюрго и Мальзерба в обеспечении помещений и оборудования для научно-исследовательской лаборатории. Эта оказалось не совсем так, помещения для лаборатории были предоставлены, но не средства для оборудования. Дарсе должен был поставить своё собственное оборудование, реактивы и топливо, за которые он заплатил из своей зарплаты (в это время 1 200 франков). Он был трудоголик, и это было делом его гордости - преподавать науку на самом передовом для того времени уровне. В 1778 году он заверил министерство, что его демонстрации и эксперименты были столь же полными, как если бы он давал частные платные лекции.
Курс химии Дарсе в Коллеже следовал более или менее построениям, заданным Руэлем, в которых химия объяснялась вдоль линий минералов, животного и растительного мира. Зал во время его лекций был всегда полон. Дарсе преподавал в Коллеже де Франс 27 лет; он стал известен как замечательный лектор - содержанием лекций, ясностью изложения и логикой рассуждений. Признание Академией ( фр. Académie des sciences ) пришло поздно для Дарсе. 4 апреля 1784 года в возрасте 59 лет, он был избран членом академии ( фр. associé chimiste supernuméraire ) взамен умершего , и оставался членом до его упразднения в 1793 году. Национальный конвент 8 августа 1793 года вотировал упразднение академий, « как учреждений аристократического характера, позорящих науки и ученых ». 25 октября 1795 года Директория , по предложению аббата Грегуара , учредила « на истинных началах республиканского равенства » Национальный Институт наук и искусств ( фр. Institut national des sciences et des arts ), на который возложена обязанность « собирать открытия и совершенствовать науки и искусства » и Дарсе стал одним из первых его членов.
Постепенно изучение теоретической химии вело Дарсе к применению своих знаний на практике. Первая возможность появилась вместе с графом , занимавшимся предпринимательством и интересующимся химией. В то время все изделия из качественного фарфора импортировались из Китая и Японии; все усилия Франции по производству твёрдого фарфора ( фр. porcelaine dure ) на основе собственного сырья не удавались. После смерти герцога Орлеанского, его управляющий обратился к Бранка, утверждая, что в его лаборатории нашли способ изготовления твёрдого фарфора из сырья, найденного во Франции. Бранка чрезвычайно заинтересовался в этом и купил оставшиеся материалы и образцы. Затем он обратился к Руэлю, чтобы тот посоветовал ему химика для помощи в этом проекте. Руэль рекомендовал Дарсе. В 1768 году были открыты первые залежи каолинита в к югу от Лиможа . Дарсе изучил более чем 200 образцов почвы, минералы и оксиды металлов в каждом образце, пока в конце концов не обнаружил порядок изготовления твёрдого фарфора. Изменения, которые он сделал в составе смеси допускали изготовление и обжиг больших ваз как одно целое, что ранее не представлялось возможным. Ранее каждое изделие состояло из 5 или 6 отдельных фрагментов, связанных вместе для обжига. Покрытие из фарфора также было изменено и сделано более привлекательным; он разработал процесс фумигации, который впоследствии применялся в лакокрасочных печах, чтобы придать фарфору радужный и более красочный вид; он также разработал важные улучшения печей для обжига фарфора.
После оккупации Ганновера во время Семилетней войны , Дарсе получил возможность в изучении местных медных и железных рудников, а также металлургической промышленности. Первой крупной работой Дарсе была длинная серия экспериментов по воздействию сильного тепла на полезные ископаемые. Он опубликовал на эту тему две важные работы в 1766 году и 1771 (Mémoires Sur lAction de Feu Dans un Grand Nombre de Terres). Результатом явился доклад, зачитанный в Академии, являвшийся расширением и улучшением работ , который в 1746 году обнаружил, что глинистые почвы и камни, хоть и не сплавляются при нагревании в одиночку, но сплавляются при нагревании в правильных пропорциях с известковыми почвами. Результаты Дарсе помогли прояснить представления о классификации минералов, они также привели к улучшению производства твердого фарфора во Франции. За этим последовали работы по воздействию тепла на алмазы и другие драгоценные камни, в которых он продемонстрировал полное сжигание алмаза при нагревании как и фундаментальные отличие алмазов от других драгоценных камней, таких как рубины и изумруды.
Во время работ над сплавами Дарсе в 1775 году разработал легкоплавкий сплав, состоящий из 3 частей олова, 8 частей — висмут, и 5 частей из свинца, который переходит в жидкое состоянии при температуре кипения воды. Сплав получил его имя (сплав Дарсе) и до сих пор применяется в производстве. Дальнейшая работа по сплавам в сотрудничестве с , его помощником в Коллеж де Франс, позволила Дарсе разработать метод выделения меди из церковных колоколов и продемонстрировать этот метод для производства пушек.
В 1789 году во время выборов в Генеральные штаты , Дарсе был выборщиком от Парижа и участвовал в выборе делегатов от столицы. Также как выборщик являлся членом Постоянного комитета во время штурма Бастилии . Для решения тяжёлого финансового дефицита Учредительное собрание в 1789 постановило, что все церковное имущество должно быть предоставлено в распоряжение нации; как следствие этого большое количество колоколов оказалось на рынке и с ними большое количество меди, доступного в форме колокольного металла, сплава, содержащего от 20 до 25 % олова. Рассматривались возможности их использования: продать их как таковые, продать на отдельные компоненты или сплавить их с определённым количеством меди для того, чтобы они могли быть использованы для производства пушек, звонкой монеты или статуй. Дарсе в сотрудничестве с Пеллетье и Фуркруа сделали наиболее важные вклады в решение этой проблемы.
В результате, в 1793 году, когда срочно необходимо было большое количество меди для изготовления пушек, Комитет общественного спасения постановил уничтожение всех церковных колоколов. Инструкции, описывающие как методы Пеллетье и Фуркруа были опубликованы и рекомендованы в деталях и помогли обеспечить медь революционному правительству в самый критический момент отражения вторжения Первой коалиции . Во время пика якобинской диктатуры из-за его тесной связи с герцогом Орлеанским , финансировавшим часть его исследований и который был судим и обезглавлен 6 ноября 1793 года, Дарсе был внесён в список подозреваемых, что неминуемо вело к гильотине. Он был спасен вмешательством Антуана Фуркруа , который объяснил Робеспьеру истинную природу его отношения с герцогом и важность Дарсе для Франции и науки. После этого инцидента Дарсе скрывался некоторое время со своей семьей.
В конце 1800 года, во время Консулата , Бонапарт включил прославленного учёного в Сенат Франции. Дарсе стал одним из первых сенаторов и отдал весь свой интеллект и талант на пользу стране. В течение последних лет своей жизни Дарсе служил в правительственных комиссиях и комитетах и предоставил несколько отчётов для рассмотрении в Академии.
Дарсе умер 12 февраля 1801 года в возрасте семидесяти шести лет, вероятно, от подагры. Основатель сравнительной анатомии и палеонтологии Жорж Кювье произнёс прощальную речь во время похорон ( фр. Éloge funèbre ).
Через год после смерти его друга и учителя Руэля, Дарсе женился на дочери Руэля, Франсуазе Амели в 1771 году. Невесте тогда было 18 лет, она умерла в 1791 году в возрасте 38 лет. У них было четверо детей, два мальчика (один из них умер в младенчестве) и две девочки. Его сын, тоже известный химик; подобно отцу, вместе с которым он работал первое время, обращал главное внимание на прикладную химию.