Тьеполо, Якопо
- 1 year ago
- 0
- 0
Якопо Пальма Младший , Пальма иль Джоване ( итал. Jacopo Palma il Giovane ), собственно Якопо ди Антонио Негретти (Нигретти) ( итал. Jacopo di Antonio Negretti ; ок. 1548, Венеция — 17 октября 1628, Венеция) — итальянский живописец и офортист , представитель венецианской школы . Внучатый племянник Якопо Пальмы Старшего .
Якопо Пальма Младший родился в семье живописца Антонио Негретти и Джулии Брунелло, и был внучатым племянником живописца Якопо Пальмы Старшего . В подписях, монограммах и рукописных комментариях к своим рисункам называл себя и членов своей семьи по прозванию дяди своего отца: «Пальма» ( итал. рalma — ладонь). Он рано начал заниматься живописью по стопам Пальмы иль Веккьо и брата своей матери Бонифачо де Питати (Bonifacio de' Pitati) по прозванию Бонифачо Веронезе (Bonifacio Veronese — Бонифачо Веронец), также известного в своё время живописца .
В 1564 году герцог Урбино Гвидобальдо II делла Ровере во время визита в Венецию оценил художественные способности Якопо и пригласил его к своему двору в Пезаро , где с небольшими перерывами Якопо жил до 1567 года, изучая герцогские коллекции, а затем, в мае 1567 года, герцог отправил его на четыре года в Рим к своему послу Траяно Марио. В Риме Пальма Младший начал работать под влиянием Рафаэля и Тинторетто , копировал некоторые картины Тициана , с которым он позднее сотрудничал и завершал последнюю картину Тициана « Пьета » (1576) .
В 1582 году Пальма Младший женился на Андриане Фондра, которая доставляла художнику много беспокойств по причине своего характера, ситуация усугубилась преждевременной смертью двух детей. Андриана умерла в феврале 1605 года. Художник скончался в 1628 году, при этом ни один из его наследников (дочери Креция и Джулия, внуки Андриан и Джакомо) не продолжил живописное искусство Пальмы.
Живописный талант Якопо Пальмы Младшего формировался в период кризиса искусства венецианской школы и интенсивного развития римского маньеризма , приёмы которого он смог усвоить за четыре года своего пребывания в Риме. В 1570 году Пальма вернулся в Венецию, где ему было непросто найти заказчиков из-за того, что его стиль посчитали «центрально-итальянским». Чтобы вернуться к привычным особенностям искусства венецианской школы, но с уроками позднего маньеризма, Пальма последовал примеру Тинторетто , отчасти ориентируясь на Веронезе (особенно на его рисунки пером) и на живопись Якопо Бассано . Только к 1580 году Пальма нашел собственный стиль , который он последовательно развивал, особенно в качестве рисовальщика, до конца своей жизни .
В 1577 году при пожаре во Дворце дожей были уничтожены многие картины Карпаччо, Беллини, Веронезе и Тициана. По рекомендации скульптора Алессандро Витториа , помимо Тинторетто, Веронезе и Якопо Бассано, Пальма также получил заказы на воссоздание интерьеров, в частности картин потолка в зале Великого совета (Sala del Maggior Consiglio).
Якопо Пальма много работал по заказам венецианских церквей и монастырей. После смерти Тинторетто в 1594 году он оставался одним из ведущих художников Венеции, по мнению его современников — положение, которое он мог удерживать до своей смерти в 1628 году (Веронезе умер в 1588 году, Якопо Бассано в 1592 году). Пальма также получал заказы от иностранных дворов: от германского императора Рудольфа II и польского короля Сигизмунда III .
Сохранилось большое количество рисунков , выполненных мелом и пером, и двадцать семь офортов Якопо Пальмы Младшего. Сборник гравюр, основанных на его рисунках, был опубликован Якопо Франко в 1611 году под названием «Благородство и превосходство очертаний» (De excellentia et nobilitate delineationis). Пальма считается важнейшим рисовальщиком венецианской школы 1590-х годов. Графические работы Пальмы уже при его жизни высоко ценились коллекционерами и в большом количестве приобретались в частные коллекции в XVII—XVIII веков. Существует мнение, что значение Пальмы для истории искусства как рисовальщика даже больше, чем как живописца, что также свидетельствует о становлении рисунка в качестве самостоятельного вида искусства в период позднего Возрождения и итальянского маньеризма .