Interested Article - Окна сатиры РОСТА

«Окна сатиры РОСТА» ( Окна РОСТА ) — серия плакатов , созданная в 1919 1921 годах советскими поэтами и художниками , работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства , возникшая в период Гражданской войны и интервенции ( 1918 1920 ).

Характеристика

Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов . «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Владимир Маяковский в своей работе «Грозный смех» писал о них так: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. (…) Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек» .

За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах — обычно в пустующих гастрономических магазинах. В своих воспоминаниях В. Б. Шкловский утверждал, что:

«Окна РОСТА» правильно существовали и кончились тогда, когда опять появились магазины.

«В. Маяковский в воспоминаниях современников»

Окна сатиры возникли осенью 1919, первый плакат с текстом Грамен и рисунками Черемных был выставлен в Москве в начале сентября , к 1920 году «Окна РОСТА» добрались до Баку, Саратова, Харькова, Одессы, Ростова-на-Дону, выходили они до 1921 года. Темами плакатов были борьба с Врангелем и тифозными вшами, голодающие и т. п.

В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка и раёшника . Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2—3 цвета, выразительность силуэтов).

«Специфика их заключалась в немедленной реакции на самые злободневные вопросы и факты. Тексты „Окон РОСТА“ отличались простотой и точностью характеристик, идущих от традиций народных лубков и частушек. В этих текстах нашел своё яркое выражение талант Маяковского-публициста. (…) Плакаты РОСТА, как правило, многосюжетны. В них сложился и типизировался определённый дух персонажей, переходящих из плаката в плакат: рабочий, красноармеец, крестьянин, капиталист, поп, кулак» .

Противостоящие творческие организации

Окнам РОСТА, по мнению историка Владлена Сироткина , противостоял ОСВАГ :

«С высоты прошедших лет, читая воспоминания участников Гражданской войны с „красной“ и „белой“ сторон, начинаешь понимать, что оба „агитпропа“ — в Москве и в Ростове-на-Дону — были зеркальным отражением друг друга, только с обратными знаками. В Москве висели „Окна РОСТА“ со стихами Маяковского и Демьяна Бедного, в Ростове — „Окна ОСВАГа“ с виршами Наживина или „белого Демьяна“ рифмоплета А. Гридина. Там красноармеец протыкает штыком буржуя и белого генерала, здесь ражий доброволец — „жида“ Троцкого».

Владлен Сироткин "Зарубежные клондайки России"

Художники

Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных . Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский , создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор , И. А. Малютин , А. М. Нюренберг , М. Д. Вольпин , П. П. Соколов-Скаля , Б. Н. Тимофеев , В. В. Хвостенко и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде ( Л. Г. Бродаты , В. В. Лебедев , А. А. Радаков и др.), на Украине ( Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове , Баку и др. городах.

В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич , Аристарх Лентулов , Илья Машков и Кукрыниксы . «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.

Персональную выставку Маяковского «20 лет работы», экскурсоводом на которой был сам Маяковский, и в основу экспозиции которой легли «Окна сатиры РОСТА», не посетили ни представители творческой интеллигенции, ни руководящие лица .

См. также

Примечания

  1. .
  2. от 13 мая 2014 на Wayback Machine "Журнал «Смена» , опубликовано в номере № 280, Апрель 1936: «Сначала „Окна Роста“ делались в одном или двух экземплярах. Потом их научились размножать при помощи вырезанного из картона „трафарета“».
  3. (неопр.) . Дата обращения: 16 января 2011. 31 декабря 2010 года.
  4. «Искусство. Книга для чтения» Алпатов М. В. и др. стр.468 «Просвещение» 1969.
  5. от 8 января 2011 на Wayback Machine "Журнал «Смена», опубликовано в номере № 1755, Январь 2011: «Последний всплеск „лубочной активности“ пришёлся на „Окна РОСТА“».
  6. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. С. 302
  7. Марина Черкашина. . Версия гибели Маяковского в преломлении булгаковского романа (неопр.) (очерк из цикла «Параллели судеб») . « Российская газета » . — «Он (Маяковский) пытался напомнить о своих заслугах: „Окна сатиры РОСТА“, афиши выступлений, стенды с книгами, альбомы с вырезками из периодики. Вот только писатели, приглашенные на ту выставку, не пришли, как не пришли и вожди» . Дата обращения: 9 октября 2016. 5 января 2002 года.

Литература

  • Михаленко Н. В. // Русская литература. Оригинальные исследования. — 2014. (недоступная ссылка)
  • Михаленко Н. В. Плакаты В. В. Маяковского — единство визуального и вербального: от «Сегодняшнего лубка» к «Окнам РОСТА» // Rusistica Latviensis 5. Slavica — 2015: filoloģijas pētījumi. LU Akadēmiskais аpgāds. Latvijas Universitāte. — Riga, 2015. — С. 20—28 .
  • Иньшакова Е. Ю. Коллекция «Окон РОСТА и ГПП» в собрании Государственного музея В. В. Маяковского // Творчество В. В. Маяковского. — М. : ИМЛИ РАН , 2015. — Вып. 3: Проблемы текстологии и биографии . — С. 379—386 .
  • Лебедев П. И. Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. — М. : Искусство , 1949. — (Советское изобразительное искусство: монографии и исследования).

Ссылки

Same as Окна сатиры РОСТА