Мюнхгаузен, Карл Фридрих Иероним фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Фри́дрих Карл фон Савиньи́ ( нем. Friedrich Carl von Savigny ; 21 февраля 1779 , Франкфурт-на-Майне — 25 октября 1861 , Берлин ) — немецкий правовед и историк, юрист, представитель исторической школы права .
Фридрих Карл фон Савиньи родился в гугенотской семье, принадлежавшей к лотарингскому дворянскому роду, один из представителей которого в 1630 году — в период новой волны гонений на протестантов (вскоре после падения Ла-Рошели ) — переселился в Германию. Фамилия Савиньи происходит от названия замка, расположенного в Мозеле .
В 13 лет Фридрих Карл осиротел. В 1795 году Савиньи поступил в Марбургский университет . Большое влияние на него оказали Антон Бауэр , один из реформаторов уголовного права Германии, и , специалист по средневековому праву. Затем Савиньи продолжил обучение ещё в нескольких университетах, включая Лейпцигский , Гёттингенский и Йенский университеты . В 1800 году он вернулся в Марбургский университет, где в должности приват-доцента читал лекции по уголовному и римскому праву .
В 1803 году г. он выпустил в свет работу «Право владения» ( нем. Das Recht des Besitzes ), сразу принесшую ему известность и до сих пор сохраняющую своё значение. В следующем году Савиньи женился на Кунигунде Брентано , сестре писательницы Беттины фон Арним и поэта Клеменса Брентано .
В 1810 году Савиньи занял кафедру римского права в только что основанном Берлинском университете . Вместе с Савиньи туда были приглашены и другие знаменитые учёные того времени. Среди тех, кто стал близкими друзьями Савиньи, были юрист Карл Фридрих Эйхгорн и историк Бартольд Георг Нибур . Среди его многочисленных учеников был, в частности, Карл Густав Хомайер .
Одновременно Савиньи возглавлял специальный юридический орган, Spruch-Collegium , который должен был рассматривать дела, переданные ему судами. В 1812 году Савиньи стал ректором Берлинского университета.
В 1814 году Савиньи выпустил работу «О призвании нашей эпохи в законодательстве и юриспруденции» ( Vom Beruf unserer Zeit für Gesetzgebung und Rechtswissenschaft ), в которой были изложены основные идеи исторической школы права . Начиная с 1815 года Савиньи вместе с Эйхгорном издавал «Журнал исторической юриспруденции» ( ), «рупор» исторической школы, выходивший в свет до 1850 года. Тогда же вышел первый том фундаментального труда «История римского права в Средние века» ( Geschichte des römischen Rechts im Mittelalter ). Последующие тома выпускались до начала 1830-х.
После тяжёлой болезни, перенесённой в 1822 году, Савиньи отправился в путешествие и надолго отошёл от работы. В 1840-х годах он выпустил ещё один фундаментальный труд, многотомную «Систему современного римского права» ( System des heutigen römischen Rechts ). В 1842 году Савиньи покинул профессорский пост и возглавил особый орган, выделенный из министерства юстиции для проведения реформы по пересмотру законодательства Пруссии при только что взошедшем на престол короле Фридрихе Вильгельме IV .
В 1853 году Савиньи издал работу, посвящённую обязательственному праву . В дальнейшем он отошёл как от юридической, так и от государственной деятельности. В 1861 году он умер в Берлине .
Сын Фридриха Карла фон Савиньи — прусский политический деятель Карл Фридрих Савиньи . Имя Фридриха Карла фон Савиньи носит площадь в берлинском районе Шарлоттенбург .
Савиньи был одним из ярчайших представителей исторической школы права, основателем которой был его старший современник Густав Гуго . Он считал, что право каждого народа складывается постепенно из исторической судьбы этого народа, местных обычаев и традиций и т. д., объединяемых Савиньи под общим понятием «народного духа» ( Volksgeist ). Следовательно, законодательная деятельность не может вестись произвольно, невозможно за короткое время сломать создаваемую веками правовую систему и навязать народу чуждые ему законы. Реформы права должны проходить постепенно. По этой причине Савиньи возражал сторонникам теории естественного права и современным ему предложениям о кодификации германского права.
Работа «О призвании нашей эпохи в законодательстве и юриспруденции» была ответом на публикации видного юриста Антона Фридриха Юстуса Тибо , писавшего о необходимости создания общегерманского кодекса.
Другим важным направлением деятельности Савиньи было изучение римского права . Савиньи в своих работах продемонстрировал, что римское право не прекратило существование с падением Западной Римской империи , а продолжило существовать в законах, обычаях и работах юристов Средневековья , пока не было возрождено в работах глоссаторов . По мнению Савиньи, германское право восприняло многие институты римского права; рецепция римского права сыграла большую роль в развитии германского «народного духа». В зависимости от отношения к рецепции римского права в исторической школе сложились два течения: романисты, к которым принадлежал Савиньи, и германисты, которые отрицали влияние римского права.