Interested Article - Ортега-и-Гассет, Хосе

Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т ( исп. José Ortega y Gasset , 9 мая 1883 ; Мадрид 18 октября 1955 ) — испанский философ , публицист , социолог и эссеист , сын литератора (исп.) .

Биография

Обучался в колледже отцов-иезуитов « » ( , Малага ). В 1904 году окончил Мадридский университет Комплутенсе , защитив при этом докторские тезисы «El Milenario» («Тысячелетний»). Затем семь лет провёл в университетах Германии, с предпочтением Марбургского , где в то время работал Герман Коген . По возвращении в Испанию получил назначение в Мадридский университет Комплутенсе, где и преподавал до 1936 года, когда началась гражданская война .

В 1923 году основал « Revista de Occidente » («Западный журнал»), который служил делу «сравнивания Пиренеев» — европеизирования Испании, тогда изолированной от современного (по тому времени) культурного процесса. Являясь убежденным республиканцем, Ортега был вождём интеллектуальной оппозиции в годы диктатуры генерала Примо де Риверы (1923—1930), поддержал свержение короля Альфонса XIII и установление Второй Республики , был одним из основателей « » (1931), избирался гражданским , а затем депутатом от провинции Леон . Однако, очень скоро Ортега начал разочаровываться в том направлении, которое обрело политическое развитие республики. Во время дебатов по проекту Конституции Второй Республики, проходивших с 27 августа по 9 сентября 1931 года, в своем выступлении, отметив достоинства проекта, в то же время указал на то, что в нём заложены «бомбы замедленного действия», в частности, по региональному и религиозному вопросам. Пребывая ещё год в депутатском кресле, продолжал критиковать Республику, центральным пунктом чего стала его знаменитая речь « (исп.) » («Исправление Республики»), произнесенная им в декабре 1931 года.

Начало испанской гражданской войны в июле 1936 года застало Ортегу больным [ источник не указан 3159 дней ] . Через три дня после начала противостояния к нему в дом явился отряд вооружённых коммунистов, которые потребовали от него поставить подпись под манифестом в поддержку правительства Народного фронта и с осуждением «государственного переворота». Ортега отказался их принять, и во время жёсткого разговора между ними и его дочерью ей удалось убедить пришедших, что надо составить более короткий и менее политизированный текст, который в результате Ортега и подписал вместе с другими интеллектуалами (впоследствии Ортега описал этот эпизод в своей статье «En cuanto al Pacifismo»). В том же месяце Ортега покинул Испанию и удалился в изгнание — сначала в Париж , затем в Нидерланды , Аргентину и Португалию .

В происходившей в Испании гражданской войне, Ортега-и-Гассет фактически не поддерживал ни одну из сторон, видя как в коммунистах, социалистах и анархистах, получивших преобладание среди республиканцев, так и в фалангистах, поддержавших Франко , представителей массового общества, против которого он и выступал. Находясь в изгнании, жёстко критиковал тех западных интеллектуалов, которые выступили в поддержку Народного фронта, полагая, что они не разбираются ни в истории, ни в современных им реалиях Испании.

По возвращении в 1948 году в Мадрид совместно с Хулианом Мариасом создал Гуманитарный институт, где преподавал и сам. До конца жизни оставался открытым критиком франкизма (как, впрочем, и коммунизма ).

Публицистическая деятельность

В 1914 году Ортега опубликовал свою первую книгу — «Размышления о Дон-Кихоте» (Meditaciones del Quijote) и прочитал знаменитую лекцию «Старая и новая политика» (Vieja y nueva política), в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки [ кто? ] считают это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к падению монархии.

Сочинения Ортеги, такие как «Размышления о Дон-Кихоте» и «Бесхребетная Испания» (España invertebrada, 1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как «Тема нашего времени» (El tema de nuestro tiempo, 1923) и « Дегуманизация искусства » (La deshumanización del arte, 1925). В прологе к «Размышлениям о Дон-Кихоте» можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он даёт определение человека: «Я есть „я“ и мои обстоятельства» («Yo soy yo y mi circunstancia»), то есть человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории.

Международная известность пришла к Ортеге в 1930-х годах , когда появился его труд «Rebelión de las masas» (« Восстание масс »); впервые опубликована на русском языке в журнале « Вопросы философии », 1989, № 3—4). Метафизика Ортеги, называемая им самим рацио-витализмом, обретает очерченность уже в труде «Meditaciones del Quijote» («Размышления о Дон-Кихоте», Мадрид, 1914), где он объявляет единственной реальностью человеческое бытие-с-вещами: «Я есть „Я“ и мои обстоятельства». Сам Ортега убежден [ источник не указан 3159 дней ] , что своей метафизикой он предвосхитил идеи Мартина Хайдеггера , изложенные в работе «Бытие и время» (1927). В целом Ортега относится к последнему холодно, называя его даже « гёльдерлиновским чревовещателем». Преломление рацио-витализма в теории познания порождает гносеологию « перспективизма », которая утверждает, что «жизнь каждого есть точка зрения на универсум» и что «единственно ложная перспектива — это та, которая полагает себя единственной».

Для становления философской школы в Испании большое значение имела преподавательская деятельность Ортеги. Так, в основу книги «Что такое философия» лёг курс лекций, прочитанных Ортегой в 1929 году в университете Мадрида (перевод выполнен Б. Пардо-Айусо и О. В. Никифоровым по изданию: José Ortega у Gasset. ¿Qué es filosofía? Revista de Occidente. — Madrid, 1972. — pp. 97-121).

Философия

В центре внимания в работах Ортеги-и-Гассета — социальные проблемы. В «Дегуманизации искусства» (1925) и «Восстании масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины « массового общества », под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.

Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы.

Ортега-и-Гассет критикует это положение духа «справа», считая его неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»).

Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».

Публикации сочинений в русском переводе

  • «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве: Сборник. — М. : Радуга, 1991. — 639 с. — ISBN 5-05-002557-5 .
  • Эстетика. Философия культуры. — М. : Искусство , 1991. — 592 с. — ISBN 5-210-02441-1 .
  • Что такое философия? — М. : Наука, 1991. — 408 с. — ISBN 5-02-008115-9 .
  • Веласкес. Гойя / Пер. с исп.; вступ. статья И. В. Ершовой, М. Б. Смирновой; комментарий и указ. имён В. М. Володарского. — М. : Республика, 1997. — ISBN 5-250-02624-9 .
  • Избранные труды / Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевич . — М. : Весь мир , 1997. — 704 с. — ISBN 5-7777-0016-0 ; 2-е изд. — М. : Весь мир , 2000. — 704 с. — ISBN 5-7777-0116-7 .
  • Камень и небо. — М. : Грант, 2000. — 288 с. — ISBN 5-89135-143-9 .
  • Восстание масс. — М. : АСТ, 2002. — 509 с. — ISBN 5-17-007796-3 .
  • Миссия университета. / Пер. с исп. М. Голубевой. — Мн. : БГУ, 2005. — 104 с. — ISBN 985-485-382-9 .
  • Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. — М. : АСТ, 2008. — 347 с. — ISBN 978-5-17-055340-2 .
  • Миссия университета / Пер. с исп. М. Голубевой, А. Корбута. — М. : ГУ-ВШЭ , 2010. — 144 с. — ISBN 978-5-7598-0735-3 .
  • Размышления о Дон Кихоте / Пер. с исп. Б. Дубина , А. Матвеева. — М. : Grundrisse, 2016. — ISBN 978-5-904099-21-3 .

Примечания

  1. — 2012.

Литература

  • Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета: Критический очерк. — М. : Наука , 1978. — 160 с.
  • Х. Ортега-и-Гассет // Философы двадцатого века. — М. , 1999.
  • / // Океанариум — Оясио [Электронный ресурс]. — 2014. — С. 476. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3 .
  • Руткевич А. М. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Пантин В. И., Столярова Т. Ф. Вырождение или возрождение?: Философские эссе о современной культуре и о творчестве Достоевского, Толкина, Ортеги-и-Гассета. — М. , 2006. — 304 с. — ISBN 5-902764-11-4 .
  • Тертерян И. А. У истоков эстетики Х. Ортеги-и-Гассета // Вопросы философии . — 1984. — № 11.
  • Ceplecha C. The Historical Thought of José Ortega y Gasset. — Washington, 1958. — 182 с.
  • Dobson A. An Introduction to the Politics and Philosophy of José Ortega y Gasset. — Cambridge, 1989. — 204 с.
  • Graham J. The Social Thought of Ortega y Gasset: A Systematic Synthesis in Postmodernism and Interdisciplinarity. — Columbia, 2001. — 568 с.
  • Gray R. The Imperative of Modernity: An Intellectual Biography of José Ortega y Gasset. — Berkeley, 1978. — 437 с.

Ссылки

  • Хосе Ортега-и-Гассет в философской библиотеке Гумер
  • Сочинение Хосе Ортеги-и-Гассета на сайте anthropology . rinet . ru
  • [lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ Сочинения Ортеги-и-Гассета] в русском переводе на сайте lib.ru
  • (исп.)
  • Хосе Ортега-и-Гассет . . — М. , 2000.
Источник —

Same as Ортега-и-Гассет, Хосе