2027 год
- 1 year ago
- 0
- 0
Амаларих (погиб в 531 ) — король вестготов в 511 — 531 годах .
Сын Алариха II и Тиудигото , дочери Теодориха Великого . Последний правитель вестготов из династии Балтов .
В 507 году вестготское королевство было разгромлено союзными войсками франков и бургундов в битве при Вуйе . Король Аларих II пал в бою, а пятилетний Амаларих, видимо, был укрыт вместе с частью вестготских сокровищ в крепости Каркасон . Франки осадили крепость, но взять её так и не смогли. В это время вестготским королём был провозглашён единокровный брат Амалариха Гезалех , сын Алариха от наложницы.
В 508 году на помощь Амалариху явилось сильное остготское войско во главе с герцогами Иббой , Маммо и Тулуином , посланное его дедом Теодорихом Великим . Оно сняло блокаду с Каркасона, деблокировало Арль и удержало франков от дальнейших завоеваний и спасло часть вестготских владений в южной Галлии . После чего Теодорих обратился против Гезалеха. Последний был разгромлен в сражении в окрестностях Барселоны , бежал и вскоре был убит. После этого никаких препятствий ни для Амалариха, ни для его деда в вестготской среде больше не возникало .
Теперь государство вестготов оказалось под верховной властью остготского короля. «Сарагоская хроника» под 513 годом отмечает, что Теодорих стал править в Испании в качестве опекуна Амалариха . С другой стороны, и Исидор Севильский , и « Хроника вестготских королей » пишут, что Теодорих правил в Испании 15 лет . Власть над вестготами остготский король фактически удерживал до своей смерти в 526 году . Таким образом, все эти источники дают приблизительно одно время — 513 или может быть 512/511 года, когда Теодорих утвердил своего внука в качестве официального короля, а себя — как фактического правителя. Исидор прямо говорит, что власть в Испании Теодорих получил только после уничтожения Гезалеха. Известно, что с Гезалехом воевал остготский герцог Ибба, посланный туда Теодорихом, и, можно предположить, что первое время он там и распоряжался. После смерти Гезалеха было устранено последнее легальное препятствие, и в таких условиях признать Амалариха королём, а Теодориха — опекуном уже не составило труда .
В науке также бытует мнение, что Теодорих был не только фактическим правителем, но и официально носил титул вестготского короля. То, что Теодорих Великий был фактическим и юридическим правителем вестготского королевства, подтверждается списками вестготских королей, в которых Теодориху отводится 15 лет правления ( 511 — 526 ), а его внуку Амалариху — 5 лет ( 526 — 531 ) . Не вполне понятно юридическое обоснование правления Теодориха. В данном случае не может идти речи об опекунстве, как предполагает Прокопий Кесарийский , так как законным королём тогда считался бы Амаларих. Но он был провозглашен королём только после смерти деда в 526 году , хотя по вестготским законам он имел право приступать к управлению государством с 15 лет, то есть примерно с 517 года . Стремление к как можно более тесному слиянию остготского и вестготского государств проявилось и в том, что Теодорих Великий приказал перевести из Каркассона в Равенну часть королевской сокровищницы, не попавшую в руки франков .
Не вполне ясно, какие мотивы побудили Теодориха Великого унизить своего внука и подчинить себе родное королевство Амалариха. Вероятно, после того, как его политика равновесия пала под ударами франков в 507 году , он захотел расширить сферу своей власти. Возможно, конечной целью Теодориха было образование готской сверхдержавы и восстановление единства остготов и вестготов. И на самом деле оба племени тогда объединились в одно. Действительно, в том, что Теодорих реально правил в Испании, ни в его время, ни в последующие годы никто не сомневался. По годам его правления датированы собиравшиеся в то время провинциальные соборы испанских церквей. О его правлении писал Исидор Севильский. Соответствующее место его «Истории» передано в рукописях в двух редакциях: в одной сказано, что Теодорих «управлял королевством Испании 15 лет» , а в другом — «правил в Испании 15 лет» . Однако, ни в том, ни в другом случае это правление не связывается жёстко с королевским титулом. Что же касается церковных соборов, то они могли датироваться годами фактического правителя. С другой стороны, «Сарагоская хроника» пишет, что Теодорих правил в Испании 15 лет, осуществляя опеку над малолетним Амаларихом. И «Хроника вестготских королей» пишет, что Теодорих не просто правил, а опекал своего внука Амалариха. Стоит всё же признать, что официального королевского титула по отношению к Вестготскому королевству Теодорих не имел, а являлся лишь опекуном своего внука, что, конечно же, не мешало его фактическому правлению в Испании и Септимании .
Сам Теодорих не покидал Италию, да и вообще за всё время своего опекунства ни разу в Испании не был. Он послал туда двух консулов, как их называет «Хроника вестготских королей», один из которых — Лиувирит — был готом, имевшим титул графа, а другой — Ампелий — римлянином и сенатором . Затем в Испанию был послан оруженосец Теодориха Теудис . Взаимоотношения между всеми этими лицами нам не известны.
Возможно, что Лиувирит и Ампелий занимались гражданскими делами, а Теудис командовал армией. Прокопий Кесарийский прямо говорит, что он был послан в качестве начальника войска . Такое положение сохранялось довольно долго. Ещё в 20-е годы VI века Ампелий и Лиувирит являлись ответственными и за отсылку зерна в Италию, и за надзор за сборщиками налогов, и за соблюдение мер и весов . Что касается Теудиса, то Иордан называет его «защитником, опекуном» Амалариха ; видно, что Теодорих доверял ему лично .
Каков бы ни был официальный титул Теодориха в Испании, он в своих отношениях с новыми владениями не стеснялся. На вестготские территории были распространены налоги, которые в Италии платили остготскому королю. Испания ежегодно должна была поставлять в Италию и особенно в Рим продовольствие, как это было во времена существования Римской империи . От своих представителей в Испании Теодорих требовал соблюдения его римских законов, независимо от того, совпадали ли они с вестготскими законами. С другой стороны, Теодорих, став фактически правителем обоих готских народов, стремился восстановить старое племенное единство. И лучшим средством для этого он считал смешанные браки. Поэтому таким бракам Теодорих всячески покровительствовал .
Теодорих Великий умер в 526 году , и после его смерти тесная связь между двумя ветвями готского племени прервалась вновь. Исидор Севильский писал, что Теодорих ещё при своей жизни сделал Амалариха полновластным королём . Однако гораздо вероятнее, что полностью самостоятельно Амаларих стал править только уже после смерти своего деда. Амаларих и Аталарих (от имени последнего выступала Амаласунта ) договорились о возвращении вестготской казны из Равенны и о прекращении уплаты испанскими подданными вестготского короля подати в Равенну, а взамен этого остготскими были официально признаны земли юго-восточной Галлии от Роны до Альп ( Прованс ). В своё время в Испании оказалось довольно большое количество остготов (видимо, в качестве воинов и чиновников), многие из которых женились на вестготках. После смерти Теодориха часть остготов, находившихся в Испании, вернулась в Италию, но часть пожелала остаться .
Став самостоятельным королём, Амаларих пытался продолжить политику деда как внутри страны, так и в отношениях с франками . Как и Теодорих, молодой Амаларих пытался установить хорошие отношения с местным населением. С его разрешения в 527 году в Толедо был созван собор ортодоксально-никейской церкви , и его участники благодарили за это «господина и славного короля Амалариха» . Другим проявлением этой политики явилось назначение в 529 году некого Стефана префектом Испании . Во время существования Римской империи префект претория официально являлся высшим чиновником, и недаром Зосим говорит, что эта должность считалась второй после скипетра. Он осуществлял общее руководство чуть ли не всеми сторонами гражданской жизни, в том числе судопроизводством и сбором налогов.
Его назначение свидетельствует о стремлении Амалариха иметь около себя фигуру, которая представляла бы интересы местного населения. С другой стороны, назначение префекта Испании отметало всякие возможные претензии назначаемого остготским королём префекта Галлии на какую-либо власть в Испании. Характерно, что это назначение произошло не сразу после реального вступления Амалариха на трон, а только через три года. Возможно, к этому времени и сам Амаларих счёл себя достаточно укрепившимся на своём троне, и была выработана политика по отношению к испано-римской аристократии .
Смерть Теодориха не только освободила Амалариха от опекунства деда, но и лишила его защиты мощного остготского короля. Осознавая, что не следует больше ожидать помощи из Равенны , он стремился к налаживанию союзнических отношений со своими опаснейшими противниками, франками . Хотя после смерти Хлодвига I Франкское королевство было разделено между его четырьмя сыновьями, которые не ладили друг с другом, оно всё же представляло грозную силу. К тому же франки не успокоились на захвате Аквитании и стремились к выходу к Средиземному морю . Да и вестготы не оставляли надежды вернуть себе потерянные галльские владения. Недаром Амаларих избрал своей резиденцией Нарбонну . Видимо, сначала Амаларих надеялся на мирное решение, и с этой целью он попросил у сыновей Хлодвига руку их сестры Хлодехильды (Клотильды) . Те, по-видимому, в тот момент тоже склонялись к мирному решению, в результате чего брак был заключён .
Однако политика Амалариха оказалась неудачной. Появление Хлодехильды при королевском дворе вызвало враждебную реакцию в среде вестготской арианской знати. Арианство считалось «готской верой», и появление рядом с королём королевы, придерживавшейся ортодоксально-никейской веры , могло рассматриваться как угроза готской власти над ортодоксальным населением Испании. Вероятно, под давлением своего окружения и сам Амаларих занял враждебную позицию по отношению к своей жене. Этим он предоставил её брату Хильдеберту повод к нападению. Григорий Турский пишет: «Часто, когда она шла в святую церковь, он приказывал бросать в неё навоз и различные нечистоты и, наконец, говорят, он так её жестоко избил, что она переслала брату платок, пропитанный её кровью» . О том, что Амаларих недостойно обращался со своей женой, не позволял ей совершать привычные обряды и что из-за этого вспыхнула война между готами и франками, пишет и Прокопий Кесарийский . Однако, как кажется, положение ортодоксально-никейской церкви при Амаларихе было довольно благоприятным. То, что Амаларих с неодобрением относился к вероисповеданию своей жены Хлодехильды, никак не отразилось на ортодоксах. Стремление Алариха II к образованию отдельной вестготской церкви также не нашло продолжения в политике его преемников .
Хильдеберт решил отомстить за сестру. Война началась в 531 году . Франки, вероятно, рассчитывали найти в Испании такую же поддержку местного ортодоксально-никейского населения, как и в Аквитании 24 года назад. Едва ли случайно, что именно в этом году был смещён со своего поста префект Стефан. Он мог стать (а может быть, и стал) центром объединения ортодоксальных и, следовательно, профранкских кругов испано-римской аристократии. Этим актом Амаларих явно укреплял свой тыл в условиях начавшейся войны. Больше ни о каких префектах Испании мы не слышим. Смещение Стефана официально было произведено на соборе, созванном в Жироне .
Хильдеберт предпринял поход в Септиманию (южная часть Галлии) и разбил вестготов в сражении под Нарбонной . Амаларих бежал в Барселону . Там он и был убит. Существуют различные сообщения о его гибели. По сообщению Сарагосской хроники, Амалариха убил франк по имени . Возможно, это был дружинник франкской супруги Амалариха. Согласно же Исидору Севильскому , презираемый всеми, он был убит собственными воинами . Григорий Турский изображает дело так: убийство было совершено неизвестным франком непосредственно после битвы при Нарбонне. Амаларих пытался бежать, но в последний момент, вспомнив об оставленных драгоценностях, вернулся в город, а войско Хильдеберта отрезало ему путь в порт, и вестготский король был убит франкским копьём раньше, чем сумел добежать до церкви, в которой хотел укрыться .
Хильдеберт I забрал сестру и её богатое приданое, но по дороге на родину Хлодехильда неизвестно от чего умерла . В результате этого похода Хильдеберт получил некоторые вестготские земли в Южной Галлии . Обычно речь шла о Родезе , но, как кажется, тогда же франкскими стали и некоторые другие земли, так как Прокопий говорит о всеобщем исходе вестготов из потерянных областей. На них осталась лишь незначительная часть низшего слоя вестготского общества .
Амаларих не имел сыновей. Ничего неизвестно и о каких-либо его родственниках. С его гибелью исчез королевский род Балтов . Это привело к мятежам и убийствам королей в последующей истории вестготского народа, ибо с этого момента каждый знатный гот считал себя вправе занять престол .