Interested Article - Фридрих, Каспар Давид

Каспа́р Дави́д Фри́дрих ( нем. Caspar David Friedrich ; 5 сентября 1774 , Грайфсвальд , Шведская Померания 7 мая 1840 , Дрезден , Королевство Саксония ) — немецкий живописец и график , пейзажист , один из ключевых европейских художников XIX века; в паре со своим другом Филиппом Отто Рунге — крупнейший представитель раннего немецкого романтизма , лидер кружка так называемых дрезденских романтиков . Член Прусской (с 1810) и Дрезденской академий художеств (с 1818).

Биография

Автопортрет. Около 1800
Бумага, чёрный мел. 42 × 27,6 см
Государственный музей искусств , Копенгаген

Детство и ранние годы

Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года в семье мыловара Адольфа Готлиба Фридриха и его жены Софии Доротеи в университетском городке Грайфсвальд на балтийском берегу Шведской Померании . Был шестым из десяти детей, воспитывался в строгих лютеранских устоях. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 году от тифа умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат .

В 1790 году получил первые уроки рисования. Через своего учителя познакомился с теологом Людвигом Козегартеном и творчеством живописца Адама Эльсхаймера , что оказало на него существенное влияние. Также обучался литературе и эстетике у Томаса Турильда .

Портрет Каспара Давида Фридриха работы Каролины Бардуа , 1810

В 1794—1798 годах Фридрих обучался изобразительному искусству в престижной Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене , где занимался у Кристиана Августа Лоренцена и Енса Юля . После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене в 1798 году, создавая гравюры, офорты и ксилографию .

Каспар Давид Фридрих и круг романтиков

Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л. Тика , Новалиса , Г. фон Клейста , а также Ф. О. Рунге ; в 1810 познакомился с И. В. Гёте , а в 1821 — с В. А. Жуковским (оказывавшим ему поддержку, как и еще один российский источник — великий князь Николай Павлович , посетивший его студию в 1820); был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом . Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем , оказал большое влияние на его творчество.

Крест в горах (Теченский алтарь). 1808
Странник над морем тумана . 1818
Северный Ледовитый океан или «Гибель „Надежды“ во льдах». 1823—1824

В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на остров Рюген в Балтийском море ; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу ; также посещал Богемию и горы Крконоше в частности; часто бывал в родном Грайфсвальде.

До 1807 года работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией ), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 году к живописцу пришёл публичный успех (ещё в 1805 году он победил на конкурсе «Друг искусства», организованном Иоганном Вольфгангом Гёте ). Великий немецкий поэт по достоинству оценил его творчество и ввёл в художественные круги Германии .

Ранние работы

Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807); «Теченский алтарь», или «Крест в горах», 1808; обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея; «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург; «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея; все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.

Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешённо созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчёркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов ( гробницы сказочных исполинов , руины храмов и монастырей), подчёркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен . Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.

Фридрих и романтическая живопись

Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи « … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов» [ источник не указан 321 день ] . Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение. Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера , жившего тремя веками ранее. Один из характерных для Фридриха приёмов — приём перенесения зрителя в пространство картины. Фигура часто изображается обращённой к ландшафту, заворожённо погружённой в созерцание, так что зритель получает здесь своеобразную «точку вхождения» в бесконечный мир.

Известные работы

В своём программном произведении « Этапы жизни » (Die Lebensstufen) Каспар Давид Фридрих изобразил человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии. Другая из наиболее популярных его картин, известная как « Море льда или Крушение „Надежды“ во льдах » (1823—1824), создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.

Среди других известных картин мастера — «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), « Странник над морем тумана » (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков «Французский стрелок в еловом лесу», 1812, частное собрание, Германия; — с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась).

С 1824 года был профессором дрезденской Академии художеств . Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчёркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.

Последние годы и смерть

Этапы жизни или «Три возраста жизни». 1835. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.

В 1835 году художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Он скончался в бедности в Дрездене, практически забытый в художественных кругах и оставленный даже своими учениками. Его творчество вновь было открыто в 1890-е годы, когда его стал популяризировать норвежский искусствовед Андреас Ауберт. На определённый период забытое искусство Фридриха вновь привлекло внимание в XX веке, начиная с эпохи сюрреализма . Предпринимались попытки обоснования роли Фридриха в возникновении абстрактной живописи. Франческо Арканджелли находил общие позиции в планировке картин немецкого художника и Пита Мондриана , а Роберт Розенблюм сравнивал «Монаха на берегу» Фридриха и «Зелёное на синем» (1956) Марко Ротко .

Литературные произведения

  • Стихотворения/ Пер. С. Аверинцева // Поэзия немецких романтиков. М.: Художественная литература,1985, с. 250.

Избранные живописные произведения

Галерея

Примечания

  1. Rauch A. : Painting in Europe between two Revolutions / Alexander Rauch // : Architecture, Sculpture, Painting, Drawings, 1750-1848 : [ англ. ] / edited by Rolf Toman. — Cologne : Ullmann & Könemann ; Princes Risborough : J. Wilson, 2000. — P. 442—443. — 520 p. — ISBN 978-3-8331-3556-9 . — OCLC .
  2. Власов В. Г. Дрезденские романтики // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / Виктор Власов. — СПб. : Азбука-Классика, 2005. — Т. III : Г—3. — С. 522—525. — 743, [1] с. : ил. — 3000 экз. ISBN 5-352-01119-4 . — ISBN 5-352-01516-5 (т. III).
  3. , с. 3.
  4. , с. 5.
  5. , с. 2.
  6. , с. 13.
  7. , с. 6.
  8. Ходаковский Е. В. Каспар Давид Фридрих и архитектура: монография. СПб. : Дмитрий Буланин, 2003.
  9. , с. 42.

Литература

Энциклопедии и справочники
  • Власов В. Г. Дрезденские романтики // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / Виктор Власов. — СПб. : Азбука-Классика, 2005. — Т. III : Г—3. — С. 522—525. — 743, [1] с. : ил. — 3000 экз. — ISBN 5-352-01119-4 . — ISBN 5-352-01516-5 (т. III).
  • Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 25, 26, 27, 28, 33, 59, 98, 183–190. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1 . — OCLC .
  • / Д. П. Шульгина // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 621–622. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5 .
  • Busch W. Friedrich, Caspar David / W. Busch // Allgemeines Künstlerlexikon : Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : [ нем. ] / Saur; hrsg. von Eberhard Casten [et al.]. — München, Leipzig : Saur, 2005. — Bd. 45 : Freyer — Fryderyk. — S. 147–152. — LII, 539 S. — ISBN 3-598-22740-X . — ISBN 3-598-22785-X (Bd. 45). — OCLC .
  • Freitag W. M. : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. . — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 3831–3866. — ISBN 0-8240-3326-4 . — LCCN . — OCLC .
  • Jensen J. C. / Jens Christian Jensen // : [ англ. ] : in 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 778–784. — XII, 916 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — LCCN . — OCLC .
  • / Alain Montandon // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 527–528. — 728 p. — ISBN 2-7000-0152-4 . — OCLC .
  • / Paul F. Schmidt // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten des In- und Auslandes : [ нем. ] : in 37 Bd. / herausgegeben von Ulrich Thieme. — Leipzig : E. A. Seemann, 1916. — . — S. 464–468. — 614 S. — OCLC .


Альбомы и выставочные каталоги
  • Guillaud M.; Guillaud J. Caspar David Friedrich, line and transparency. Exhibition catalogue, Centre Culturel du Marais. Paris, New York: Rizzoli International Publications, 1985. ISBN 0-8478-5408-6
  • Rewald S. : Paintings and Drawings from the USSR : [ англ. ] : exhibition, held at The Art Institute of Chicago from November 1, 1990, to January 6, 1991, and at The Metropolitan Museum of Art from January 23, 1991, to March 31, 1991 / essays by Robert Rosenblum and Boris I. Asvarishch; edited by Sabine Rewald. — New York : Metropolitan Museum of Art, distr. by H. N. Abrams, 1990. — 122 p. — ISBN 0-87099-603-7 . — ISBN 0-8109-6402-3 . — LCCN .
  • Vaughan W, Caspar David Friedrich, 1774—1840: Romantic Landscape Painting in Dresden. Catalogue of an Exhibition Held at the Tate Gallery, London, 6 September — 16 October 1972, London: Tate Gallery, 1972. ISBN 0-900874-36-8
  • Федотова Е. Д. Каспар Давид Фридрих / автор текста Елена Федотова. — М. : Белый город, 2002. — 64 с. : цв. ил. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0502-1 .


Статьи и монографии
  • Азадовский К. М. Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха // Проблемы романтизма : сб. статей / Сост. А. М. Гуревич. — М. : Искусство, 1971. — Вып. 2.
  • Груздев А. А. Образ «идеального собора» в творчестве Каспара Давида Фридриха // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. 2022. № 3-1. С. 200—212.
  • Дзери Ф. Фридрих : Путник над морем тумана / Федерико Дзери ; пер. с ит. Е. Суржанинова. — М. : Белый город, 2004. — 48 с. — (Сто великих картин). — ISBN 5-7793-0387-8 .
  • Дюпети М. Каспар Давид Фридрих. Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. — Киев, 2003. — 32 с.
  • Раздольская В. И. «Аллегория мира». К. Д. Фридрих // Европейское искусство XIX века : классицизм, романтизм / Вера Раздольская. — СПб. : Азбука-классика, 2005. — С. 268–300. — 365, [2] с. : ил., портр., цв. ил., портр. — ( Новая история искусства ). — 4000 экз. ISBN 5-352-01156-9 .
  • Тарасов Ю. А. Из истории немецкого романтизма : Каспар Давид Фридрих. Филипп Отто Рунге / Ю. А. Тарасов ; Санкт-Петербургский гос. ун-т.. — СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. — 238, [1] с., [8] л. цв. ил., портр. : ил., портр. — 300 экз. ISBN 5-288-03864-3 .
  • Ходаковский Е. В. Каспар Давид Фридрих и архитектура : монография / Е. В. Ходаковский. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. — 120 с. : портр., цв. ил. — ISBN 5-86007-381-X .
  • Boele V.; Asvarishch B., Boele V.; Foppema, F. Caspar David Friedrich and the German Romantic Landscape, Amsterdam: Hermitage Amsterdam, 2005. ISBN 978-90-400-8568-0
  • : [ англ. ] / Albert Boime. — Chicago, IL; London : University of Chicago Press, 1990. — xxvii, 706 p. : ill. — (A Social History of Modern Art ; vol. 2). — ISBN 0-226-06335-6 . — LCCN . — OCLC .
  • Caspar David Friedrich : [ нем. ] / Helmut Börsch-Supan. — 5., überarb. Aufl. — München ; Berlin [u.a.] : Prestel. — 207 S. : überw. Ill. — ISBN 3-7913-3333-X .
  • Caspar David Friedrich : Ästhetik und Religion : [ нем. ] / Werner Busch. — München : Beck, 2003. — 222 S. : Ill., graph. Darst. — ISBN 3-406-50308-X .
  • Eiermann W. Schmidhauser D. Caspar David Friedrich und die Vorboten der Romantik. München: Hirmer Verlag, 2023. ISBN 978-37774-413-44
  • Griffiths A.; Carey F. German Printmaking in the Age of Goethe, London: British Museum Press, 1995. ISBN 0-7141-1659-9
  • Johnston C.; Leppien H.; Monrad K. Baltic Light: Early Open-Air Painting in Denmark and North Germany, New Haven: Yale University Press, 1999. ISBN 0-300-08166-9
  • Koerner J. Caspar David Friedrich and the Subject of Landscape. New Haven: Yale University Press, 1990. ISBN 978-1-86189-439-7
  • Rosenblum R. Modern Painting and the Northern Romantic Tradition: Friedrich to Rothko. New York: Harper & Row, 1975. ISBN 0-06-430057-9
  • Noll T. Die Landschaftsmalerei von Caspar David Friedrich: Physikotheologie, Wirkungsästhetik und Emblematik. Voraussetzungen und Deutung. München: Deutscher Kunstverlag, 2006. ISBN 978-3-422-06612-0
  • Schulze U. Ruinen gegen den konservativen Geist. Ein Bildmotiv bei Caspar David Friedrich. Worms: Wernersche Verlagsgesellschaft, 1987, ISBN 978-3-88462-510-1
  • Zschoche H. Caspar David Friedrichs Rügen. Eine Spurensuche. Husum: Verlag der Kunst Dresden, 2007. ISBN 978-3-86530-086-7
  • Stapf D. Caspar David Friedrich. Die Biografie. OKAPI Verlag, Berlin 2019. ISBN 3-9479-6502-8
  • Stapf D. Caspar David Friedrichs Wanderer. Franz Christain Boll und die Kunst der Romantik. OKAPI Verlag, Berlin 2019. ISBN 3-9479-6504-4

Ссылки

  • в Web Gallery of Art (англ.)
  • . Artcyclopedia . Дата обращения: 12 ноября 2017.
Источник —

Same as Фридрих, Каспар Давид